социологическое знание versus обыденного знания, Социологическое воображение-2
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
социологическое знание versus обыденного знания, Социологическое воображение-2
Dasha-2 |
Sep 21 2010, 06:12 PM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female |
Социологическое воображение» - одноименная работа американского социолога Миллса (56 г.?). Позже, известнейший польский социолог Штомпка (90-е) подхватывает эти идеи :
социологическое знание versus обыденного знания, социологическое умозаключение versus обыденного мнения. Об этом ПОСТОЯННО писал Гарфинкель, разграничивая, оценивая работы коллег-социологов («чувственников» - спасибо Евгению Волкову за термин). Мирра Комаровски писала: "Чтобы распознавать невидимую социальную структуру, от студентов требуется терпеливое формирование социологического взгляда на общество". А потом эти идеи подхватывают и размусоливают все кому не лень. Но не многим удается продемонстрировать свое социологическое воображение на практике (спасибо Даше). Посвящается Павлу Цареву (спасибо Вам за те умные, но обыденные представления, которые Вы высказали, а я проанализировала ) Социологическое воображение 2. Для того чтобы индивидуальное настроение вошло в «копилку» общественного сознания или воспроизводилось людьми в реально-функционирующем сознании, оно должно быть публично продемонстрировано (на самом деле критериев социального очень много и это один из них). Факт публичности, открытости, в противоположность интимности, скрытости от общественности позволяет тем или иным настроениям выходить за рамки индивидуального сознания и существовать в явной или латентной форме и надыдивидуально как и образ, идеи, знания, способы бытия. В общественном сознании индивидуальные настроения соотносятся с социальными нормами и впоследствии воспроизводятся в зависимости от признания их как легитимными, допустимыми в тех или иных ситуациях теми или иными представителями. Здесь весьма иллюстративным является, и мы не побоимся привести этот пример, возникновение в общественном сознании сексуальных настроений. Если раньше подобные настроения были скрыты от общественности и имели место только в интимной жизни людей (в средневековых народных театрах публичное выставление сексуальных настроений было предметом шуток и распространено в низших слоях общества в противоположность любовной романтике для высших [Бахтин]), то сейчас, с работами З. Фрейда и его последователей это не считается чем-то предосудительными. Сексуальная тематика и соответствующие настроения, массово тиражируемые в СМИ, приобретает надындивидуальный характер и выступает тем «эталоном», с которым соотносят себя различные демографические категории людей или «маркером», отделяющих их. Интересным феноменом, позволяющим рассматривать сексуальные настроения и соответствующее поведение в социальном ключе (по социальному происхождению) выступают те произведения кино, литературы и т.д., где главные герои являются яркими представителями 1) тех или иных профессий (шоу-бизнеса: актеры, модели, фотографы, музыканты и т.д. или учителя, преподаватели, священнослужители), 2) тех или иных культурных общностей (хиппи, рок-музыканты, рэп-исполнители и т.д. или прихожане церквей), 3) определенных социально-экономических групп и т.д. Так возникают социальные стереотипы и ожидания: у богатого и состоятельного мужа обязательно есть/должна быть любовница, привлекательная необразованная и провинциальная девушка из бедной семьи с большой вероятностью согласится на секс за деньги и т.п. В свою очередь, демонстрируемые открыто или публично те иные сексуальные настроения или их отсутствие позволяет идентифицировать их носителей с тем или иным социальными группами в социальной структуре общества и соотносить с теми социальными ролям, которые они выполняют. Несмотря на независимость, индивидуальность выражения и выбора переживания тех или иных настроений, существуют довольно жесткие социальные нормы регулирующие возникновение и форму проявлений индивидуальных настроений. Рассмотрим отличия настроения от социального настроения на следующем примере. Сексуальное настроение как социальное – это не только соответствующее переживание, желание, но и четкое осознание ситуации: осознания себя (своего возраста, семейного положения, социального, экономического и статуса т.п.) + осознание встречного интереса, возраста, наконец пола, социально-экономического, семейного положения, и т.