IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> Феномен настроения: пути к осмыслению

shkuratov
post Nov 29 2005, 12:15 AM
Отправлено #1


Участник
**

Группа: Club Members
Сообщений: 89

Пол: Male



Иван Шкуратов
Феномен настроения: пути к осмыслению
Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 29.11.2005.
Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=23

Публикация: Иван Шкуратов
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
 
Closed TopicStart new topicStart Poll
Ответов
Dasha
post Feb 8 2009, 10:15 PM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 134

Пол: Female



Меня удивляет Ваша уверенность в том, что меня положили на лопатки. ohmy.gif Согласна с тем, что не следует подменять понятия сущности и души. Понятием «сущность» не занималась, каюсь. На мой взгляд, сущность (если речь идет о человеке) это все же не то, что объединяет (хотя это совершенно допустимо в ситуации выделения общечеловеческих особенностей от других, например, животных), а то, что разделяет одного человека от другого (в ситуации иной изначальной точки анализа). Со стульями - согласна.
Но почему Вы уверены, что я в своих рассуждениях я говорю о настроении или о душе Пупкина, своей или Вашей? Мне кажется очевидным, что когда социолог или психолог говорит о влиянии родителей на ребенка – речь не идет о Васе и его папе. Я прекрасно понимаю об абстрактности темы дискуссии; что речь идет об идеализированном объекте. Я же пытаюсь говорить об идеальных типах (уважая Ваш профессионализм ученого, я не думаю, что Вам понадобится ссылка на М.Вебера). Особенностью идеальных типов (помимо того, что в чистом виде, в реальности они не существуют) является их эвристический потенциал, что позволяет что-то понять из реальной жизни – в этом есть прикладной аспект.
Хотелось бы все-таки вернуться к настроению. Жаль что Вы обошли вниманием именно те моменты: 1)«о типах людей по их настроению», 2)«о влиянии внешних, почти равных условиях(историч. контекст) в возникновении сходных настроений», 3)«о роли социального окружения в формировании, распространении, м.б. заражении теми или иными настроениями» и т.д. Если возможно, проясните свою точку зрения на эти проблемы.
Также, на мой взгляд, можно заново подвесить и вопрос о чувствах, эмоциях в настроении. Полностью согласна с Вашим тезисом о невозможности трактовать настроение как совокупности чувств или эмоций. Однако, эмоции, чувства, равно как и мнения, оценки, установки могут выступать теми доступными эмпирически единицами анализа, которые в совокупности своей могут прояснить тип настроения.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Phenomen
post Feb 9 2009, 01:55 AM
Отправлено #3


Администратор
***

Группа: Super Moderators
Сообщений: 560

Пол: Male



QUOTE(Dasha @ Feb 8 2009, 11:15 PM)
Жаль что Вы обошли вниманием именно те моменты: 1)«о типах людей по их настроению», 2)«о влиянии внешних, почти равных условиях(историч. контекст) в возникновении сходных настроений», 3)«о роли социального окружения в формировании, распространении, м.б. заражении теми или иными настроениями» и т.д. Если возможно, проясните свою точку зрения на эти проблемы.
Также, на мой взгляд, можно заново подвесить и вопрос о чувствах, эмоциях в настроении. Полностью согласна с Вашим тезисом о невозможности трактовать настроение как совокупности чувств или эмоций. Однако, эмоции, чувства, равно как и мнения, оценки, установки могут выступать теми доступными эмпирически единицами анализа,  которые в совокупности своей могут прояснить тип настроения.
*



Уважаемая Dasha, заявленные Вами вопросы интересны и безусловно имеют право на существование. Другое дело, что меня в обсуждаемой статье интересовали несколько иные вопросы и задачи (онтологического, а не прикладного порядка). Я считал необходимым прежде всего рассмотреть онтологические место и роль настроения. Я был бы только рад, если бы ключевые положения о настроении как первичном онтологическом опыте мира и человека, как фундаментальном феномене были приняты как банальные общие места (и твердо установленные "факты") laugh.gif (Кстати, я не один раз уже видел в работах последнего времени, что некоторыми коллегами они почти так и воспринимаются smile.gif) Это означало бы, что основная цель статьи достигнута. Что же до прикладных вопросов, то они разноплановы и безусловно требуют дальнейших и - подчеркну - междисциплинарных исследований. Тут одними философскими работами не обойтись. Нужны конкретно-научные исследования, в т.ч. психологические и социологические, которые бы опирались на новую парадигму понимания настроения. Главное не путать эту (ведущую к М. Хайдеггеру) концепцию настроения с другими только потому, что там и здесь используется одно и то же слово - "настроение". У меня есть некоторые наработки по соответствующим темам, но они еще достаточно сырые, чтобы с ними выходить на люди sad.gif

