Мутация ценностей
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Мутация ценностей
shkuratov |
![]()
Отправлено
#1
|
Участник ![]() ![]() Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male ![]() |
В последнее время на телевидении все чаще обсуждается тема нравственности (насилия, порнографии и т.п.) в СМИ. Но обсуждается она как-то вкривь и вкось, что впрочем не удивительно, когда ее обсуждают на уровне журналистики или юриспруденции... Очередная схватка Ксении Собчак с очередным "законодателем" функционирует в режиме пиара ее "Дома", только и всего. Государство (да и общество в целом) в лице своих законодателей понимает, что ситуация выходит из под контроля, что интересы бизнеса (в данном случае с приставкой "шоу-"), работающего по закону спроса и предложения, входят в противоречия с интересами и регулятивами государства, но не может предложить никаких внятных решений. А противоречия налицо.
Возьмем "Радио шансон", на котором с утра до ночи крутят блатные романсы, прививающие молодому поколению воровскую романтику, поэтизирующие "Владимирский централ" и деяния, предусмотренные УК РФ. Скажут: так ведь это искусство (и иногда даже: Искусство, подтвердят примерами из "великих")! Не спорю. Или просто заметят, что это "всего лишь песенки". А вот здесь не соглашусь... Так ли безобидны эти песенки, облагораживающие то и тех, что и кто в УК государством с санкции общества называется преступлением и преступником? Интересно, как люди вообще представляют себе ПРАКТИКУ трансформации системы ценностей? Понимают ли они, что все теории "нейролингвистического программирования" и иже с ними остаются лишь теориями, покуда не обретают простых и эффективных форм, способов вписывания в реальность? Знают ли они о том, что ценности всегда прививались человечеству в поэтизированных формах мифов, притч, проповедей? И что поэзия, положенная на музыку, многократно усиливает эффект бессознательной трансляции определенных настроений? Недаром Ницше, известный законодатель новых ценностей, боготворил поэзию и музыку и представил свою по сути натуралистическую философию в столь поэтической форме, сознательно подражая стилю Евангелия? (Не припомню в новоевропейской истории более поэтического натурализма.) Если прослушав несколько часов к ряду блатняк, начинаешь чувствовать неполноценность и ненормальность от того, что не знаком с корешами, не посетил достопримечательный централ и не отведал тюремной баланды, то это верный симптом того, что твое сознание было успешно переформатировано. Ценностные мутации поджидают нас на каждом шагу. И процесс уже зашел далеко… Недавно, принимая зачет, схватил себя на том, что я словно бы оправдываюсь и извиняюсь (за то, что не могу поставить зачет), посылая неучей, уверяющих меня, что Дарвин сформировал свою теорию на основе идей Эйнштейна, «подучить материал курса». Далее я с удивлением отметил, что в ситуации, когда студентка от имени всей группы предлагает мне сделку (или просто взятку), чтобы не сдавать зачет, она выглядит более спокойной, убедительной и вписанной в контекст ситуации, нежели я, не умеющий рассмеяться ей в лицо за само предложение купить меня по дешевке… Т.е. ее предложение и мое согласие рассматриваются сторонами как «нормальное» явление, а мое несогласие как аномалия, требующая определенных усилий. Итак, правда поменяла свою ориентацию, или мне это только кажется? Впрочем, я всегда был и остаюсь исследователем именно таких «кажимостей», феноменов. |
![]() ![]() ![]() |
Алексей Шухов |
![]()
Отправлено
#2
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Advanced Users Сообщений: 235 Пол: Male ![]() |
Здравствуйте, Иван Николаевич! QUOTE(shkuratov @ Jun 11 2005, 11:55 PM) Интересно, как люди вообще представляют себе ПРАКТИКУ трансформации системы ценностей? Понимают ли они, что все теории "нейролингвистического программирования" и иже с ними остаются лишь теориями, покуда не обретают простых и эффективных форм, способов вписывания в реальность? Знают ли они о том, что ценности всегда прививались человечеству в поэтизированных формах мифов, притч, проповедей? И что поэзия, положенная на музыку, многократно усиливает эффект бессознательной трансляции определенных настроений? Недаром Ницше, известный законодатель новых ценностей, боготворил поэзию и музыку и представил свою по сути натуралистическую философию в столь поэтической форме, сознательно подражая стилю Евангелия? (Не припомню в новоевропейской истории более поэтического натурализма.) Если прослушав несколько часов к ряду блатняк, начинаешь чувствовать неполноценность и ненормальность от того, что не знаком с корешами, не посетил достопримечательный централ и не отведал тюремной баланды, то это верный симптом того, что твое сознание было успешно переформатировано. Давайте рассмотрим такую общетеоретическую проблему "ценности респектабельности", ну насколько социально позитивно представлять себя добрым, умным, профессиональным и т.п. И начнем, естественно, с философии, и спросим - а насколько собственно философия респектабельна? Эта преподаваемая в университетах дисциплина научно состоятельна? Нет, она состоятельна только на КОНКРЕТНОМ уровне как коллекция данных, не обязательно эмпирических, но всяких, собранных из всех возможных случаев и проявлений действительности. Философия просто обязана быть КЛАССИФИЦИРУЮЩЕЙ НАУКОЙ, а классификации от нее - придется ждать до греческих календ. Проблема, которую вы поставили, распадается на проблематику духовного наполнения и восприятия духовного наполнения. В вашем представлении - а вы ФИЛОСОФ - не прослеживается этого различия. Равно тому, что вы будете читать в тексте Ленина мысль о том, что "ощущение непосредственно" и принимать за чистую монету, даже не пытаясь проверить у физиологов - а как оно действительно работает. Если бы я слушал "Шансон", я бы сразу заговорил о "биологизме" людей, которых такая духовность наполняет. И сразу бы сказал - если такие люди доминируют в некоей стране, она - не страна творцов; культурный контекст - это и ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ контекст (хотя следует принять во внимание деструктивность и культурного экстремизма, превращения культуры в источник ценностей, что у нас тоже встречается). Следовательно, болезнь страшна когда терапии не существует. А погружение в чуждый контекст должно вырабатывать иммунитетные реакции, а мы, я замечаю в философии такую установку, все пытаемся понимать культурный поток как "прямой текст". Мои предложения: а) философии, прежде чем объяснять ЧТО написал Ленин, объяснять, что же такое "написанное Лениным", ввести фигурантов "конкретной субъективности" (тогда слушание "Шансона" будет убеждать вас в том, что это, все-таки, сыны человеческие, а не такие очень хвостатые и с добрыми глазами); б) больше уделять внимание РАНЖИРОВАНИЮ культурных продуктов. Просто поставьте себе вопрос: можете ли вы о каком-то отечественном современном философе сказать, что это философское "лицо нашего времени", о какой-то идее что это "идея нашей эпохи". Это весьма сильные средства, которые, все же, недооценены. Тот же марксизм, навязанный обществу как "идея эпохи", что же он наделал! Алексей |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 9th June 2025 - 06:56 PM |