семиотика, желание, власть и симулякры, ...или краткое описание конца философии
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() ![]() |
семиотика, желание, власть и симулякры, ...или краткое описание конца философии
Vsevolod_Ivanov |
![]()
Отправлено
#1
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 401 Из: Москва ![]() |
Высказать человек может и ложь, и истину, и (что вероятнее всего) нечто, ко лжи и истине отношения не имеющее. Но вот толку (философского, да и практического) с этого ноль, ибо знать, что именно он высказал, человеку не дано - и не только в смысле "истины или лжи" (тут ещё как-то... - как в логике: сами решили, что есть "истина", что есть "ложь" (логическую семантику определили), сами задали правила вывода (логическую грамматику наваяли), сами пользуем и трактуем-интерпретируем сколь душе угодно - в чём, собственно, и состоит толковый дискурс), но и вообще в смысле языка - что именно высказано, мы не знаем. И после краха претензий генеративной грамматики и структуралистики на всеобщность - и не имеем шанса узнать.
Само понятие "истинность" деградировало (или эволюционировало?) к убеждённости (Витгенштейн), и затем - к власти (Фуко), к желанию (Делез) и симулякрам (Бодрияр). Мир представился, наконец, Словом, но слово оказалось непостижимо и недостижимо. Мир оказался текстом на вполне внятном языке, но эта внятность, такая, казалось бы, "близкая", оказалась бесконечно "далека", и далёкость эта обозначилась при попытке вглядеться внимательнее в этот самый язык. __ Как-то так. ? |
Dasha-2 |
![]()
Отправлено
#2
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female ![]() |
QUOTE(Vsevolod_Ivanov @ Jan 12 2011, 03:01 PM) Высказать человек может и ложь, и истину, и (что вероятнее всего) нечто, ко лжи и истине отношения не имеющее. Но вот толку (философского, да и практического) с этого ноль, ибо знать, что именно он высказал, человеку не дано - и не только в смысле "истины или лжи" ( философия тем отличается от социологии и прочих наук, имеющих непосредственную связь с практикой, что действительно, можно собрать набор слов, слепить горбатого и выдать за нечто стоящее. Вся проблема, которую в этой связи поднимет Бодрийяр, - это не радость от пустой болтовни, а БОЛЬ за то, что все обесмысливается. Теряется связь с реальностью. Но чьи это проблемы? - это проблемы самих философов, которые перестали сопоставлять свои идеи с реальностью. В социологии такое, на мой взгляд, весьма сложно. Любая теоретическая схема, мысль, идея ценится за то, что она способна что-то обяснять в реальности, способно оторваться от исторического содержания и применятся в иных адекватных условиях. Возьмем понятие "симулякр" как его оформил Бодрийяр (Вроде у Платона он встречается впервые, но немного с другим смыслом). Это работает? - ДА. Обясняет? - Да. То же с понятием "ризомы". Если человек правильно въехал в это понятие, то без труда может даже проследить его смысловой генезис в реальности. Я давно уже говорю - проверте свои формы, рожденные философской мыслью, на практике. Подставьте адекватное содержание. Работает? - я Вас поздравляю. Те схемы, которые работают в мысленном эксперементе с адекватным содержанием - и есть ПРАВИЛЬНЫЕ, ИСТИННЫЕ. Поэтому перевести все знаковое теоретическое знание в набор пустой болтовни (по совету ли это Бодрийяра - нет!) не совсем правильно. Надо просто понимать и фильтровать словесные игры, занимающие прекрасное место в культуре и искусстве, и действительно науку. Прививка позитивизма - вот то, что необходимо любой науке для того, чтобы она стала наукой. ИМХО Сообщение отредактировал Dasha-2 - Jan 12 2011, 06:26 PM |
Vsevolod_Ivanov |
![]()
Отправлено
#3
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 401 Из: Москва ![]() |