Кстати, была у меня задумка провести так сказать эмпирическое исследование настроения на основе специально составленных опросников. Может, в будущем что-то и получится, если удастся решить несколько проблем (и с корректной формулировкой вопросов/заданий, и с контингентом "испытуемых")
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Dasha
post Feb 13 2009, 12:29 AM
Отправлено #4


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 134

Пол: Female



QUOTE(Phenomen @ Feb 9 2009, 01:55 AM)
Кстати, была у меня задумка провести так сказать эмпирическое исследование настроения на основе специально составленных опросников. Может, в будущем что-то и получится, если удастся решить несколько проблем (и с корректной формулировкой вопросов/заданий, и с контингентом "испытуемых")
*


Проведение эмпирических исследований по теме настроения - весьма непростое занятие, особенно если Вас интересует в этой теме онтологический аспект. Такие задачи можно решить только качественными методами, но ни в коем случае не анкетированием, тем более студентов (этим грешат многие преподаватели). Здесь могу привести подобное исследование Яковлева С.П. Советую прочитать, чтобы не наступить на одни и те же грабли («Общественное настроение как объект изучения социологии духовной жизни», Тамбов, дисс. к.с.н.). Пусть Вас не смущает название. Попытка закоренелых социологов заниматься философией (моя попытка на этом форуме), равно и как закоренелых философов в проведении эмпирических исследований можно обозначить как «Феномен настроения: пути к ОСМЕЯНИЮ» . В 2002-2004 годах я проводила ряд исследований в рамках работы по гранту БРФФИ «Социальное настроение…» в том числе мини-исследование, в рамках которого - исследование степени осознанности настроения опрашиваемых и язык, который используется при его (настроения) вербализации. (Самый целесообразный метод исследования при таких исследовательских задачах – это глубинное интервью (или нарративное, биографический метод) и соответствующий расчет выборки. В соответствии с задачами исс-я, я изначально применяла выборку крайних случаев... Скорее этот тип выборки подойдет и к Вашему исследованию). Как я намучалась, как это тяжело mellow.gif … Однако цели были успешно достигнуты tongue.gif .
Если Вы согласны, хотя бы отчасти, с моим представлением о настроении, которое я затронула на форуме во второй части, то для анкетирования (если все-таки остановитесь на этом методе) я бы посоветовала методику измерения счастья. Их довольно много, но есть ОДНА очень импозантная.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Федя
post Feb 17 2009, 10:07 PM
Отправлено #5


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 4 610

Пол: Male



QUOTE(Dasha @ Feb 13 2009, 12:29 AM)
Если Вы согласны, хотя бы отчасти, с моим представлением о настроении, которое я затронула на форуме во второй части, то для анкетирования (если все-таки остановитесь на этом методе) я бы посоветовала методику измерения счастья. Их довольно много, но есть ОДНА очень импозантная.
*


Феноменология как философская дисциплина в последнее время получает новую точку зрения озвученую Paul Bloom, a psychologist at Yale University, http://www.newscientist.com/article/mg2012...reates-god.html
Bloom says the two systems are autonomous, leaving us with two viewpoints on the world: one that deals with minds, and one that handles physical aspects of the world. He calls this innate assumption that mind and matter are distinct "common-sense dualism".
Другими словами определяется явным "Дуализм Здравого Смысла", которой с одной стороны представлен Категориями Разума, а с другой Категорями присущими физическим проявлениям Мира, самого по себе (уточняю я).

Если мы разделим озвученное беспокойство, то обнаружим общую природу Дуализма в системе Здравого Смысла. Здравый смысл присущ оценке физических явлений и оценке идеальных категорий человеческого разума в отношении к категориям и того и другого порядка, фиксированых в памяти человека. Здравый Смысл составляет некую систему стандарта, сформированную в физическом пространстве в результате реализации кода генетической информации присущей человекуи кода информацииции накопленной на биологических носителях специализированных участков человеского мозга в процессе жизнедеятельности.

Здравый смысл представляется механизмом Функциональной системы человеческого Сознания, придающей Смысл человеческой оценки событиям, при которых присутствует человек как Свидетель, необходимым для выбора эффективного (с человеческой точки зрения) метода реагирования на входящую информацию.