п. желаемого партнера + понимание уместности таких переживаний (общественное место или интимная обстановка и т.д.) и соотнесение всего этого с теми социальными нормами, которые индивид признает для себя и поддерживает. В этом отношении весьма показателен американский сериал «Секс в большом городе («Sex and the City») где в размышлениях и рефлексиях главной героини вскрывается социальный характер сексуальных настроений. Индивидуальное несоциальное настроение не делает таких различий. Если сексуальное настроение (а в основе данного настроения лежит удовлетворение первичных потребностей, которые отрицаются как базовые в рамках, например, католической церкви) присуще служителям церкви и по своим проявлением идентифицируется окружающим именно как сексуальное, это не только удивляет (как нарушение привычных систем значений, расшатывающих естественную установку), но и вызывает негативное восприятие личности священнослужителя как нетипического представителя такой группы, «белой вороной», «оборотня в “погонах”». Если такое настроение приобретает некий массовый характер среди представителей такой профессии и становится достоянием общественности (как это произошло в 2009-2010 году в Европе, когда вскрылись массовые факты педофилии среди представителей духовенства на протяжении длительного времени, - только в Дублинской епархии 49 священникам были предъявлены обвинения в педофилии, - сокрытие церковью таких фактов и многолетнее отсутствие уголовного наказания виновным), то это подрывает доверие и к церкви как к социальному институту, и даже к вере. Это хорошо видно по объективным данным: со времени массового скандала в СМИ прихожан в католических приходах стало в среднем в 2 раза меньше (естественно надо сделать поправки по странам, тогда окажется, что в некоторых уменьшилось даже в 3-5 раз) [http://ru.euronews.net/tag/pedophilia/]. Если становится известным о массовых неуемных потребительских настроениях, демонстративных сверхпрестижных его формах не по доходам среди государственных чиновников, в восприятии общественного сознания возникает феномен коррупции – и это подрывает сам институт государственной власти. В таких случаях совершенно необходимо выдать виновных, огласить списки и объяснить этот случай или явление индивидуальными извращениями конкретных людей. В противном случае все это недовольство, все эти протестные настроения возмущения общественности переносятся на социальную роль и образ социального института как такового. |
PhW |
Oct 15 2010, 08:52 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Дмитрий, по моему вас "не удовлетворяет" не Гегель а философия в принципе. Вы тут машите руками, обвиняете в некоей неряшливости и непонятной безответственности ... и никакой аргументации. У вас отсутствует философский язык и способность мыслить абстрактно (категориально). Приведите мне пример опрятного философа который вам понятен.
Религиозные тексты это язык символизма, который вам тоже очевидно непонятен. Происхождение женщины имеет два разных описания. Библейские тексты упоминают Лилит как первую женщину созданную одновременно и равную Адаму - их брак не сложился. Ева же была "созданна" как символ зависимости ибо "Жена да убоится мужа своего" |
Dasha-2 |
Oct 15 2010, 09:35 AM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female |
QUOTE(PhW @ Oct 15 2010, 08:52 AM) Дмитрий, по моему вас "не удовлетворяет" не Гегель а философия в принципе. Вы тут машите руками, обвиняете в некоей неряшливости и непонятной безответственности ... и никакой аргументации. У вас отсутствует философский язык и способность мыслить абстрактно (категориально). Приведите мне пример опрятного философа который вам понятен. Религиозные тексты это язык символизма, который вам тоже очевидно непонятен. Происхождение женщины имеет два разных описания. Библейские тексты упоминают Лилит как первую женщину созданную одновременно и равную Адаму - их брак не сложился. Ева же была "созданна" как символ зависимости ибо "Жена да убоится мужа своего" Уважаемый "зубр", до Вас наконец начинает доходить вся проблема Дмитрия. Если я это (расшатывание естественной установки) делаю точечно и в суть, привязывась к заявленной теме, то Вы просто сводите все к болтовне обо всем и ни о чем. Откройте свою тему и рассуждайте там о Лилит, Еве, Сансаре и т.