Поведение предпочтения, Реален ли случай "массового выбора"?
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Поведение предпочтения, Реален ли случай "массового выбора"?
Алексей Шухов |
Sep 23 2005, 10:59 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 235 Пол: Male |
Наша существование сталкивает нас со случаями выбора, а общество даже демонстрирует тенденцию превращения нас в "человека выбирающего", мы выбираем не только политиков, собственный стиль, продукты определенной марки, но и спутников жизни. На мой взгляд, парадокс идеи "события выбора" заключается в том, что под понятием "выбора" скрывается не единственный, а целая группа различных феноменов.
Попробую дать развернутую картину различных, как я их увидел, ситуаций выбора. Первой из них я назову выбор под влиянием аффектации - под влияением восторга, радости, симпатии, или, наоборот, антипатии, раздражения, обиды. Чувство эмоционального отношения к объекту выбора - "противный" - подавляет любые побуждения к рациональной оценке качеств выбираемого и позволяет манипулировать самим выбирающим посредством навязывания ему эмоциональной реакции. Подобная способность выбора свойственна людям с неаналитическим складом ума и позволяет управлять их поведением посредством средств поддержания эмоционального фона типа искусства, литургической части религии и т.п. Вторая ситуация выбора - это ситуация рационального аналитического выбора, но только такого, который принимает в расчет малое число оцениваемых факторов. Предельное число принимаемых в данном случае в расчет факторов - два; как правило, такими оказываются оценочные факторы подобные "честный", "умный", "располагающий", "деятельный и щедрый" и т.п. Воздействие на человека с таким менталитетом возможно посредством внушения неких простых нравственных правил, идеологических или корпоративных стандартов и т.п. На подобного рода "человека выбирающего" можно повлиять с помощью его убеждения в правильности той или иной централизующей идеи его жизненной позиции. Кроме того, здесь важно ограничение поступления информации, сохраняющее представителя такого типа выбора в узких пределах немногого числа оцениваемых им факторов. Третья ситуация выбора - истинное аналитическое сознание, исследующее не только фиксированные факторы, но и их сочетание и взаимное отношение. Оно допускает комбинации, при которых недостаточность одних условий компенсируется избыточностью других или сумма многих неблагоприятных факторов компенсируется одним избыточно благоприятным. Как правило, такое сознание не принимает скороспелого решения и требует ради его убеждения предоставления разнородной и разнонаправленной информации об объекте выбора. Убедить человека с такой способностью выбора можно лишь посредством раскрытия для него некоей "картины сопоставления", в которой, благодаря анализу вариантов, он может достичь некоего решения. Ситуацию "пресыщенного сознания", предположим, способного к аналитическому выбору, но манкирующего этой возможностью в силу подверженности идеям "предопределенности" или им подобным следует отнести к первому типу способности выбора, поскольку отношение "безразличия к выбору" представляет собой, по сути, именно эмоцию. Итак, когда мы имеем дело с массовой общественной ситуацией "совершившегося выбора" (предпочтения, например, политика или товара), имеем ли мы дело с ситуацией однородного события или нет? Не следует ли нам в данном случае думать о слиянии в единое действие нескольких сонаправленных факторов и образовании "внешней" по отношению к самому случаю выбора ситуации? Скорее всего, если не соглашаться с однородностью процесса выбора, это так. Так чем же в таком случае следует признать само "предложение" выбора? В какой мере предложение выбора адресовано целевой, а не смешанной аудитории? Каковы в таком случае классы предложений выбора? Существуют и типические случаи, казалось бы, очевидных решений предпочтения, каковым, в частности, оказывается мода. Но здесь также следует разделять манипулятивное принятие неких условностей или неожиданно возникающие тенденции широко распространяющегося подражания. Другая часть проблемы относится к тому, что использование присущему индивиду механизма предпочтения для регулирования общественной системы (демократия) невозможно без широкого доступа всего общества к информации, условии, единственно позволяющем сделать аналитически подкрепленный выбор. |
Федя |
Sep 23 2005, 10:29 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 4 610 Пол: Male |