Каждая функциональная система живого организма должна находится в единстве:
1.Физической или анатомической полноценности;
2.Физиологического функционирования в среде регулируемого Гомеостаза или Биологической жизни;
3. Функционального Тонуса системы подготавливающего систему к адекватному Реагированию.
4. Набора паттернов выбора реагирования, как проявление функциональной полноценности.

Если первые два состояния особых объяснений не требуют, то 3 состояние- тонуса готовит систему к адекватному реагированию, как состояние бодрствования готовит человеческое сознание к адекватному полноценному активному функционированию- реагированию на информационные стимулы воздействия окружающей среды.

Состояние и степень дисбаланса Гомеостаза внутренних сред организма определяют Настроение и Мотивацию поведения.

Незначительные сдвиги гомеостаза способны быть приведены в равновесие через набор составляющий выбор поведения. Регулятором такого выбора может явится Здравый Смысл присущий человеку. Формирования и осмысление Настроения указывает на определенную глубину дисбаланса Гомеостаза, причем этот дисбаланс аранжируется определенным типом состояния вегетативной нервной системы (сердцебиение, потливость при тревожно- мнительном Настроении или прилив силы и активности, тахикардии, повышение тонуса сфинктеров при настроении Радости).

Другими словами Настроение определяет сферу определенной эмоции более подготовленной для реагирования. Крайне выраженный дисбаланс гомеостаза определяет Настроение соответствующее состоянию Доминанты проф. Ухтомского, когда на любой контент информационного инпульса человек реагирует присущим активированной эмоциональной сфере паттерном.

В заключении хотелось бы сказать что Настроение есть сложная составляющая системы эмоционального реагирования отражающая степень дисбаланса гомеостаза и, в первую очередь, баланса нейротрансмиттеров в подкорковых структурах человеческого мозга.

Надо отметить что Настроение напрямую связано и с гормональными соотношениями во внутренней среде организма (поведение женщин в период овуляции;состояния острого и хронического стрессов в системе кортикостероидов и т.п.).

Понимая Настроение таким образом, через биологическую природу формирования определенного тонуса для функционирования функциональной системы эмоционального реагирования можно и разработать методологию определения выраженности Настроения.

Для этой цели могут быть использованы конвенционально признаные символы - как например, "Ода Радости" из 9 симфонии Бетховена может, вероятно вызвать настроение Радости у людей с настроением соотвествующим Радости или у людей с незначительным дисбалансом гомеостаза, в то время как у людей с выраженным тревожно мнительном настроении "Ода Радости" вызовет неприятие, разражение и возможно диаметрально противоположную реакцию.

Отсюда Разум как проявление когнитивной функции человеческого Сознания отражает все принципы существования функциональной системы интеграции человеческого существа в единое явление природы и адаптацию этого явления природы к изменениям окружающей среды.

