Феномен настроения: пути к осмыслению
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Феномен настроения: пути к осмыслению
shkuratov |
Nov 29 2005, 12:15 AM
Отправлено
#1
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male |
Иван Шкуратов
Феномен настроения: пути к осмыслению Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 29.11.2005. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=23 Публикация: Иван Шкуратов |
Dasha |
Feb 8 2009, 10:15 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 134 Пол: Female |
Меня удивляет Ваша уверенность в том, что меня положили на лопатки. Согласна с тем, что не следует подменять понятия сущности и души. Понятием «сущность» не занималась, каюсь. На мой взгляд, сущность (если речь идет о человеке) это все же не то, что объединяет (хотя это совершенно допустимо в ситуации выделения общечеловеческих особенностей от других, например, животных), а то, что разделяет одного человека от другого (в ситуации иной изначальной точки анализа). Со стульями - согласна.
Но почему Вы уверены, что я в своих рассуждениях я говорю о настроении или о душе Пупкина, своей или Вашей? Мне кажется очевидным, что когда социолог или психолог говорит о влиянии родителей на ребенка – речь не идет о Васе и его папе. Я прекрасно понимаю об абстрактности темы дискуссии; что речь идет об идеализированном объекте. Я же пытаюсь говорить об идеальных типах (уважая Ваш профессионализм ученого, я не думаю, что Вам понадобится ссылка на М.Вебера). Особенностью идеальных типов (помимо того, что в чистом виде, в реальности они не существуют) является их эвристический потенциал, что позволяет что-то понять из реальной жизни – в этом есть прикладной аспект. Хотелось бы все-таки вернуться к настроению. Жаль что Вы обошли вниманием именно те моменты: 1)«о типах людей по их настроению», 2)«о влиянии внешних, почти равных условиях(историч. контекст) в возникновении сходных настроений», 3)«о роли социального окружения в формировании, распространении, м.б. заражении теми или иными настроениями» и т.д. Если возможно, проясните свою точку зрения на эти проблемы. Также, на мой взгляд, можно заново подвесить и вопрос о чувствах, эмоциях в настроении. Полностью согласна с Вашим тезисом о невозможности трактовать настроение как совокупности чувств или эмоций. Однако, эмоции, чувства, равно как и мнения, оценки, установки могут выступать теми доступными эмпирически единицами анализа, которые в совокупности своей могут прояснить тип настроения. |
Phenomen |
Feb 9 2009, 01:55 AM
Отправлено
#3
|
Администратор Группа: Super Moderators Сообщений: 560 Пол: Male |
QUOTE(Dasha @ Feb 8 2009, 11:15 PM) Жаль что Вы обошли вниманием именно те моменты: 1)«о типах людей по их настроению», 2)«о влиянии внешних, почти равных условиях(историч. контекст) в возникновении сходных настроений», 3)«о роли социального окружения в формировании, распространении, м.б. заражении теми или иными настроениями» и т.д. Если возможно, проясните свою точку зрения на эти проблемы. Также, на мой взгляд, можно заново подвесить и вопрос о чувствах, эмоциях в настроении. Полностью согласна с Вашим тезисом о невозможности трактовать настроение как совокупности чувств или эмоций. Однако, эмоции, чувства, равно как и мнения, оценки, установки могут выступать теми доступными эмпирически единицами анализа, которые в совокупности своей могут прояснить тип настроения. Уважаемая Dasha, заявленные Вами вопросы интересны и безусловно имеют право на существование. Другое дело, что меня в обсуждаемой статье интересовали несколько иные вопросы и задачи (онтологического, а не прикладного порядка). Я считал необходимым прежде всего рассмотреть онтологические место и роль настроения. Я был бы только рад, если бы ключевые положения о настроении как первичном онтологическом опыте мира и человека, как фундаментальном феномене были приняты как банальные общие места (и твердо установленные "факты") (Кстати, я не один раз уже видел в работах последнего времени, что некоторыми коллегами они почти так и воспринимаются ) Это означало бы, что основная цель статьи достигнута. Что же до прикладных вопросов, то они разноплановы и безусловно требуют дальнейших и - подчеркну - междисциплинарных исследований. Тут одними философскими работами не обойтись. Нужны конкретно-научные исследования, в т.