QUOTE(Dasha-2 @ Jan 12 2011, 07:24 PM) Вот что я писал как раз недавно на другом философо-форуме: Современная философия - вернее, то, что от "большой философии" осталось, - делится на а) эпистемологию (методологию) б) постмодернистскую философию (т.е. то, во что вылился крах позитивизма) в) всяческие нео-(...) - попытки ревизий классических и античных философий г) всё, что может под каким-либо предлогом записаться в "философию": политфилософия, социологические обобщения и т.п. Так, напр., Фуко, Делез и Бодрийяр - философы, хотя ничегошеньки от "большой философии" (единой и полной онтологии, гносеологии и аксиологии "в одном флаконе") в их психолого-политико-социологических трудах нет. Основная задача современных философий - проблемы не онтологического, а социально-психологического и общественно-политического характера (см., напр.,: Ж. Делез, "Алфавит Жиля Делеза"; Бодрийяр, "Символический обмен и смерть"). Вы очевидным образом относите к своему пониманию философии то, что (а) и даже считаете, что наука вправе указывать философии, на что той оглядываться и с чем сверяться. Я же почёл бы за честь причислить себя к тому, что под литерой (б), но, поскольку причислять - дело, со стороны выполняемое лучше, то пока предопчитаю просто радикальный философский релятивизм, теша себя тем, что это приводит к тем, хоть и "лоскутным", но всё же обобщениям, кои единственные только и почитаются мною за проявления философствования. В конце концов, кроме философской честности и хорошенько открытых глаз - ничего нет. Никакого опыта, никакой практики. Оставим это физикам-математикам - и они придут к нам за идеями, а то и ненароком перейдут в наш непрактичный стан, когда соскучатся по свежему интеллектуальному мясу ![]() Во всяком случае, философия, которая начнёт "оглядываться на опыт", перестанет быть философией слишком быстро, превратившись в одну из общеизвестных наук - в лучшем случае, либо скатившись к трюизмам и\или ревизиям архаичных философских тупичков, упражняясь в красноречии в нелепых попытках их возрождения - в худшем. |
Квестор |
![]()
Отправлено
#4
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 332 Пол: Male ![]() |
Vsevolod_Ivanov #3, по моему очень скромному мнению, можно разделить философию на пассивную и агрессивную, пассивная философия это философия наблюдения, созерцания. Пассивная философия формирует объяснительные позиции - теории, пассивная философия строит умозрительные воздушные замки и формулирует индукции. Агрессивная философия - стиль жизни человека, набор постулатов, позволяющих вписаться в социальную среду. Достичь желаемого. Так вот, с точки зрения именно агрессивной философии, истина есть состояние логической переменной на момент решения задачи. Истинно то, что выгодно, а выгодно всё, что продлевает меня любимого во времени. Истину говорю вам!
|
Vsevolod_Ivanov |
![]()
Отправлено
#5
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 401 Из: Москва ![]() |
QUOTE(Квестор @ Jan 13 2011, 03:21 AM) Vsevolod_Ivanov #3, по моему очень скромному мнению, можно разделить философию на пассивную и агрессивную, пассивная философия это философия наблюдения, созерцания. Безусловно, можно попытаться. Классификация философий - очень увлекательное рефлективное занятие, на досуге почти все философы балуются ![]() Можно также рассматривать границы философии, способы отличения философии от не-философии, причём в Вашем соображении явно наблюдается этико-императивный контекст такого отграничения. Ваше, однако, "деление" не выдерживает критики. Во-первых, высказанная философия (о невысказанных мы ничего не знаем, они остаются на субъективной совести их авторов) - уже "активна" в Вашем смысле. "Активная" же, будучи высказанной, всегда будет нести в себе изрядную ношу того наблюдаемого, которое заложено в самом языке, в слове как обобщении. Можно говорить только об основной доминанте той или иной работы (или того или иного философа), и то - не забывая "давать поправку" на собственную апперцепцию восприятия и "дефект" языкового нормирования. |
Вий |
![]()
Отправлено
#6
