Феномен настроения: пути к осмыслению
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Феномен настроения: пути к осмыслению
shkuratov |
![]()
Отправлено
#1
|
Участник ![]() ![]() Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male ![]() |
Иван Шкуратов
Феномен настроения: пути к осмыслению Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 29.11.2005. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=23 Публикация: Иван Шкуратов |
![]() ![]() ![]() |
Dasha |
![]()
Отправлено
#2
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 134 Пол: Female ![]() |
Аргентинский писатель Х.И.Борхес (совместно с А. Биойем Касаресом) в своем сборнике «Собрание коротких и необычайных историй» (авторство некоторых историй вполне реально, других, эти шутливые писатели, просто выдумали) приводит такой рассказ (перепечатываю дословно):
О точности в науке …В этой Империи Искусство Картографии достигло такого Совершенства, что Карта одной Провинции занимала целый Город, а Карта Империи – целую Провинцию. Со временем эти несоразмерные Карты перестали удовлетворять, и Коллегия Картографов начертила Карту Империи, имевшую размер Империи и точнейшим образом совпадавшую с ней. Менее Приверженные к Изучению Картографии Последующие Поколения сочли, что столь пространственная Карта Бесполезна, и не без Непочтительности оставили ее на Милость Солнца и Зимней Стужи. В Пустынях Запада остались еще разрозненные Руины Карты, в коих селятся Дикие Звери и Нищие Бродяги; во всей Стране не осталось другого памятника Географическим Наукам. На что хочу особенно обратить Ваше внимание, Виктор, так это на проблему точности, решаемую масштабированием. В Вашей интерпретации Хайдеггера не выдержан масштаб. Что можно посоветовать? Разберите Хайдеггера на кубики (понятия) и попытайтесь сами построить макет, отражающий оригинал в существенных моментах. Что бы любой, глядя на Ваш макет воскликнул: «Ба, так это же Хайдеггер!». Предлагаю свой «макет» работы «Бытие и Время» по проблематике настроения: Основа Хайдеггеровской концепции настроения – это феноменология, суть которой в исследовании форм сознания, свойств мышления и т.д. без их Содержания. При определении феномена настроения мы исходили из фотографического снимка потока сознания, т.е. в ситуации здесь-и-сейчас, Без относительно содержания того или иного настроения, рассматривая его как чистый феномен мы определим его следующим образом. 1) настроение – есть свойство сознания (сознания или бессознательного неважно), основная функция которого - сохранение целостности (восприятия, отношения к реальности – физической или социальной) бытия, 2) настроение характеризуется эмоциональной вовлеченностью, проявляется через такие характеристики, как захваченность, м.б. даже тотальности (умонастроение же характеризуется рациональной, когнитивной - в общем, умственной – вовлеченностью); (далее идет мое допущение: 3) в основе настроения лежит доминирующая ценность, через преломление которой мы и имеем бытие (реальный мир глазами человека) в его чувственном переживании, т.е. эмоциональном). Хайдеггер чуть приоткрыл «скобки» Гуссерля введя категорию бытие. Таким образом мы имеем бытие здесь-и-сейчас. Если рассмотреть бытие в динамике (во времени) – Бытие здесь-и-сейчас1, Бытие здесь-и-сейчас2, Бытие здесь-и-сейчас3… - , то мы получаем и динамику настроений (т.е. их чередование, смену): Настроение здесь-и-сейчас 1, Настроение здесь-и-сейчас 2, Настроение здесь-и-сейчас 3. (Получается некая прямая, состоящая из множества точек). Для того, чтобы как-то приблизиться к раскрытию этой прямой, можно разделить ее на отрезки (но не произвольно, а в зависимости от характера бытия или того или иного настроения), т.е. мы можем получить различные ситуации (работа, семья, личная жизнь и т.п.), и соответственно, настроения человека в этих сферах, которое так или иначе постоянно, и меняется только с изменением, скажем условий труда или взаимоотношений в коллективе (для трудовой сферы). Получается, что настроений множество, но чтобы сохранить целостность бытия человека в не зависимости от различных ситуаций этого бытия, Хайдеггер вводит понятие основонастроение (по всей видимости представление о смысле жизни является здесь Самой Доминирующей Ценностью). При объяснении концепции Хайдеггера, основным связующим моментом выступает Время. Через него только и можно понять Заботу и Тревогу. Забота и Тревога – есть актуализация главенствующей ценности (смысла жизни) и ее поиск в ситуации смены Бытия здесь-и-сейчас1, Бытия здесь-и-сейчас2, Бытия здесь-и-сейчас3 и т.д. При этом крайне важно то, что Забота и Тревога – по всей видимости, - это не содержание настроений а Условие их перехода, т.е. динамики основонастроений. Для понимания этого лучше обратиться к Кафке («Замок»). Из бытия здесь-и-сейчас1 и характерного для него настроения, в основе которого лежит представление о смысле жизни1 главный герой переходит (попадает) в ситуацию бытия здесь-и-сейчас2. Но поскольку настроение1 (и представление о смысле жизни в ситуации здесь-и-сейчас1) не могут никак помочь ему в ситуации здесь-и-сейчас2 (в Замке), возникает Тревога, инициирующая пересмотр его представления о смысле жизни1(через смену настроения1 на настроение2). Но поскольку в жизни обычного человека такие экстраординарные ситуации случаются не так часто, то основонастроение его (представление о смысле жизни) в различных ситуациях его бытия все же не является таким изменчивым, следовательно Тревога его и не тревожит. Ну и поскольку жизнь человека - это постоянный переход от бытия здесь-и-исейчас1, здесь-и-сечас2, здесь-и-сейчас3 и т.д., то Тревога и Забота о смысле жизни есть, вероятно, и основонастроение, как постоянный поиск целостности бытия и по времени (1,2,3... между этими ситуациями), т.е. по горизонтали, и для новой ситуации здесь-и-сейчас, т.е. по вертикали (в статике). Теперь можно проанализировать те ситуации, в которых возникает эта Тревога. Понятно, что не при всех переходах между бытиями здесь-и-сейчас. Поскольку бытие есть человек в реальности (физической, социальной…) и если представить эту реальность в виде информации, получаемой индивидом, то ставиться проблема переработки этой информации. Если у человека есть большой опыт в бытии различных ситуаций, то Тревога у него не возникает, перенастройки нет, он просто перерассматривает, осмысливает ситуацию находясь в том-же настроении, что и раньше. (Тут можно обратиться к идее тождественности поступившей информации уже имеющейся в сознании, и соответственно здесь уже прорисованы ходы на ее реагирование). Но если эта ситуация экстраординарная, бытие в которой не позволяет использовать имеющийся опыт – только тогда возникает Тревога. Неслучайно Больнов в «Новой укрытости» вспоминает подростков, молодежь, как не имеющих обширного жизненного опыта. Да, в своих размышлениях я иногда использую Содержание тех или иных настроений, но только для уточнения феномена настроения как формы, свойства сознания, т.е. в чисто феноменологическом ракурсе. |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 29th June 2025 - 11:22 AM |