социологическое знание versus обыденного знания, Социологическое воображение-2
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
социологическое знание versus обыденного знания, Социологическое воображение-2
Dasha-2 |
Sep 21 2010, 06:12 PM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female |
Социологическое воображение» - одноименная работа американского социолога Миллса (56 г.?). Позже, известнейший польский социолог Штомпка (90-е) подхватывает эти идеи :
социологическое знание versus обыденного знания, социологическое умозаключение versus обыденного мнения. Об этом ПОСТОЯННО писал Гарфинкель, разграничивая, оценивая работы коллег-социологов («чувственников» - спасибо Евгению Волкову за термин). Мирра Комаровски писала: "Чтобы распознавать невидимую социальную структуру, от студентов требуется терпеливое формирование социологического взгляда на общество". А потом эти идеи подхватывают и размусоливают все кому не лень. Но не многим удается продемонстрировать свое социологическое воображение на практике (спасибо Даше). Посвящается Павлу Цареву (спасибо Вам за те умные, но обыденные представления, которые Вы высказали, а я проанализировала ) Социологическое воображение 2. Для того чтобы индивидуальное настроение вошло в «копилку» общественного сознания или воспроизводилось людьми в реально-функционирующем сознании, оно должно быть публично продемонстрировано (на самом деле критериев социального очень много и это один из них). Факт публичности, открытости, в противоположность интимности, скрытости от общественности позволяет тем или иным настроениям выходить за рамки индивидуального сознания и существовать в явной или латентной форме и надыдивидуально как и образ, идеи, знания, способы бытия. В общественном сознании индивидуальные настроения соотносятся с социальными нормами и впоследствии воспроизводятся в зависимости от признания их как легитимными, допустимыми в тех или иных ситуациях теми или иными представителями. Здесь весьма иллюстративным является, и мы не побоимся привести этот пример, возникновение в общественном сознании сексуальных настроений. Если раньше подобные настроения были скрыты от общественности и имели место только в интимной жизни людей (в средневековых народных театрах публичное выставление сексуальных настроений было предметом шуток и распространено в низших слоях общества в противоположность любовной романтике для высших [Бахтин]), то сейчас, с работами З. Фрейда и его последователей это не считается чем-то предосудительными. Сексуальная тематика и соответствующие настроения, массово тиражируемые в СМИ, приобретает надындивидуальный характер и выступает тем «эталоном», с которым соотносят себя различные демографические категории людей или «маркером», отделяющих их. Интересным феноменом, позволяющим рассматривать сексуальные настроения и соответствующее поведение в социальном ключе (по социальному происхождению) выступают те произведения кино, литературы и т.д., где главные герои являются яркими представителями 1) тех или иных профессий (шоу-бизнеса: актеры, модели, фотографы, музыканты и т.д. или учителя, преподаватели, священнослужители), 2) тех или иных культурных общностей (хиппи, рок-музыканты, рэп-исполнители и т.д. или прихожане церквей), 3) определенных социально-экономических групп и т.д. Так возникают социальные стереотипы и ожидания: у богатого и состоятельного мужа обязательно есть/должна быть любовница, привлекательная необразованная и провинциальная девушка из бедной семьи с большой вероятностью согласится на секс за деньги и т.п. В свою очередь, демонстрируемые открыто или публично те иные сексуальные настроения или их отсутствие позволяет идентифицировать их носителей с тем или иным социальными группами в социальной структуре общества и соотносить с теми социальными ролям, которые они выполняют. Несмотря на независимость, индивидуальность выражения и выбора переживания тех или иных настроений, существуют довольно жесткие социальные нормы регулирующие возникновение и форму проявлений индивидуальных настроений. Рассмотрим отличия настроения от социального настроения на следующем примере. Сексуальное настроение как социальное – это не только соответствующее переживание, желание, но и четкое осознание ситуации: осознания себя (своего возраста, семейного положения, социального, экономического и статуса т.п.) + осознание встречного интереса, возраста, наконец пола, социально-экономического, семейного положения, и т.п. желаемого партнера + понимание уместности таких переживаний (общественное место или интимная обстановка и т.