QUOTE(Алексей Шухов @ Sep 23 2005, 10:59 AM) Наша существование сталкивает нас со случаями выбора, а общество даже демонстрирует тенденцию превращения нас в "человека выбирающего", мы выбираем не только политиков, собственный стиль, продукты определенной марки, но и спутников жизни. На мой взгляд, парадокс идеи "события выбора" заключается в том, что под понятием "выбора" скрывается не единственный, а целая группа различных феноменов. Попробую дать развернутую картину различных, как я их увидел, ситуаций выбора. А давайте по другому. Что есть Выбор? Поскольку мы говорим о человеку,то давайте и поставим его (человека) в центре картинки и для начала замажем его "черной краской" и получится у нас "Черный Квадрат" Малевича или "черный ящик" продажной девки империализма-Кибернетики. Где-бы этот "черный ящик" не располагался он находится под воздействием окружающей среды. И те сигналы окружающей среды, которые этот "черный ящик" способен определить в пределах физиологических параметров своего организма, превращаются в Информацию для него. Стало быть уже существует "Выбор" определенный физиологическими параметрами человеческого организма, Но воздействие на рецепцию организма вызывает кодирование информации в соответствии с физиологическими особенностями рецепции и проведения нервной импульсации. Другими словами не всякая информация достигнет сознания,а только та, что соответствует переметрам проводящих путей нервной системы.-это второй фильтр "Выбора" поступающей информации. Врожденные инстинкты и рефлексы дают третий фильтр "Выбора" уже в виде "Реагирования" (информация заводит Паттерн или образ реагирования). Эмоциональная окраска Образа разносит поступающую информацию по категориям Основных Эмоций и здесь четвертый фильтр "Выбора" Культуральные эмоции и образы связанные с ними определяют пятый фильтр "Выбора", в котором определяется степень приемлемости поступившей информации и возможного реагирования "Образа Самого Себя или Личностью". Эмоциональная окраска образа "Самого себя" сформированный в культуральном информационносм пространстве определенного человеческого сообщества процеживает информационный поток через шестой фильтр "Выбора". Многократно очищенный в фильрах человеческого организма и сознания информационный поток попадает в "библиотеку" Когнетивных эмоциональных образов, где инициирует соответствующий эмоциональных образ поведения,активация которого приводит к восстановлению эмоционального баланса человечекого сознания. Деятельность человеческого организма в ответ на воздействие информации на различных уровнях сознания и создает иллюзию "Выбора", который по сути своей Выбором не является, а является естественным реакцией определенного Сознания с определенной историей формирования, на полученную инормацию. Вне предшествующей истории формирования сознания на базе биологических особенностей, определяющий психологические особенности, которые под воздействием культуральной приемлемости определенного человеческого сообщества формируют когнетивные способности сознания не существует реагирования на поступающую информацию и не существует "Выбора" т.е. не существует выбора без предварительно сформированного набора эмоциональных образов реагирования. |
Алексей Шухов |
Sep 26 2005, 11:19 AM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 235 Пол: Male |
Федя, привет!
Оставим только вот это - QUOTE(Федя @ Sep 23 2005, 10:29 PM) Культуральные эмоции и образы связанные с ними определяют пятый фильтр "Выбора", в котором определяется степень приемлемости поступившей информации и возможного реагирования "Образа Самого Себя или Личностью". - а то мы дойдем до атомов и молекул ... А следующее, на мой взгляд, лишнее - QUOTE(Федя @ Sep 23 2005, 10:29 PM) Эмоциональная окраска образа "Самого себя" сформированный в культуральном информационносм пространстве определенного человеческого сообщества процеживает информационный поток через шестой фильтр "Выбора". - эмоция ближе к рефлексу, а анализ всегда есть то, что проходит сквозь рациональное сито. Дело в том, что уже на уровне общества поведение предпочтения понимается как некая обобщенная социальная реакция, например, - "народ выбрал такого-то", товар оказался "народной маркой", песня стала популярной и т.п. Непросто понять, о чем идет речь в подобных обобщениях, своей расшифровки требует характер подобных процессов. Требуется разделить субъектов выбора на страты, и через такое представление понять сам характер выбора. Например, "народной маркой" был автмобиль "Форд" модели Т, а е его создателем проиошел следующий эпизод: Генри Форд встретил в дороге человека, пытавшегося отремонтировать такую свою машину. Он оказл помщь и отказался от денег, заявив, что их у него достаточно. Естественно, сам Форд тоже пользовался своей же моделью. "Если бы у вас были деньги, ответил ему встречный", вы бы не ездили на этой машине!". Мне бы все же хотелось вести речь о социальной ситуации, в которой социальные условия формируют различные социальные архетипы, в среде которых происходят множественные реакции, которые мы видим как "всеобщие". Являются ли они такими на самом деле? Алексей |
