объективное мышление, объективное мышление
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() ![]() |
объективное мышление, объективное мышление
Царёв Павел |
![]()
Отправлено
#41
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 378 Из: Тамбов ![]() |
Вы: «И. поверьте, знаю, что говорю». Верю. Но только меня продолжают терзать «смутные сомнения». Вот, например, почему Вы пишете, что известны ДВЕ формы мыСЛИ, но ТРИ формы мыШЛЕНИЯ? Первое, что приходит на ум: мысль – это нечто дискретное, а мышление – это ПРОЦЕСС движения (изменения) мыслей. Но тогда почему нечто дискретное, так сказать, неизменное, является одновременно и формой мысли и формой мышления и почему в этом «дуализме», по-Вашему, отказано умозаключению? Посмотрел я «дедушку» Гегеля (ох, уж этот «схоласт»!). Он пишет удивительные вещи: «Понятие как таковое содержит в себе: 1) момент всеобщности…2) момент особенности… и 3) момент единичности… ((«Энциклопедия философских наук. Т.1 1974. С.345) и далее поясняет, что в этом, так сказать, «категорийном аспекте» (общего – единичного) понятие и движется, постоянно самоопределяется. Суждение же тоже суть не только форма мысли, как нечто неподвижное, оно суть постоянное «различающее отношение» в понятии этих моментов (общего,особенного и единичного) (так сказать, в суждении субъект всегда «стремится» к предикату).Умозаключение же у Гегеля: «есть единство понятия и суждения; оно есть ПОНЯТИЕ как простое тождество, в которое возвратились различия форм суждения и оно есть СУЖДЕНИЕ, поскольку оно вместе с тем положено в реальности, а именно в различии своих определений» («Энциклопедия философских наук. Т.1 1974. С 365). Т.е., выражаясь проще:
- СОСТОИТ из ПОНЯТИЙ и СУЖДЕНИЙ, и результатом умозаключения является тоже СУЖДЕНИЕ. Другими словами, в умозаключении (так сказать, в «содержании умозаключения») ничего другого нет, кроме ФОРМ МЫСЛИ; - оно НЕ ТОЛЬКО движение мысли (т.е. мышление). Оно ОГРАНИЧЕНО (ибо «возвращается»). И это ограничение, как часть, сторона умозаключения, суть ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА, в которой движутся мысли (содержание), и которая также суть как понятие, так и суждение, т.е., в итоге, умозаключение, как понятие и суждение, не только форма мыШЛЕНИЯ, но и форма мыСЛИ… Н-да. Может, это у меня такие глупые мысли? Не поленился, заглянул в Интернет: «Предметом изучения логики являются формы мысли… Форм этих НЕСКОЛЬКО, среди них одни проще по своему строению, другие сложнее (ср. с моим «составом» умозаключения – прим. Моё)… Предложенной последовательности изложения логического материала мы будем придерживаться при рассмотрении всех форм МЫСЛИ: понятий, суждений, умозаключений и ДР.» (Логика В_Кобзарь.htm). «Формальная логика - наука, изучающая формы МЫСЛИ - понятия, суждения, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, доказательства - со стороны их ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ, т. е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания» (формальная логика.htm). «Основные ФОРМЫ логической мысли - понятие, суждение, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ» (Центр переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению.htm). Хватит? Честно говоря, даже искал специально, где говорилось, что форм мысли: две. Нашёл-таки ОДНО – у учителя биологии МОУ «Гимназия» г. Абакана: «Мысль имеет две формы: понятие и суждение» (http://www.gymnazium abakan.khakasnet.ru/doc/2006/biolgia.doc). «Не густо», однако, для того, что известно «две тыщи лет». Но любопытство моё – неистощимо. Меня заинтересовало кое-где мелькавшее замечание: «…и др.» (формы мысли). Э.