д.) и соотнесение всего этого с теми социальными нормами, которые индивид признает для себя и поддерживает. В этом отношении весьма показателен американский сериал «Секс в большом городе («Sex and the City») где в размышлениях и рефлексиях главной героини вскрывается социальный характер сексуальных настроений. Индивидуальное несоциальное настроение не делает таких различий. Если сексуальное настроение (а в основе данного настроения лежит удовлетворение первичных потребностей, которые отрицаются как базовые в рамках, например, католической церкви) присуще служителям церкви и по своим проявлением идентифицируется окружающим именно как сексуальное, это не только удивляет (как нарушение привычных систем значений, расшатывающих естественную установку), но и вызывает негативное восприятие личности священнослужителя как нетипического представителя такой группы, «белой вороной», «оборотня в “погонах”». Если такое настроение приобретает некий массовый характер среди представителей такой профессии и становится достоянием общественности (как это произошло в 2009-2010 году в Европе, когда вскрылись массовые факты педофилии среди представителей духовенства на протяжении длительного времени, - только в Дублинской епархии 49 священникам были предъявлены обвинения в педофилии, - сокрытие церковью таких фактов и многолетнее отсутствие уголовного наказания виновным), то это подрывает доверие и к церкви как к социальному институту, и даже к вере. Это хорошо видно по объективным данным: со времени массового скандала в СМИ прихожан в католических приходах стало в среднем в 2 раза меньше (естественно надо сделать поправки по странам, тогда окажется, что в некоторых уменьшилось даже в 3-5 раз) [http://ru.euronews.net/tag/pedophilia/]. Если становится известным о массовых неуемных потребительских настроениях, демонстративных сверхпрестижных его формах не по доходам среди государственных чиновников, в восприятии общественного сознания возникает феномен коррупции – и это подрывает сам институт государственной власти. В таких случаях совершенно необходимо выдать виновных, огласить списки и объяснить этот случай или явление индивидуальными извращениями конкретных людей. В противном случае все это недовольство, все эти протестные настроения возмущения общественности переносятся на социальную роль и образ социального института как такового. |
Евгений Волков |
Oct 7 2010, 07:10 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 365 |
Даша
Если становится известным о массовых неуемных потребительских настроениях, демонстративных сверхпрестижных его формах не по доходам среди государственных чиновников, в восприятии общественного сознания возникает феномен коррупции – и это подрывает сам институт государственной власти. В таких случаях совершенно необходимо выдать виновных, огласить списки и объяснить этот случай или явление индивидуальными извращениями конкретных людей. В противном случае все это недовольство, все эти протестные настроения возмущения общественности переносятся на социальную роль и образ социального института как такового. В данном случае институт государственой власти ни как не может быть подорван. Просто власть приобретает форму представительства небольшой части населения страны. Даша Так возникают социальные стереотипы и ожидания: у богатого и состоятельного мужа обязательно есть/должна быть любовница, привлекательная необразованная и провинциальная девушка из бедной семьи с большой вероятностью согласится на секс за деньги и т.п. В свою очередь, демонстрируемые открыто или публично те иные сексуальные настроения или их отсутствие позволяет идентифицировать их носителей с тем или иным социальными группами в социальной структуре общества и соотносить с теми социальными ролям, которые они выполняют. Несмотря на независимость, индивидуальность выражения и выбора переживания тех или иных настроений, существуют довольно жесткие социальные нормы регулирующие возникновение и форму проявлений индивидуальных настроений. Считаю, хотя не уверен в своей правоте, что просто настроения необходимо отличать от настроений, влекущих соответствующее действие. Так у основной массы населения стремление к внебрачным секесуальным отношениям занижены или слабо реализуемы, по сравнению с активной частью населения, стремящейся попасть в область управления, где такие настроения, как правило реализуются. |
Dasha-2 |
Oct 11 2010, 03:53 PM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female |
