Современный материализм, Перспективы материализма
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Современный материализм, Перспективы материализма
Алексей Шухов |
![]()
Отправлено
#1
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Advanced Users Сообщений: 235 Пол: Male ![]() |
Современный материализм Из всех нарпавлений философии свое развитие в России преравло только одно - материалистическое. Мне интересно обменяться мнениями о перспективах материалистической философии и на этой основе попытаться понять, что же можно пониать под предметом философского "материализма" вообще. Если говорить об интеллектуальной атмосфере, то упоминание философского материализма сейчас вызывает в основном негативную реакцию. Главным образом причиной этого является то, что он длительное время нашей истории играл роль знамени определенной политической тенденции, пришедшей к своему фиаско. Основные концепции, которые ассоциировались с философским материализмом были выдвинуты в тех текстах и теми мыслителями, в компетентности которых в самой трактуемой ими проблеме можно сильно усомниться. В.И. Ленин, с которым связывается философский материализм в нашей стране, был поверхностно осведомлен в области точных наук и, что несомненно, обнаруживал свою полнейшую неграмотность в областях физиологии и психологии. И это не говоря уже о том, что он позволял себе формулировать определения, примером которых является его знаменитое "определение" материи, ссылающиеся на само определяемое. Материя есть нечто, что фиксируется ... материальными же рецепторами. Кроме того, по совершенно непонятной причине, материализм ассоциировался еще и с вульгарной социологией (причина, конечно, понятна, одна из инкарнаций вульгарной социологии носила название "марксизм"); и это при том, что как будто бы никто и не знал других, вполне материалистичных и научно более обстоятельных социологий, например, М. Вебера. К этому же еще примешивался антимальтузианский ригоризм марксизма ... В итоге все, что могло бы реально дискредитировать философский материализм в глазах мыслящего человека, было реализовано на практике. Но это интеллектуальное влияние ограничивалось пределами "территориальных границ социального эксперимента", и за ними материалистическое направление философии продолжало свое успешное развитие. Но об этом я поговорю чуть позже, я сейчас - о том, что все-таки осталось от материализма, несмотря на все несчастья этой обрушившейся на него вульгаризации. С чем всякий, кто бы не говорил на эту тему, продолжает отождествлять материализм? Вопрос, на самом деле, не так прост - в наше время, с появлением квантовомеханических моделей, физическая картина мира потеряла черты материалистически однозначной. Причем это не только на уровне физики, но и на уровне химии - явления изомерии, в которых другие свойства вещества определяются только РАСПОЛОЖЕНИЕМ частиц вещества тоже превращает "отношение" в неотъемлемую составную часть материи. Социальные модели, существовавшие в вульгарных псевдоматериалистических интерпретациях, тоже показали свою весьма слабую состоятельность (несмотря на то, что Уго Чавесы и Лулу да Сильву имеют место). Но остается одно нечто в области познания, что продолжает символизировать и обозначать материализм. Это ... может назвать каждый - эволюционная теория происхождения высших форм биологических организмов из некоей начальной "живой субстанции", определенность в вопросе о которой пока не достигнута. Всякий оппонент материализма, только заговаривающий на тему этого философского направления, несомненно превращает всякого материалиста в дарвиниста. Хотел того Ч. Дарвин или не хотел - ему предуготовано судьбой оказаться знаменем материалистического философского направления. Материализм оказался в парадоксальном положении - он выстраивается не из точки некоего его "начала", а началом его построения выбирается некоторая "срединная" для самой познавательной модели "материализм" позиция. Физическая среда входит в материалистическую философию посредством трактуемой в эволюционистком смысле энтропийной модели; общественная система - возникает в материалистической философии в виде "смены общественно-исторических формаций". Мораль подобного положения вряд ли может оказаться иной: материалистическое представление в целом истолковывается сейчас именно в качестве концептуального принципа "всеобщего эволюционизма". Материализм свелся в нашем понимании к идее "всеобщей динамики", он оказался философией "вечного непостоянства". Насколько правомерна такая редукция материалистической философской концепции, мне бы и хотелось спросить. Но мы пока говорили о ситуации "внутри железного занавеса", а ведь и за его пределами находились те, кто продолжал разработку различных философских моделей. "В мире в целом" существует, в частности, философский (материалистический) журнал "Monist", публикующий исследования, как они обозначаются лидерами этого направления, "онтологического" толка. Фактически так, как материализм присуствует в современной западной философии, он оказывается адресной философской теорией предметных областей - от онтологических констуитивов до любого вида бытийной самоопределенности обретающихся в мире реалий ("онтологизм" не собирается ограничиваться физикализмами и исследует такие сущности мира как "текст", "фирменная марка", "социальные объекты" и т.п.). Выход этого развития видится западным философам в сфере создания обширных классификационных систем. В частности, можно назнавать проект "Всеобщего онтологического языка" (GOL), использование которого предполагается, в частности, в систематизации медицинской диагностики. Это направление довольно активно, но, что меня весьма удивляет, мало у нас известно. В какой-то мере к философскому материализму можно причислить и современную психологию (в частности, огромное влияние на западных материалистов оказал психолог К. Коффка), теоретизиующую проблемы функционирования нейросоматической системы. Подобное исследование в наше время невозможно без проведения параллели "мозг - компьютер", что заставляет думать о необходимых, но еще не сделанных философских выводах. Другое дело, показательно то, что область философского дискурса покинула сама категория "материя", западные "онтологисты" ограничиваются анализом "объектов" (entity), но не результирующего свойства "материя" (substance). "Объекты" исследуются ими через анализ наборов присущих подобным объектам признаков без типизации природы этих признаков. В России подобного класса исследования в академической философии мне неизвестны или, еще одна особенность, они излишне обряжены в научные "одежды" - авторы пытаются сразу строить в них и математические модели, что, на мой взгляд, не вполне оправдано. Таково, как оно мне видится, положение дел в философском материализме. Хотел бы услышать оценки проблемы "перспектив философского материализма" и со стороны других участников наших дискуссий. Алексей |
![]() ![]() ![]() |
shkuratov |
![]()
Отправлено
#2
|
Участник ![]() ![]() Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male ![]() |
Интересная и нужная тема. Всякая тема хороша, когда ее обсуждают со знанием дела.