В. Ильенков о формах мышления у Гегеля пишет: «…мышление, каким оно выступает в логике, - это то же самое мышление, которое РЕАЛИЗОВАЛО себя в виде знания о мире, в виде науки, ТЕХНИКИ, искусства и нравственности. Однако по ФОРМЕ они (мышление в логике и мышление РЕАЛИЗОВАННОЕ – прим. Моё) далеко не одно и то же. Ибо «одно дело – иметь такие ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ и ПРОНИКНУТЫЕ МЫШЛЕНИЕМ чувства и представления, и другое – иметь МЫСЛИ О ТАКИХ ЧУВСТВАХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ» (Гегель. Энциклопедия…Т.1. С.86)» (Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 121 – 122). Поясняю попроще: формальнологическое мышление, имеющее три (по Вашему – две) основные формы мысли – не единственный способ мышления даже В ВЕРБАЛЬНОЙ сфере, не говоря о других сферах мышления, также, надо полагать, имеющих СВОИ формы мысли. Итак, для чего это я писал? Ах, да!.. То, что Вы писали мне в своих сообщениях, было СОДЕРЖАНИЕМ Ваших мыслей или ФОРМОЙ? Я думаю, содержанием, ибо если я Вам сказал БЫ, что Ваши мысли, дошедшие до меня – БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНЫ, я думаю, Вы бы возмутились. Итак, я воспринял Вами написанное, начал его изучать в меру своей объективности (т.е. размышляя сам, а также опосредуя Ваши мысли превалирующим мнением сообщества ПРОФЕССИОНАЛОВ философии и логики, которое, как более достоВЕРное, считается более ОБЪЕКТИВНЫМ) и пришёл к выводу (возможно, неправильному), который Вам сообщаю: «Ваше мнение по поводу форм мысли и мышления СУБЪЕКТИВНО», т.е. я буду подразумевать при этом не ФОРМУ Ваших мыслей, а их СОДЕРЖАНИЕ, подразумевать, что СОДЕРЖАНИЕ Ваших мыслей субъективно. И не вижу повода для возражений (что именно содержание мыслей субъективно), так как Вы сами определили: «««Содержание мышления человека – есть совокупность СУБЪЕКТИВНЫХ образов окружающего его мира». Только вот я не пойму, почему Вы (я так полагаю) будете яростно ОТРИЦАТЬ, что Ваше мнение – субъективно (по содержанию)? Ведь по Вашему же определению так и должно быть?.. Ах, это противоречит Вашему другому определению, которое «известно 2000 лет»: ««Мышление - субъективно по форме, а объективно - по содержанию»!!!). Поясните мне, пожалуйста, «диалектик» Вы наш, если мышление КАТЕГОРИЧЕСКИ ОБЪЕКТИВНО по содержанию, но состоит из «совокупности СУБЪЕКТИВНЫХ образов», то почему же оно, собственно КАТЕГОРИЧЕСКИ ОБЪЕКТИВНО по содержанию?!! ЧТО именно в содержании мышления ОБЪЕКТИВНО, если САМО содержание СУБЪЕКТИВНО? Вы: (ответ): «Для субъекта, который изучает Вас и происходящие в Вашем мозгу процессы, Вы - объективно существующий объект изучения. Ваше мышление во всей совокупности его элементов - предмет изучения, если он сделает его таковым. В этом я не вижу повода для скепсиса и иронии». Ваши мысли по поводу форм мышления выступали для меня, действительно, ОБЪЕКТОМ изучения, но оттого, что я их изучил, они не стали сами ОБЪЕКТИВНЫМИ… Также и формы мышления не станут ОБЪЕКТИВНЫМИ только оттого, что будут являться ОБЪЕКТОМ изучения. Они (в той их ЧАСТИ субъективности, а не В ЦЕЛОМ), по-прежнему, останутся СУБЪЕКТИВНЫМИ, являясь при этом СУБЪЕКТИВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ тех ОБЪЕКТИВНЫХ (допустим – научных; Ваше: «Общеизвестны три формы научного познания») ФОРМ мышления, посредством которых они (сами формы мышления) изучаются. Только НЕЛЬЗЯ провести демаркационную линию между формами и содержанием мышления по различию «субъективность и объективность». Все эти процессы распредмечивания, опредмечивания, объективации, субъективации свидетельствуют о наличии ПЕРЕХОДА от субъективного к объективному и наоборот, но не так, как Вам представляется (меняя «точку наблюдения» и «форму мышления»). Вы можете, например, ОБЪЕКТИВИРОВАТЬ свои мысли о существовании ТОЛЬКО ДВУХ форм мышления не тем, что Вы сделаете объектом своего изучения мои мысли о существовании форм мышления, а тем, что аппелируете к тем знаниям, которые даже не в системе «дискуссия субъект-субъекта», а в ОБЩЕЗНАЧИМОМ будут считаться (признаваться) БОЛЕЕ объективными, более достоВЕРными аргументами и способами доказательств (т.е. «вливанием» объективного в Ваше мнение, и «убавлением» объективного (критика) в моё). Этот частный случай – для примера. Вы: «Так что формулу: «Мышление - субъективно по форме, а объективно - по содержанию»!!! – можете считать моим изобретением». Поздравляю. Не смею Вас более утомлять. Всего доброго. Павел. |
ДОЛ |
![]()
Отправлено
#42
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 222 Из: 412110, а/я 48 ![]() |
Павел