ч. психологические и социологические, которые бы опирались на новую парадигму понимания настроения. Главное не путать эту (ведущую к М. Хайдеггеру) концепцию настроения с другими только потому, что там и здесь используется одно и то же слово - "настроение". У меня есть некоторые наработки по соответствующим темам, но они еще достаточно сырые, чтобы с ними выходить на люди Кстати, была у меня задумка провести так сказать эмпирическое исследование настроения на основе специально составленных опросников. Может, в будущем что-то и получится, если удастся решить несколько проблем (и с корректной формулировкой вопросов/заданий, и с контингентом "испытуемых") |
Dasha |
Feb 13 2009, 12:29 AM
Отправлено
#4
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 134 Пол: Female |
QUOTE(Phenomen @ Feb 9 2009, 01:55 AM) Кстати, была у меня задумка провести так сказать эмпирическое исследование настроения на основе специально составленных опросников. Может, в будущем что-то и получится, если удастся решить несколько проблем (и с корректной формулировкой вопросов/заданий, и с контингентом "испытуемых") Проведение эмпирических исследований по теме настроения - весьма непростое занятие, особенно если Вас интересует в этой теме онтологический аспект. Такие задачи можно решить только качественными методами, но ни в коем случае не анкетированием, тем более студентов (этим грешат многие преподаватели). Здесь могу привести подобное исследование Яковлева С.П. Советую прочитать, чтобы не наступить на одни и те же грабли («Общественное настроение как объект изучения социологии духовной жизни», Тамбов, дисс. к.с.н.). Пусть Вас не смущает название. Попытка закоренелых социологов заниматься философией (моя попытка на этом форуме), равно и как закоренелых философов в проведении эмпирических исследований можно обозначить как «Феномен настроения: пути к ОСМЕЯНИЮ» . В 2002-2004 годах я проводила ряд исследований в рамках работы по гранту БРФФИ «Социальное настроение…» в том числе мини-исследование, в рамках которого - исследование степени осознанности настроения опрашиваемых и язык, который используется при его (настроения) вербализации. (Самый целесообразный метод исследования при таких исследовательских задачах – это глубинное интервью (или нарративное, биографический метод) и соответствующий расчет выборки. В соответствии с задачами исс-я, я изначально применяла выборку крайних случаев... Скорее этот тип выборки подойдет и к Вашему исследованию). Как я намучалась, как это тяжело … Однако цели были успешно достигнуты . Если Вы согласны, хотя бы отчасти, с моим представлением о настроении, которое я затронула на форуме во второй части, то для анкетирования (если все-таки остановитесь на этом методе) я бы посоветовала методику измерения счастья. Их довольно много, но есть ОДНА очень импозантная. |
Федя |
Feb 17 2009, 10:07 PM
Отправлено
#5
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 4 610 Пол: Male |
QUOTE(Dasha @ Feb 13 2009, 12:29 AM) Если Вы согласны, хотя бы отчасти, с моим представлением о настроении, которое я затронула на форуме во второй части, то для анкетирования (если все-таки остановитесь на этом методе) я бы посоветовала методику измерения счастья. Их довольно много, но есть ОДНА очень импозантная. Феноменология как философская дисциплина в последнее время получает новую точку зрения озвученую Paul Bloom, a psychologist at Yale University, http://www.newscientist.com/article/mg2012...reates-god.html Bloom says the two systems are autonomous, leaving us with two viewpoints on the world: one that deals with minds, and one that handles physical aspects of the world. He calls this innate assumption that mind and matter are distinct "common-sense dualism". Другими словами определяется явным "Дуализм Здравого Смысла", которой с одной стороны представлен Категориями Разума, а с другой Категорями присущими физическим проявлениям Мира, самого по себе (уточняю я). Если мы разделим озвученное беспокойство, то обнаружим общую природу Дуализма в