Наука и религия – непересекающиеся дополнения друг
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Наука и религия – непересекающиеся дополнения друг
Ронвилс |
Sep 13 2010, 11:07 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 422 |
Поскольку наука - детище сравнительно молодое, ему присущи некоторые стереотипы психологического плана, тянущиеся в качестве атавизмов (точнее - архетипов сознания) с далекого прошлого, куда включен и опыт политической жизни. Но потихоньку наука выбирается из этого болота. И даже никому неизвестные гении (всякого рода чудаки), если их мысли конструктивны и дают практические результаты, порой получают заслуженное признание. А вот религия, наоборот, сильна именно своей традицией. В непогрешимости своих постулатов религия черпает силу и сплачивает свою паству. Теоретически, конечно, можно провозгласить некую идеальную форму религиозного мировоззрения, в котором постулируется вечное стремление к знанию, к истине, к прогрессу и т. д. Но, как показывает опыт, именно в стабильности своих постулатов, в большой консервативности своих ритуалов (вплоть до мелочей) определенное религиозное течение сохраняет свою стабильность и держится века. А если учение "размыто", легко модифицируется и приспосабливается под модные течения мысли, то рано или поздно оно либо сходит с арены, либо примыкает к более консервативному течению, как правило - тому, которое доминирует в той области, где находятся его адепты.
Новый пророк, который провозглашает свод новых догматов, естественно, сильно рискует. К примеру: провозгласили Мормоны в своей священной книге божий постулат о том, что негры - это согрешившие евреи, которых бог "перекрасил" в черный цвет. Казалось бы, ну что вам стоит сейчас, в наш просвещеный век, модифицировать свои постулаты? Но попробуй хоть один раз это сделай и все - поправки посыпятся одна за другой. А это - нестабильность, шаткость. Разумеется, они на это не идут. Поэтому очень удачным является вариант, когда пророк провозглашает такой свод догматов, который не старится в течение веков. Тогда есть время для развития, укрепления и продуктивного существования данного религиозного течения. Но все равно, рано или поздно, а постулаты теряют свою исключительную роль и силу. Тогда то и возникает необходимость в новых пророках. Можно, конечно, провозгласить такие постулаты, которые мало что проясняют и ни к чему не обязывают. К примеру: " бог вас любит", "будьте добрыми и отзывчивыми", "все проходит, и лишь любовь божья вечна", "не крадите и не желайте зла ближнему", "кто мало имеет - тому нечего терять" и т. д. и т. п. Такие "постулаты", действительно, могут спокойно существовать века (и даже тысячелетия) и всегда найдутся люди, готовые их отстаивать вне зависимости от изменяющихся условий жизни. Но ведь и практическая сила подобных "перлов" столь же сомнительна, как и их конкретная применимость к сложным реалиям жизни. Не случайно же существование подобных "откровений" ничуть не мешало вести многочисленные войны и переживать ужасы различных тираний за тысячелетия доминирования различных "религий добра". А так же: сжигать библиотеки, преследовать научную мысль и закрывать все учебные центры (за исключением богословских). Так что пусть уж новые пророки дают более конкретные руководства жизни и пытаются что-то менять в более конструктивном плане. В этом случае, если уж ошибся, то ошибка быстро вылезет наружу и послужит хорошим поводом для критики. Но сам пророк не должен говорить: "я думаю", "мне кажется", и т. д. Вся сила веры именно в догматике и отсутствии колебаний. Что же касается науки (с позиции современного течения мысли) то ее постулаты должны с самого начала носить характер условностей, в которые ты не обязан верить, но которые должен принять в качестве исходного материала для анализа тех явлений, которые данная наука изучает. Тебе предоставляется право либо принять указанную систему аксиом (а может - одну из набора возможных) и в этих рамках анализировать фактический материал, либо предложить свои аксиомы и столь же тщательно анализировать те же факты. Критерий один - непротиворечивость и соответствие результатов анализов фактически наблюдаемым явлениям. То есть в идеале наука должна быть творческой лабораторией мыслящих людей, пытающихся разобраться с феноменами жизни, что окружают человека и лежат в его собственной природе. Р. Фейнман в книжке "О характере физических законов" говорил, в частности, следующее. Хороший исследователь должен держать в уме самые различные концепции, объясняющие одни и те же явления. Хотя математически они могут быть идентичными, но подходы - совершенно различны. Тогда новое явление в одной объяснительной системе может легко