QUOTE Не смею Вас более утомлять. Всего доброго. Павел. Благодарю! – я уж было хотел Вас об этом просить. Отмечу, что во время беседы со мной Вы стали более требовательны к себе, более лаконичны, и точны. Налицо – обоюдный успех. В заключение сравните то, что писали Вы, потратив на это сотню общеизвестных слов на передачу известных высказываний: QUOTE «И. поверьте, знаю, что говорю». Верю. Но только меня продолжают терзать «смутные сомнения». Вот, например, почему Вы пишете, что известны ДВЕ формы мыСЛИ, но ТРИ формы мыШЛЕНИЯ? Первое, что приходит на ум: мысль – это нечто дискретное, а мышление – это ПРОЦЕСС движения (изменения) мыслей. Но тогда почему нечто дискретное, так сказать, неизменное, является одновременно и формой мысли и формой мышления и почему в этом «дуализме», по-Вашему, отказано умозаключению? Посмотрел я «дедушку» Гегеля (ох, уж этот «схоласт»!). Он пишет удивительные вещи: «Понятие как таковое содержит в себе: 1) момент всеобщности…2) момент особенности… и 3) момент единичности… ((«Энциклопедия философских наук. Т.1 1974. С.345) и далее поясняет, что в этом, так сказать, «категорийном аспекте» (общего – единичного) понятие и движется, постоянно самоопределяется. Суждение же тоже суть не только форма мысли, как нечто неподвижное, оно суть постоянное «различающее отношение» в понятии этих моментов (общего,особенного и единичного) (так сказать, в суждении субъект всегда «стремится» к предикату).Умозаключение же у Гегеля: «есть единство понятия и суждения; оно есть ПОНЯТИЕ как простое тождество, в которое возвратились различия форм суждения и оно есть СУЖДЕНИЕ, поскольку оно вместе с тем положено в реальности, а именно в различии своих определений» («Энциклопедия философских наук. Т.1 1974. С 365). ...И то, что писал Я, потратив на это восемь слов, с учетом предлогов. QUOTE Вся прелесть диалектики в том, что понятия, которыми она оперирует, «перетекают» друг в друга. Если Вы об этом ранее не знали, а сами догадались, делаю Вам комплимент!! Остальные слова, как видите, – это комплименты в Ваш адрес, похоже не очень заслуженные. Так что, "Не смею Вас более утомлять. Всего доброго." = ПВВ = ![]() Сообщение отредактировал ДОЛ - Mar 24 2008, 04:27 PM |
Царёв Павел |
![]()
Отправлено
#43
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 378 Из: Тамбов ![]() |
Очень аргументировано.
Павел. |
Федя |
![]()
Отправлено
#44
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 4 610 Пол: Male ![]() |
QUOTE(Царёв Павел @ Mar 22 2008, 10:28 PM) Посмотрел я «дедушку» Гегеля (ох, уж этот «схоласт»!). Он пишет удивительные вещи: «Понятие как таковое содержит в себе: 1) момент всеобщности…2) момент особенности… и 3) момент единичности… ((«Энциклопедия философских наук. Т.1 1974. С.345) и далее поясняет, что в этом, так сказать, «категорийном аспекте» (общего – единичного) понятие и движется, постоянно самоопределяется. Суждение же тоже суть не только форма мысли, как нечто неподвижное, оно суть постоянное «различающее отношение» в понятии этих моментов (общего,особенного и единичного) (так сказать, в суждении субъект всегда «стремится» к предикату).Умозаключение же у Гегеля: «есть единство понятия и суждения; оно есть ПОНЯТИЕ как простое тождество, в которое возвратились различия форм суждения и оно есть СУЖДЕНИЕ, поскольку оно вместе с тем положено в реальности, а именно в различии своих определений» («Энциклопедия философских наук. Т.1 1974. С 365). Т.е., выражаясь проще: - СОСТОИТ из ПОНЯТИЙ и СУЖДЕНИЙ, и результатом умозаключения является тоже СУЖДЕНИЕ. Другими словами, в умозаключении (так сказать, в «содержании умозаключения») ничего другого нет, кроме ФОРМ МЫСЛИ; Перечитал вашу мысль и обнаружил любопытную для себя штуковину. Не могу не поделится. Понятие или образ явления природы или явление природы само по себе как форма мысли представлена вами по Гегелю: Моментом всеобщности или как я понимаю моментом сродства к единой системе понимания и этот момент представлен эмоциональной окраской понятия; Моментом особенности или как я понимаю моментом различия эмоциональной окраски, променирующей в отдельной его категории; Моментом единичности или контентом понятия его смыслом. Суждение или мышление выстраивает разнообразной сложности конструкции из контента или смысла понятий в специфическом месте палитры эмоционального реагирования. Эти конструкции представлены фармами мысли. |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 10th June 2025 - 12:43 AM |