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 856 ![]() |
QUOTE(Vsevolod_Ivanov @ Jan 12 2011, 03:01 PM) Мир представился, наконец, Словом, но слово оказалось непостижимо и недостижимо. |
Странник |
![]()
Отправлено
#7
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 514 Пол: Male ![]() |
Всеволод Иванов
QUOTE ...знать,что именно он высказал, человеку не дано... Конечно же,если брать только высказываемые знания, то естественно будет не дано. А не дано потому,что знания человек разрывает с незнанием. Только лишь при условии неразрывности знания с незнанием и можно говорить о знании человеком того,что он высказал. Поэтому, не зря Платон "одевал" маску Сократа в своих произведениях в борьбе с софистами(говоря,что "Сократ не в счёт"), Сократа олицетворяющегося с таким высказыванием как "Я знаю,что ничего незнаю"... QUOTE Само понятие "истинность" деградировало... Да не понятие деградировало, а наше сознание, не способное трансформировать себя на более высокочастотный уровень постижения "истинности" реальности. А если не трансформировалось, то должно быть что-то, что станет замещать симулятивным образом наше слабое воззрение на мир, т.е. появляются симулякры(ложные претенденты на власть(подменяющие собой власть). |
Странник |
![]()
Отправлено
#8
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 514 Пол: Male ![]() |
Виктор(из темы инерции)
QUOTE Вы видели эти лица? Например, в библии сказано,что бог образа не имеет и словами невыразим. Если Бог не имеет образа, то как тогда вы обьясняете для себя такое:..."И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его..."(Бытие 1:27) QUOTE Высказать,значит довести что-то до сведения другого человека... К тому,что я уже сказал,т.е. о нерасторжимой связи знания и незнания( или слова и неслова), советую прочесть,например, "Деяния,гл 2" по поводу разделяющихся языков и подумать на этим, что сие означает? |
Victor 2 |
![]()
Отправлено
#9
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 724 ![]() |
QUOTE(Странник @ Jan 13 2011, 09:00 PM) Если Бог не имеет образа, то как тогда вы обьясняете для себя такое:..."И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его..."(Бытие 1:27) Человек которого сотворил Бог имел образ Бога, а вот все последующие, сотворенные папами и мамами, имеют их образ и очень похожи на обезьяну. ![]() Сообщение отредактировал Victor 2 - Jan 13 2011, 08:17 PM |
Vsevolod_Ivanov |
![]()
Отправлено
#10
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 401 Из: Москва ![]() |
|
Vsevolod_Ivanov |
![]()
Отправлено
#11
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 401 Из: Москва ![]() |
QUOTE(Странник @ Jan 13 2011, 08:16 PM) Всеволод Иванов Конечно же,если брать только высказываемые знания, то естественно будет не дано. А не дано потому,что знания человек разрывает с незнанием. Только лишь при условии неразрывности знания с незнанием и можно говорить о знании человеком того,что он высказал. Поэтому, не зря Платон "одевал" маску Сократа в своих произведениях в борьбе с софистами(говоря,что "Сократ не в счёт"), Сократа олицетворяющегося с таким высказыванием как "Я знаю,что ничего незнаю"... "А бойся единственно только того, кто скажет - "я знаю, как надо..." ((с) Галич) QUOTE(Странник @ Jan 13 2011, 08:16 PM) Да не понятие деградировало, а наше сознание, не способное трансформировать себя на более высокочастотный уровень постижения "истинности" реальности. А если не трансформировалось, то должно быть что-то, что станет замещать симулятивным образом наше слабое воззрение на мир, т.е. появляются симулякры(ложные претенденты на власть(подменяющие собой власть). Я не зря в скобках поставил - "эволюционировало". С провокационным по сути знаком вопроса. Что такое "высокочастотный" в этом контексте - я не очень понял, думаю, слово "высокий" было бы тут необходимо и достаточно... но, однако, для меня этически эта "эволюция" (не в смысле возрастания, но скорее в смысле "финт ушами") означает, (возможно, только сейчас и вообще IMHO) с одной стороны, действительно, последовательную деградацию достоинства мыслителя (хотя и возвышение массового сознание): от стремления к истине -> к стремлению иметь убеждённость -> к отказу от движения мысли без желания, к осознанию интенциональности мыслящего -> к отказу от мышления несимулятивного, т.