Федя |
Sep 26 2005, 11:31 PM
Отправлено
#4
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 4 610 Пол: Male |
QUOTE(Алексей Шухов @ Sep 26 2005, 11:19 AM) В определенном смысле вы правы. Да побольшому счету говорить о выборе можно при сформированном Эмоциональном Образе Самого себя и наличии Систем эмоциональный образов сформированных в период формирования сознания при культуральном воздействии социальной среды. На этом уровне поступившая наружнвя информация вызывает эмоциональный дисбаланс в той мере в которой эта информация отличается от имевшегося до этого стандарта Эмоционального образа, причем замыкание на уровне подкорки вызывает инициацию образа поведения на уровне основных и культуральных эмоций,а вовлечение коры головного мозга определяет реагирование на уровне когнетивных эмоций и здесь,мне кажется и возникает возможность активного поиска для востановления эмоционального баланса оптимального Эмоционального образа поведения Эмоциональным образом Самого себя или Личностью. Наверно очень путанно. Попробую по другому. "Исламский фундаменталист" получил информацию об "осквернении Корана на базе Гуантанамо" -Здесь нет альтернативы и его реакция ненависти реванша предсказуема в той степени в которой он "Исламский фундаменталист"-изветный короткий путь реагирования на уровне основных и культуральных эмоций. Этот уровень не поддается волевому регулированию. Но вот этот фундаменталист прожил в Европе определеное число лет и увидел альтернативные способы "жизнепроживания", у него есть компьютер, он видит журналы с откровенными картинками,живопись и иную архитектуру, у него строительный бизнес или торговля недвижимостью-поступившая информация, вызвав эмоциональный дисбаланс, вызывает процесс выбора Эмоциональным образом самого себя наиболее адекватного для восстановления эмоционального баланса Эмоционального образа из более широкого выбора сочетанных Эмоциональных образов поведения .И чем богаче тезаурус жизненного опыта, тем более разнообразен "Выбор". И все-таки я ставлю выбор в кавычки потому,что он безальтернативно обусловлен предыдущим жизненным опытом и выбор по сути определен активацией наиболее оптимального эмоционального образа поведения. В этом процессе большую роль играет "мотивация" или эмоциональное состояния обусловленное информацией из внутренней среды организма (жажда,голод, солевой или углеводный дисбаланс, импульсация из органов физиологических отправлений) поскольку в определенных случаях эмоциональный дисбаланс вызванный наружным информационным input может быть "затушеван",а то и иметь другую окраску в ответ на более мощный внутренний информационный input. QUOTE(Алексей Шухов @ Sep 26 2005, 11:19 AM) А следующее, на мой взгляд, лишнее - - эмоция ближе к рефлексу, а анализ всегда есть то, что проходит сквозь рациональное сито. И опять вы правы. Но рациональное сито не может включатся само по себе в отдельности от основных и культуральных эмоций-оно есть "длинный путь"эмоционального реагирования (что достаточно разработано психологами) и является комплексом реакций в ответ на информационный наружный и внитренний input. Короткий путь основных и культуральных эмоций заводится в том случае, когда соответствующие когнетивные эмоциональные образы поведения или отсутствуют или не существенны. По мере накопления когнетивного тезауруса все большее разнообразие инормационного воздействия отправляется в сито стандарта когнетивных эмоций. QUOTE(Алексей Шухов @ Sep 26 2005, 11:19 AM) Дело в том, что уже на уровне общества поведение предпочтения понимается как некая обобщенная социальная реакция, например, - "народ выбрал такого-то", товар оказался "народной маркой", песня стала популярной и т.п. Непросто понять, о чем идет речь в подобных обобщениях, своей расшифровки требует характер подобных процессов. Диапазон приемлемости опреденного человеческого сообщества диктует культуральный набор эмоций, который формирует культуральные эмоции формирующихся в этом сообществе индивидуальных человеческий сознаний. Этот набор включает понятия "хорошо/плохо" религиозные и традиционные представления. Американское общество принимает богатство как успех и достижение личности. Российское общество принимает богатство как результат воровства и криминальной активности отсюда различное отношение к частной деятельности. Для того чтобы это все понять надо понять весь механизм работы сознания как механизма по преработке информации,а для этого надо принять этот механизм как естественное развитие информационное качества природы. |
Алексей Шухов |
Sep 27 2005, 10:50 AM
Отправлено
#5
|
Старожил Группа: Advanced Users Сообщений: 235 Пол: Male |
Федя, привет!