![]() Мое же частное мнение состоит в том, что в наш век оппозиция материализм - идеализм представляется устаревшей. Возможно, физика и психология c философией, начав с противоположных концов, скоро окончательно сотрут границу между "материальным" и "идеальным". И, скорее всего, это будет означать не сведение одного к другому, а признание, что обе стороны являются сторонами одного начала, или они являются взаимодополнительными по принципу Бора, или проблема будет разрешена еще каким-то нетривиальным образом. Определенные предпосылки для этого имеются, достаточно посмотреть, как изобретаются и о чем толкуют современные фундаментальные физические теории, с одной стороны, и то, чем занимаются современные экспериментальные психологи (и даже нек. философы), с др. стороны. А вам как кажется? Кстати, в наше время большие силы брошены на решение проблемы искусственного интеллекта. Уверен, что возможное решение ЭТОЙ проблемы не будет означать решение проблемы материализм-идеализм, а вот решение последней может подтолкнуть и к решению первой, но на принципиально иных, нежели математико-"вычислительный", принципах. Сообщение отредактировал shkuratov - Mar 18 2005, 09:33 PM |
Алексей Шухов |
![]()
Отправлено
#3
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Advanced Users Сообщений: 235 Пол: Male ![]() |
Здравствуйте, Иван Николаевич!
По части оппозиции "материальное - идеальное" я вполне согласен с тем, что ее философское исследование приведет к позитивному результату. Но я не согласен с тем, что физиологические системы допускают их понимание как напрямую реализации "идеального". "Треугольник" как принцип всякой треугольной структуры физического мира является идеальной сущностью, "ощущение" же как вполне реальный физиологический (физический) процесс работы структур мозга не обладает идеальностью. Идеальностью может обладать, например, только ПРИНЦИП "механизм конкретного ощущения", равно же как какой-нибудь "механизм турбулентности". Иллюзия, на мой взгляд, думать, что "духовная жизнь" - это идеальная сущность. По части "избретений" современной физики следует сказать, что они представляют собой "контронтологическую" тенденцию, попытку рассматривать физические предметности не феноменологически, а как "комплексы отношений". Данный подход поднимает достаточно много философских проблем и требует от философии его активного анализа. О проблеме "искусственного интеллекта" я хочу сказать, что он фактически УЖЕ ЕСТЬ. Другое дело, что к нему обращены повышенные ожидания - он должен саморазвиваться. Для этого машине следует приобрести способность инициировать собственное развитие, то есть научиться намеренности, а, следовательно, и побуждению индивидуализации. Если кто более всего работает в области проблем, ведущих к созданию искусственного интеллекта, то это лингвосемантика. База интеллекта - язык - (более глубокая основа интеллекта - аналогия, но методом аналогии владеют и приматы) - это система многообразных средств передачи смысла. Причем способы этой передачи весьма изощрены, многообразны и переплетены. Если лингвосемантика создаст общую теорию конструирования вербально-грамматических средств переноса смыслов, то написать соответствующую программу кодирования и декодирования составит, конечно же, определенную трудность, но трудность вполне преодолимую. Исходя из показанных в моих сообщениях положений, я могу сказать, что не вижу никаких перспектив идеалистической интерпретации действительности - любая проблема, так или иначе, сводится к работе физических механизмов. (Как происходит вербализация - посредством деятельности мозга при исполнении определенных алгоритмов.) Другой вопрос, мне не вполне ясна одна проблема онтологической интерпретации - что такое МАКРООРГАНИЗАЦИЯ? Белок представляет собой макроформу химической активности, ощущение - макроформу физиологической активности. Что такое в ОНТОЛОГИЧЕСКОМ смысле "макроформа"? Может, кто знает, подскажет? Алексей |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 8th June 2025 - 05:19 PM |