просматриваться, а в другой - даже не будет ни малейшего намека. Зато в другом случае все может сложиться наоборот. Психологически-то оно, конечно, куда приятней иметь самую универсальную систему, одинаково хорошо проясняющюю любой опыт с единой позиции. Но такой идеал в науке практически недостижим, а работать и развиваться надо. Даже условное и относительное знание приносит очень ощутимые результаты. И в науке это - главное. Что же касается догматической системы, присущей религиозному учению (или философскому мировоззрению), то тут именно практическая польза заключается в том, что человек имеет некий "стабильный каркас", в котором всему находится место. Благодаря этому он психологически чувствует себя комфортно и уверенно. Он не терзается в сомнениях, все ключевые вопросы за него уже решены. Конечно, многие в наше время и науку захотели сделать для себя таким же "мировозренческим каркасом". Собрали основные научные парадигмы о всех ключевых вопросах жизни природы и общества и превратили их в "непререкаемые догматы нового научного века". Но это, по большому счету, незаконная религия и философия. Не предназначена наука для этого! Это лишь метод, творческая лаборатория, где все должно находиться в динамике. В динамике, в гибкости, сила науки. |
Ронвилс |
Sep 14 2010, 05:54 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 422 |
Кстати. Слабое место науки - это не только вопросы смерти. Еще более слабое место - вопросы жизни. Наука может лишь "скользить по поверхности" этого явления.
Если привести наглядный пример (разумеется - чисто условный), то это можно представить так. Людям, не имеющим ни малейшего понятия об электромагнитном поле (да и вообще - об электричестве) дали набор механических инструментов (в том числе - очень тонких и деликатных), а так же - хорошие оптические приборы (линзы, микроскоп). Потом им дали несколько телевизионных приемников (или чего-то наподобие этого) и сказали: можете рабирать, резать, паять, изучать сколько хотите и как хотите эти вещи, но надо разобраться как следует в принципе работы. Теоретически они, конечно, могут разобраться. Но для этого они должны еще заниматься очень многим другим, генерировать массу новых идей, развивать различные нетривиальные направления мысли (по крайней мере - для себя). Но это - теоретически (а точнее - гипотетически). А до того они должны жить и пользоваться тем, что наработано кем-то давно и обстоятельно. Причем эти вещи (за гранью их понимания) не просто отработаны, а адаптированы под дурака. Следовательно, пока вопросы теоретического познания неведомых для них, но адаптированных под простого пользователя, вещей не решены - очень эффективной является "философия простого пользователя", к тому же выраженная на простом и доступном обывателю языке. Вы спросите: а кто же этот "гениальный конструктор", который что-то создал и адаптировал для человека? Религия называет это Богом. А я - Богами. Это творческие сущности из иной реальности. Они отнюдь не бесконечно мудры, но имеют разум и необходимый "инструментарий" для своего творчества. Разумеется, это лишь мои вольные интерпретации. Кто-то может думать иначе и вполне имеет на это право. Но реально мы видим уже вполне сформированный и взаимосвязанный мир, который существовал до нас и принял нас (людей) в свою сферу, как вполне деятельный компонент, влияющий (разумеется - в ограниченных рамках) на его структуру. Попытка деятельно разобраться в структуре этого мира - совершенно законная и конструктивная тенденция. Но она может длиться миллионы лет, а жить и действовать надо уже сейчас. И для этого есть уже отработанные и адаптированные методики (на чисто интуитивном уровне). Их надо принять и как-то (пусть сказочно) интерпретировать для обывателя. |
Федя |
Sep 14 2010, 10:33 PM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 4 610 Пол: Male |
QUOTE(Ронвилс @ Sep 14 2010, 05:54 PM) Вопросы Смерти ничуть не слабое место науки. Более того, как и любое Знание, Знание о смерти претерпевает трансформацию, которая связана, в первую очередь с позможностью проследить и выделить более тонкие процессы, особенности патофизиологии и морфологии, расщепляющие Атом Понятия Смерть. Смерть, в наше время, выглядит сложным процессом развивающемся во времени и поэтапно. Если для науки, до эпохи трансплантаций, Смерть определялась прекращением циркуляции крови, то в наше время смерть определяется как Смерть Мозга со своими точными и определенными критериями. позволяющими использовать человеческое тело в качестве Донора для трансплантаций. И вот опять- Ляпнули и сиди теперь во всем этом. Почему Смерть -слабое место науки? В чем эта слабость? |
Текстовая версия | Сейчас: 29th April 2024 - 06:13 PM |