п. Лучше бы ответили по заявленной теме, этот как раз то, в чем Вы проявили в свое время скепсис... А я это делаю: социальное приложение Хайдеггера (и экзистенциализма). Транцендент. онтологию Хайдеггер на мой взгляд ПРОВАЛИЛ. Дмитрий, Смит - гений? - чудненько. Начнем. Как отмечает W. Eltis, в статье о книге E. Rothshild [Eltis, W. Emma Rothschild on economic sentiments: and the true Adam Smith// History of Economic Thought - 11:1 Spring 2004, p. 147–159], введенный Адамом Смитом в научный оборот термин «economic sentiment» (англ. – экономическое настроение, эмоционально окрашенное мнение) почти не используется в экономической науке, однако совершил своеобразный переворот в этой области. Исторически этот феномен связан с отменой «всех подчинений» - рабства, крепостничества, гильдий и т.д., свободой выбора человека (право на свободный труд), но ограниченность ее новыми экономическими условиями и отношениями. Что нашло свое отражение в возникновении тех или иных настроений, когда принцип богатства становится принципом унижения или восхваления, «источником радости или расстройств» [С. 147-149]. К. Маркс в работе «Наемный труд и капитал» также пишет: «Как бы ни был мал какой-нибудь дом, но, пока окружающие его дома точно так же малы, он удовлетворяет всем предъявляемым к жилищу общественным требованиям. Но если рядом с маленьким домиком вырастает дворец, то домик съеживается до размеров жалкой хижины. Теперь малые размеры домика свидетельствуют о том, что его обладатель совершенно нетребователен или весьма скромен в своих требованиях; и как бы ни увеличивались размеры домика с прогрессом цивилизации, но если соседний дворец увеличивается в одинаковой или еще в большей степени, обитатель сравнительно маленького домика будет чувствовать себя в своих четырех стенах все более неуютно, все более неудовлетворенно, все более приниженно» [Маркс, К. Наёмный труд и капитал // К. Марск, Ф. Энгельс Избранные произведения в 3-х тт.— М.: Политиздат, 1966. - Том 1. Стр.144-180. ]. Таким образом, в экономических настроениях отражается переживание социально-экономического неравенства людей или же признание правомочности, допустимости того или иного реального иерархического положения людей. К. Маркс вводит модель общества как базиса и надстройки, где надстройка - общественное сознание, детерминируется общественным бытием - экономическим базисом (системой производственных сил и отношений, распределением благ и т.д.). Соответственно все настроения, возникающие в обществе, так или иначе обязаны тому или иному типу общественно-экономической формации. По такому же принципу возникают и политические настроения – т.е. это те настроения, в основании которых лежит переживание человека относительно осознании его места в политической (иерархической) системе общества: возможности реально влиять на политические процессы, участвовать в выборе и реализации управленческих решений. При этом, негативные настроения это не только позиция нигилистическая («против»), в политических настроениях отражается в первую очередь соотношение реального с желаемым, идеальным состоянием, идеальной моделью политической системы и политических отношений. Так возникают либеральные, коммунистические и т.п. настроения и умонастроения, которые могут быть и оппозиционны, и официально признанными идеологиями в рамках существующей общественно-политической системы. В работе же М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» проводится противоположная Марксу причинно-следственная зависимость. Не настроения определяются теми или иными экономическими отношениями и их последствиями в виде социально-экономического неравенства, а наоборот, массовая распространенность тех или иных настроений определяет те или иные социальные и экономические процессы. Так Вебер видит решающую роль в развитии капитализма религиозных умонастроений протестантизма, суть которых в экономическом смысле он сводит к двум тенденциям-проявлениям: стремление к богатству и мирская аскеза, при которых происходит накопление денежных средств и превращение их в капитал. Представитель субъективного направления в русской социологии Н. Михайловский также считал, что общественное настроение, должно определяться не только социально-политическими нормами, но и этическими, нравственными, индивидуальными ценностями. Общественное развитие возможно только через построение и свободном выборе «идеала», вектора, избранного передовой интеллигенцией. Маркс под кальку берет суть экономических настроений у СМИТА! |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 12:58 AM |