Дух и материя
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Дух и материя
Времяоныч |
![]()
Отправлено
#1
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 179 Из: Русь, Белгород ![]() |
Слово дух часто встречается в философских рассуждениях, относящихся к метафизике. Сторонники материалистических направлений философии его практически полностью игнорируют.
У Аристотеля еще не было понятия дух. Вместо него использовалось понятие движение. Аристотель определяет категорию «движение» через категорию «возможность»: «движение есть осуществление того, что есть в возможности». [1. T.1. c.289] (Аристотель) Частным случаем движения является действие, которое понимается как движение к цели: «Если в движении заключена цель, то она и есть действие». [1. T.1. c.242] Если рассматривать дух как движущее начало, то его следует отнести к разряду фундаментальных философских категорий. Таких близкородственных категории три: материя, дух, форма. Эти три категории практически немыслимы друг без друга. Частный вид (физический) соотношения духа и материи описывается формулой Е=mс2. Где с2 пространственно-временной коэффициент нашей вселенной. Конечно, нельзя сводить философию к физике, но иногда параллели кажутся удачными. Материя и дух дают разнообразие форм реальности. Сознание, объективная реальность, субъективная реальность - все это формы, которые приобретают материя и дух. Из выше названных трех категорий древние греки отдавали предпочтение форме. Под влиянием христианства на первое место в философских рассуждениях стал выходить дух. Он рассматривался многосторонне. И как сознание, и как идеальное, и как Демиург. В противовес этому направлению Маркс на первое место выделил другую категорию - материю. На категориальном уровне материя, дух, форма очень абстрактны и не могут дать каких то идеологических выигрышей. Но при игнорировании категории, получившей серьезное значение в метафизических рассуждениях, становится возможна, идеологическая «победа» над религией, обоснование «материальности» экономического базиса и т.д. Ленин дал такое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». [2. Т.18.С.131] (Ленин В.И.) Но объективная (субъективная) реальность - это форма, которую материя может дать только в движении, то есть при участии духа. Значит, реальность - это духовная трансформация материи. Благодаря духу (движению) происходит развитие (качественный скачек) материи в сознание, сознания в разумность, разумности в божественность. Что же можно сказать в пользу религий? Это то, что христианство и брахманизм каким-то чутьем уловили тройственность, трехипостасность основания мира. Дух, материя и форма должны рассматриваться в неразрывном единстве. Можно обожествлять дух. Но с тем же успехом можно обожествлять материю или форму. Философия должна быть выше этого. Старый философский вопрос, что первично, материя или сознание, должен быть решен диалектически. На ранних стадиях возникновения сознания материя имеет решающее значение. При развитии сознания, оно осваивает возможности управления материей. На высших степенях развития сознание играет управляющую роль над материей. Истории философии и религий дают нам много ценных находок, которые объединяются понятием духовность. Дух аксиологически нейтрален. Но духовность предполагает четко сформулированные понятия о целях и ценностях. О духовности следует говорить при высшем развитии духовно-материального мира, при том развитии когда сознание становится разумом берущим на себя ответственность за жизнь на Земле. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976-1984. 2. Ленин В.И. Полн.собр. соч. Вадим Емельянов. |
![]() ![]() ![]() |
Странник |
![]()
Отправлено
#2
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 514 Пол: Male ![]() |
Даша
QUOTE Постмодернизм - это не источник хаоса; тем более, философия, зафиксировавшая ИЗМЕНЕНИЕ - вовсе не причина хаоса. Даша, я имел в виду наоборот,т.е. не источник или причину хаоса, а следствие хаоса как причины. Т.е. то,что из хаоса... В подтверждение моих слов, даю названия двух книг. Книга известного физико-химика И.Пригожина называется "Порядок из хаоса". А поближе к философии,например, книга Л.А.Марковой "Философия из хаоса"(Ж.Делёз и постмодернизм в философии,науке,религии). Читаем: "...План имманенсии, по делёзу и Гваттари, непосредственно выдвигается из хаоса, он есть как бы срез хаоса и действует наподобие решета. Хаос - это "не столько отсутствие определённостей,сколько бесконечная скорость их возникновения и исчезновения. ...Хаос хаотизирует, растворяет всякую консистенцию в бесконечности, в которую погружается мысль(в этом отношении хаос обладает как физическим, так и мысленным существованием)". "План - это образ мысли(и соответствующая ему материя бытия). ...Как можно понять Делёза и Гваттари, каждый план содержит не только отобранное им из хаоса и использование для собственного начертания, но и сам хаос,просачивающийся в план и окружающий его". И после всего этого ваше... QUOTE Ризома не есть хаос - это просто новое состояние социальной системы(сферы). Читаем начало статьи МОЖЕЙКО: "Ризома - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации..... Термин "Ризома" введён в философию в 1976 Делёзом и Гваттари...". Итак, Ризома - это не какое-то понятие, а именно понятие философии постмодерна, а следовательно она не может выражать никакое новое состояние вне состояний философии постмодерна, т.е. если "мир потерял свой стержень"(Корень/ РАЗУМ/Логоцентризм),то мир начинает характеризоваться Ризоморфными состояниями(Корневищем) среды. Если же РИЗОМЕ придать глубинный центр, то получим РАЗУМ(обратная направленность понятий через РЕЗЮМЕ(вывод) можно предложить в такой последовательности как РИЗОМА - РЕЗЮМЕ - РАЗУМ( РЗМ/МРЗ(=МоРоЗ Дед). ![]() Итак, приближаясь к хаосу, мы утратили линейный логоцентризм,но не обрели ещё нелинейный логоцентризм, поэтому вместо ЧИСТОГО РАЗУМА(или КРИТИКИ ЧИСТОГО РАЗУМА) вынуждены оперировать его поверхностными эффектами в виде РИЗОМорфных проявлений(Зеркало логоцентризма разбилось и мы вынуждены смотреть на мир через различные осколки этого разбитого зеркала(каждый видит мир через собственный осколок). Травы, травы, повсюду одни только травы зеленеют, и ни одного деревца(все посрезали,только пни торчат,напоминая о былом величье Логоса). Что же касается Основного Вопроса, то, в связи с реальностью ХАОСА, этот ОВ мы вынуждены разделить на два ОВ,прибавляя к ОВФ ещё и ОВнФ(Основной вопрос науко философии),который имеет не непреходящую(Абсолютную)разрешённость, а преходяще-переходящую(Абсолютно-относительную) разрешённость,как нахождение МЕРЫ всего или первичного начала материализма. Ёжик выходит из тумана... ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 29th June 2025 - 05:45 AM |