е. - нерегулируемого и не "вытесненного" (напротив, "вытесненное с периферии деятельности" мышление норматируется). При этом (между прочим, при "аппроксимации" бодрийяровских идей) общественное-то, массовое сознание движется в обратном направлении. Ведь по нему (по Бодрийяру) именно умирание идеи (или состояния) в массовом сознании означается её (его) широчайшим распространением... и следующим за ним осознанием философами. С другой стороны, это самое умаление достоинства мыслителя происходит вследствие всё большего осознания действительности - как в широко-философском смысле, так и в социальном. Т.е. историческим переходом от рефлексии к самоосознанию - как на персональном и интерперсональном уровне, так и на уровне социума в широком смысле. |
Вий |
![]()
Отправлено
#12
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 856 ![]() |
QUOTE(Vsevolod_Ivanov @ Jan 13 2011, 09:44 PM) Если под "Словом" вы имели в виду то Слово, о котором говорится в начале Еангелия от Иоанна, то оно достижимо. Достижимо посредством религиозной практики. Но если, конечно, a*priori полагать, что Бога нет, то оно и не достижимо. A*priori. Если же вы имели в виду нечто другое, то поясните пожалуйста. (Я понял упомянутое вами "Слово" в евангельском смысле потому, что вы написали его с большой буквы. Стало быть вы либо о "Слове" Иоанна, либо это была, с вашей стороны, ирония, для вящей изящности слога - в противном случае употребление прописной буквы не вполне понятно.) |
Вий |
![]()
Отправлено
#13
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 856 ![]() |
QUOTE(Vsevolod_Ivanov @ Jan 13 2011, 10:02 PM) "А бойся единственно только того, кто скажет - "я знаю, как надо..." ((с) Галич) Я бы всё же больше боялся того, кто говорит, что таких нужно бояться. |
Vsevolod_Ivanov |
![]()
Отправлено
#14
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 401 Из: Москва ![]() |
QUOTE(Вий @ Jan 13 2011, 11:54 PM) Если под "Словом" вы имели в виду то Слово, о котором говорится в начале Еангелия от Иоанна, то оно достижимо. Достижимо посредством религиозной практики. Но если, конечно, a*priori полагать, что Бога нет, то оно и не достижимо. A*priori. Если же вы имели в виду нечто другое, то поясните пожалуйста. (Я понял упомянутое вами "Слово" в евангельском смысле потому, что вы написали его с большой буквы. Стало быть вы либо о "Слове" Иоанна, либо это была, с вашей стороны, ирония, для вящей изящности слога - в противном случае употребление прописной буквы не вполне понятно.) Нет, разумеется. Слово с большой буквы мной написано только для подчёркивания его значимости и то, что в данном контексте это - категория, а не просто словарное обозначение. Что, впрочем, не исключает религиозной (вернее, конечно, всё же - религиозно-объективистской, и, т.о., чудо если не эклектичной) интерпретации и даже намекает на неё. Видите ли, я бы хотел надеяться, что всё это изоморфно к общеэтическим, религиозным, материалистическим-идеалистическим, возможно даже - экзистенциалистским и др. трактовкам. |
Vsevolod_Ivanov |
![]()
Отправлено
#15
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 401 Из: Москва ![]() |
|
Квестор |
![]()
Отправлено
#16
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 332 Пол: Male ![]() |
Vsevolod_Ivanov #5
QUOTE Ваше, однако, "деление" не выдерживает критики. Вы готовы убивать за Вашу идею? Или умирать за нее? Тогда Ваша философия агрессивна... А если просто так что-то сказали, ну, сказали и сказали. Соловья баснями не кормят. Во-первых, высказанная философия (о невысказанных мы ничего не знаем, они остаются на субъективной совести их авторов) - уже "активна" в Вашем смысле. "Активная" же, будучи высказанной, всегда будет нести в себе изрядную ношу того наблюдаемого, которое заложено в самом языке, в слове как обобщении. |