системе Здравого Смысла. Здравый смысл присущ оценке физических явлений и оценке идеальных категорий человеческого разума в отношении к категориям и того и другого порядка, фиксированых в памяти человека. Здравый Смысл составляет некую систему стандарта, сформированную в физическом пространстве в результате реализации кода генетической информации присущей человекуи кода информацииции накопленной на биологических носителях специализированных участков человеского мозга в процессе жизнедеятельности. Здравый смысл представляется механизмом Функциональной системы человеческого Сознания, придающей Смысл человеческой оценки событиям, при которых присутствует человек как Свидетель, необходимым для выбора эффективного (с человеческой точки зрения) метода реагирования на входящую информацию. Каждая функциональная система живого организма должна находится в единстве: 1.Физической или анатомической полноценности; 2.Физиологического функционирования в среде регулируемого Гомеостаза или Биологической жизни; 3. Функционального Тонуса системы подготавливающего систему к адекватному Реагированию. 4. Набора паттернов выбора реагирования, как проявление функциональной полноценности. Если первые два состояния особых объяснений не требуют, то 3 состояние- тонуса готовит систему к адекватному реагированию, как состояние бодрствования готовит человеческое сознание к адекватному полноценному активному функционированию- реагированию на информационные стимулы воздействия окружающей среды. Состояние и степень дисбаланса Гомеостаза внутренних сред организма определяют Настроение и Мотивацию поведения. Незначительные сдвиги гомеостаза способны быть приведены в равновесие через набор составляющий выбор поведения. Регулятором такого выбора может явится Здравый Смысл присущий человеку. Формирования и осмысление Настроения указывает на определенную глубину дисбаланса Гомеостаза, причем этот дисбаланс аранжируется определенным типом состояния вегетативной нервной системы (сердцебиение, потливость при тревожно- мнительном Настроении или прилив силы и активности, тахикардии, повышение тонуса сфинктеров при настроении Радости). Другими словами Настроение определяет сферу определенной эмоции более подготовленной для реагирования. Крайне выраженный дисбаланс гомеостаза определяет Настроение соответствующее состоянию Доминанты проф. Ухтомского, когда на любой контент информационного инпульса человек реагирует присущим активированной эмоциональной сфере паттерном. В заключении хотелось бы сказать что Настроение есть сложная составляющая системы эмоционального реагирования отражающая степень дисбаланса гомеостаза и, в первую очередь, баланса нейротрансмиттеров в подкорковых структурах человеческого мозга. Надо отметить что Настроение напрямую связано и с гормональными соотношениями во внутренней среде организма (поведение женщин в период овуляции;состояния острого и хронического стрессов в системе кортикостероидов и т.п.). Понимая Настроение таким образом, через биологическую природу формирования определенного тонуса для функционирования функциональной системы эмоционального реагирования можно и разработать методологию определения выраженности Настроения. Для этой цели могут быть использованы конвенционально признаные символы - как например, "Ода Радости" из 9 симфонии Бетховена может, вероятно вызвать настроение Радости у людей с настроением соотвествующим Радости или у людей с незначительным дисбалансом гомеостаза, в то время как у людей с выраженным тревожно мнительном настроении "Ода Радости" вызовет неприятие, разражение и возможно диаметрально противоположную реакцию. Отсюда Разум как проявление когнитивной функции человеческого Сознания отражает все принципы существования функциональной системы интеграции человеческого существа в единое явление природы и адаптацию этого явления природы к изменениям окружающей среды. Возвращаясь к феноменологии надо вновь заострить внимание на том, что и материальный и духовный мир человека есть проявление Дуализма его Здравого Смысла, который представляется неотъемлемым атрибутом природного явления под названием Человек. |
Текстовая версия | Сейчас: 30th April 2024 - 08:47 AM |