QUOTE(Федя @ Sep 26 2005, 11:31 PM) И все-таки я ставлю выбор в кавычки потому,что он безальтернативно обусловлен предыдущим жизненным опытом и выбор по сути определен активацией наиболее оптимального эмоционального образа поведения. Видишь ли, здесь ты не вполне прав, поскольку у тебя сама ситуация выбора не оказывается ситуацией порождения опыта (не только аналитического, но и эмоционального). Эффект "свежего впечатления" - это очень сильный эффект, в котором сама его основа состоит в том, что такое впечатление ранее отсутствовало. Поэтому подростки и более эмоциональны, чем старики - у них выже "свежесть" впечатлений. QUOTE(Федя @ Sep 26 2005, 11:31 PM) В этом процессе большую роль играет "мотивация" или эмоциональное состояния обусловленное информацией из внутренней среды организма (жажда,голод, солевой или углеводный дисбаланс, импульсация из органов физиологических отправлений) поскольку в определенных случаях эмоциональный дисбаланс вызванный наружным информационным input может быть "затушеван",а то и иметь другую окраску в ответ на более мощный внутренний информационный input. Эмоциональный дисбаланс может конкурировать с рациональной установкой, "непоколебимая вера" она может иногда подавлять все эти факторы, но не до бесконечности, конечно же. Здесь и интересен этот момент - конкуренция "внушения" и "впечатления", впечатление иногда, несмотря на то, что все раздражители налицо и они чувственно регистрируются, могут вовсе не порождаться. Ситуация "выбора" - это сложная ситуация конкуренции биологических, социальных факторов и фактора способности личности (интеллекта). И дело именно в том, что эти факторы не складываются, а именно конкурируют между собой. QUOTE(Федя @ Sep 26 2005, 11:31 PM) Но рациональное сито не может включатся само по себе в отдельности от основных и культуральных эмоций-оно есть "длинный путь"эмоционального реагирования (что достаточно разработано психологами) и является комплексом реакций в ответ на информационный наружный и внитренний input. Короткий путь основных и культуральных эмоций заводится в том случае, когда соответствующие когнетивные эмоциональные образы поведения или отсутствуют или не существенны. По мере накопления когнетивного тезауруса все большее разнообразие инормационного воздействия отправляется в сито стандарта когнетивных эмоций. Здесь опять нет однозначности: иногда когнитивная надстройка может сбрасываться или признаваться незначительной ("да что тут думать"). Человек ни в коей мере не ведет себя как интеллектуальный автомат, всякого рода фашисты привлекательным именно своим предложением "простых" решений, которые как бы подразумевают контроль "на эмоциональном уровне". Возможен и случай выбора "через": через когнитивное представление выбор в конечном счете эмоционального решения. Случай "выбора" не такой, чтобы в нем мы просто складывали факторы, мы именно должны разбираться в их конкуренции; причем здесь нельзя сказать, что человек "занял" позицию, он может и "схватиться" за внезапное предложение, чем-то оттеснившее другие его установки. QUOTE(Федя @ Sep 26 2005, 11:31 PM) Диапазон приемлемости опреденного человеческого сообщества диктует культуральный набор эмоций, который формирует культуральные эмоции формирующихся в этом сообществе индивидуальных человеческий сознаний. Этот набор включает понятия "хорошо/плохо" религиозные и традиционные представления. Это в "добропорядочном" обществе, а в "кризисном" обществе человек начинает искать тот набор эмоций, к чему бы он хотел присоединиться. Человек в процессе выбора как может держаться определенной позиции, так и сам процесс выбора может побуждать его к миграции с одной жизненной позиции на другую. |
Текстовая версия | Сейчас: 28th April 2024 - 02:21 AM |