QUOTE(Евгений Волков @ Oct 7 2010, 07:10 AM) Считаю, хотя не уверен в своей правоте, что просто настроения необходимо отличать от настроений, влекущих соответствующее действие. Так у основной массы населения стремление к внебрачным секесуальным отношениям занижены или слабо реализуемы, по сравнению с активной частью населения, стремящейся попасть в область управления, где такие настроения, как правило реализуются. Дело вовсе не в сексе, просто ОЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ ПРИМЕР. Да, Е. Волков, Вы выявили важнейший нюанс, на который указывал еще Гегель: настроение/умонастроение (т.е. сфера СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА) и его ПОВЕДЕНИЕ. Большинство социологических работ, так или иначе рассматривают настроение как готовность к действию, как безусловную причину последующего поведения (часто, например, встречаются в научной литературе такие словосочетания: миграционные настроения, потребительские настроения и т.д.). Однако это не всегда так. Так, еще Гегель активно использовал термин «умонастроение». В работе «Философская пропедевтика» он говорит о правовых отношениях, которые могут быть и вне свободной воли индивида. «Умонастроение является субъективной стороной морального поведения или же его формой. В нем нет еще никакого содержания, которое было бы столь же существенно, как действительные поступки…Право оставляет умонастроению полную свободу. Моральность же преимущественно касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если побудительной причиной последнего является уважение к праву… Поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, непременно нужно добиваться в первую очередь, и только тогда может прийти моральное поведение, как таковое, в котором нет никакого правового предписания (никакой правовой обязанности)» [Гегель, Г.В.Ф. Философская пропедевтика/ Г.В.Ф. Гегель Работы разных лет: 2 т. – Т. 2. /Сост., общ. ред. А.В. Гулыги – М.: Мысль, 1971. с.54-55]. Моральное умонастроение (если оно соответствует праву, т.е. общественно разрешено) «реализуется с удовольствием» – и здесь мы видим отличительную особенность умонастроения вообще и, особенно, в сравнении с мировоззрением – это эмоциональное переживание, не некоего абстрактного знания, а его личного, «особенного наличного бытия». Но что мы имеем из того примера, который я рассмотрела? 1. Причина педофилии среди священников – вероятно ЭЛЕМЕНТАРНАЯ БАЗОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ, как например, у тех юных дебилов или собак, гормоны которых реагируют на все что движется. Это составляет определенную НАСТРОЕННОСТЬ на определенное восприятие мира и себя в нем. Чем это все безобразно? – а) Жертвами выступают ДЕТИ. Б) Место – католические школы и приюты. В) Преступниками – священнослужители. Это также могут быть: а) жертвы – народ, б) место – государственные структуры власти, в) преступниками – вороватые и коррумпированные чиновники; а) жертвы – пациенты, б) место – больницы, поликлиники, в) преступники - врачи и т.д. Т.е. все те представители профессий, деятельность которых РЕГЛАМЕНТИРОВАНА (правовыми или нравственными) нормами, которым обычный человек ДОВЕРЯЕТ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, т.к. это составляет то СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ, которое не вызывает сомнений и как бы «априорно» для каждого члена того или иного общества. Врач вылечит и не навредит, чиновник – решит проблемы, милиционер, пожарный – защитит, не ограбит, не совершит насилие; мать будет заботиться о своем ребенке и т.п.…. Это (и подобное ему) ДОВЕРИЕ составляет основу ЛЮБОГО общества, его подрыв просто РАЗЛАГАЕТ, СЖИГАЕТ любые СВЯЗИ между людьми, любые взаимодействия. Человек остается один, маргиналом, вне общества, вне людей - это та экзистенциальная пропасть, о которой писали соответствующие писатели и философы. Больнов О.Ф. в книге «Новая укрытость» как раз говорит о ПРЕОДОЛЕНИИ экзистенциализма (атомизированности в обществе на основе торжества индивидуализации и ВСЕОБЩИМ НЕДОВЕРИИ К МИРУ ЛЮДЕЙ) через выстраивание НОВОГО доверия, не «априорного», а более рационализированного, с учетом «горького опыта». И это ДОВЕРИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО для любого общества. Конечно, новые поколения приходят «новенькими», им опять внушают те высшие правовые и нравственные нормы, которые обязательны в том или ином обществе и, соответственно, выставляют ИМ требования. 2. Когда человек-представитель определенной профессии, социальной роли, которую он выполняет среди других людей (роль матери или священнослужителя или….) не чувствует ВЛАСТИ над ним ПРАВА или НОРМ, и при этом его НАСТРОЕНИЕ/УМОНАСТРОЕНИЕ не СОВПАДАЕТ с той ролью, которую он должен выполнять (сам ВЫБРАЛ для себя и принял к исполнению), то мы можем получить ВСЕ ЧТО УГОДНО. Вплоть до массовой педофилии среди представителей наиболее жесткого варианта нравственности – служителей церкви. Ватикан ЗАМАЛЧИВАЛ эти факты! Долгое время (свыше 15 лет) они оставались СОВЕРШЕННО безнаказанными. СОВЕРШЕННО БЕЗНАКАЗАННЫМИ. И вот Римский папаша (прошу прощение за свое возмущение) говорит: «Мы (типа все люди) не должны ОСУЖДАТЬ, надо, мол, заниматься совершенствованием СОБСТВЕННЫХ ДУШ И СОБСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ» - ну чем не маразм? |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 12:10 AM |