Vsevolod_Ivanov |
![]()
Отправлено
#17
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 401 Из: Москва ![]() |
QUOTE(Квестор @ Jan 14 2011, 01:39 AM) Vsevolod_Ivanov #5 Вы готовы убивать за Вашу идею? Или умирать за нее? Тогда Ваша философия агрессивна... А если просто так что-то сказали, ну, сказали и сказали. Соловья баснями не кормят. Мне не дано предугадать. Я "просто сказал" - а кто-то пошёл убивать. Унд вайс верса. Философия не должна определяться этикой. Иначе это не философия, а моралистика, нраво-учение, кое суть палка, которая крутится туда, куда её крутит ловкий пропагандист. Философу должно быть всё равно, хочет ли он умирать за свои идеи или нет - он на то и философ, чтобы дистанцироваться от собственных (пред-)убеждений. "Умирать\не умирать" - уже само по себе такое предубеждение, убеждение нефилософского, необщего характера. А хвост не должен вертеть собакой. Единственное, за что философ может ратовать, по самой своей сущности, - это его право высказать (или записать) свою философию. Т.е. это, наверно, единственный такого рода осмысленный императив: "мне может быть отвратительно ваше мнение, но я готов отдать жизнь за ваше право его высказать" (Франклин, если не ошибаюсь). Для меня философствование суть искусство мысли, философия (философский текст) - произведение этого искусства. А искусство, как известно, может быть ангажированным и не, прикладным и высоким, массовым и "штучной выделки", и т.д. и т.п. Можно клеить обои с "Моной Лизой", можно плакать от первых аккордов Баха, можно убивать и умирать за марксистско-ленинские "идеи", можно просто наслаждаться красотой мысли Хайдеггера, Рассела или ещё кого. Каждому своё и чтоб всем хватило ![]() |
Квестор |
![]()
Отправлено
#18
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 332 Пол: Male ![]() |
Vsevolod_Ivanov, так я тоже хочу!!! Но, увы, всегда кто-то норовит заставить воевать за свою или чужую идею.
|
Vsevolod_Ivanov |
![]()
Отправлено
#19
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 401 Из: Москва ![]() |
|
Dasha-2 |
![]()
Отправлено
#20
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female ![]() |
семиотика, желание, власть и симулякры, ...или краткое описание конца философии
Вы заниматесь (интересуетесь) философий, которая разлагается? Странный поэтический интерес.... Хотя поэзия бывает разной. Постмодернистская философия-поэтика - просто глупышка и пустышка. Лучше классика: А с Запада падает красный снег Сочными хлопьми человеческого мяса (Маяковский о 1-ой Мировой) ////сочными хлопьями белорусского мяса ![]() ![]() ![]() или вот ВОЗНЯ (Гиппиус) Остов разложившейся собаки Ходит вкруг летящего ядра. Долго ли терпеть мне эти знаки? Кончится ли подлая игра? Всё противно в них: соединенье, И согласный, соразмерный ход, И собаки тлеющей крученье, И ядра бессмысленный полет. Если б мог собачий труп остаться, Яркопламенным столбом сгореть! Если б одному ядру умчаться, Одному свободно умереть! Но в мирах надзвездных нет событий, Всё летит, летит безвольный ком. И крепки вневременные нити: Песий труп вертится за ядром. Если интерес к концу философии... тогда что там делать? Черви, подъедающие останки и одновременно свидетельствующие о разложении, конце... Странный интерес, я бы назвала некрофелический... В общем, с моей стороны это симпатию не вызывает. Это для слабых. Сидят, ждут когда титаны упадут.. чтоб черви наконец почувствовали себя на вершине пищевой/ философской цепи/иерархии. А вот это уже красиво: (та же Гиппиус) Живут слова, пока душа жива. Они смешны, они необычайны. И я любил, люблю любви слова, Пророческой овеянные тайной. |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 22nd May 2025 - 09:01 PM |