Возвращаясь к феноменологии надо вновь заострить внимание на том, что и материальный и духовный мир человека есть проявление Дуализма его Здравого Смысла, который представляется неотъемлемым атрибутом природного явления под названием Человек.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
shkuratov   Феномен настроения: пути к осмыслению   Nov 29 2005, 12:15 AM
Dasha   Часто можно встретить определение какого-либо кокр...   Jan 31 2009, 02:24 AM
Dasha   Хотела бы обосновать свою, социологическую, точку ...   Feb 2 2009, 05:14 PM
Phenomen   Спасибо за замечания и комментарии, Dasha! Что...   Feb 5 2009, 09:16 PM
Dasha   Ваш ответ скорее породил много вопросов. Как вообщ...   Feb 8 2009, 01:01 AM
Phenomen   Dasha, ранее я Вам попытался как можно яснее проде...   Feb 8 2009, 06:00 PM
Dasha   Меня удивляет Ваша уверенность в том, что меня пол...   Feb 8 2009, 10:15 PM
Phenomen   Уважаемая Dasha, заявленные Вами вопросы интерес...   Feb 9 2009, 01:55 AM
Dasha   Проведение эмпирических исследований по теме наст...   Feb 13 2009, 12:29 AM
Федя   Феноменология как философская дисциплина в послед...   Feb 17 2009, 10:07 PM
Виктор   Phenomen, весьма интересная работа, мне понравилос...   Feb 9 2009, 03:15 PM
Dasha   Виктор, к сожалению, :mellow: Вы направляете диск...   Feb 9 2009, 11:04 PM
Виктор   Dasha, Спасибо, видимо я действительно не понял о...   Feb 10 2009, 10:20 AM
Dasha   Виктор, Я рада, что тема настроения Вас также инте...   Feb 10 2009, 12:55 PM
Виктор   Dasha, Пример достаточно хороший, и как вы правил...   Feb 10 2009, 03:12 PM
Dasha   Виктор, опять, увы, :mellow: мимо. Суть настроени...   Feb 10 2009, 04:44 PM
Виктор   Dasha, Вот теперь у меня полная ясность (с вашей п...   Feb 10 2009, 07:53 PM
Людмила   Является мной (Я) и происходит со мной (ЕСТЬ)....   Feb 11 2009, 01:38 AM
Dasha   Федя, Ваш интерес к попытке физиологического осмыс...   Feb 19 2009, 01:32 AM
Федя   Смею вас заверить, что нейроанатомические, эндокр...   Feb 20 2009, 09:18 AM
Евгений Волков   Уважаемая, Dasha! Вы пытаетесь, точнее, как вы...   Feb 19 2009, 11:05 PM
Dasha   Уважаемый Евгений Волков, Ваше представление о пре...   Feb 20 2009, 01:38 AM
Евгений Волков   Уважаемая, Dasha! Вы видимо так торопились с о...   Feb 20 2009, 10:05 AM
Dasha   Федя, я осознала, почему Ваше первое сообщение асс...   Feb 20 2009, 01:22 PM
Федя   Вы, Даша, представляетесь образованым человеком. ...   Feb 21 2009, 11:26 AM
Федя   Прошу меня простить за " позднее зажигание...   Feb 21 2009, 11:45 AM
Евгений Волков   Уважаемая, Dasha! Приходилось встречать много ...   Feb 20 2009, 10:42 PM
Dasha   Евгений Волков, Вы так меня обидели, что я долго п...   Feb 21 2009, 03:23 PM
Федя   Не смущайтесь. Меня не интересует Ваше мироощущен...   Feb 21 2009, 04:00 PM
Царёв Павел   Даше!.. Честно говоря, ничего не понимаю. Что ...   Mar 13 2009, 06:27 PM
Евгений Волков   Уважаемая, Dasha! Когда я впервые прочитал ваш...   Feb 21 2009, 11:34 PM
Dasha   Павел, спасибо… Высший пилотаж... Просто нет слов…...   Mar 14 2009, 12:22 AM
Федя   Спасибо, что вспомнили обо мне. Мне, собственно, ...   Mar 14 2009, 11:55 AM
Dasha   А, вот еще один существенный нюанс: настроение не ...   Mar 14 2009, 12:39 AM
Dasha   Павел, если позволите, я еще немного Вас помучаю. ...   Mar 14 2009, 01:59 PM
Федя   Как "Порог смерти" не составляет услови...   Mar 15 2009, 11:18 AM
Dasha   Продолжение. Потому я так и ратую за культурное ра...   Mar 14 2009, 05:54 PM
Царёв Павел   Даше! Я Вас понимаю. Тема настроения – необозр...   Mar 16 2009, 07:49 PM
Виктор   Царёв Павел, Как-то странно, с одной стороны осно...   Mar 14 2009, 06:34 PM
Людмила   Простите, Павел, а, может быть стоит упрости...   Mar 15 2009, 05:47 PM
Тарас   Раз уж мы беремся судить об умонастроении хайдегг...   Mar 16 2009, 02:14 AM
Царёв Павел   Виктору! Вы: «Кстати, выбирают путь познания с...   Mar 16 2009, 09:17 PM
Dasha   Виктор, позвольте я Вам отвечу. Я ориентируюсь на ...   Mar 14 2009, 08:06 PM
Dasha   При объяснении концепции Хайдеггера, основным связ...   Mar 16 2009, 12:25 PM
Людмила   Если в основание свойства укладывается некая про...   Mar 16 2009, 07:57 PM
Dasha   Продолжение. Ну и поскольку жизнь человека - это п...   Mar 16 2009, 12:38 PM
Царёв Павел   Бог ты мой!... Это ж какого «джинна» я «выпуст...   Mar 17 2009, 09:40 PM
Dasha   Теперь можно проанализировать те ситуации, в котор...   Mar 16 2009, 02:59 PM
Тарас   Да, в общих чертах как-то так. Ловко Вы это, Даша....   Mar 16 2009, 05:01 PM
Dasha   Спасибо, спасибо, спасибо... Академия наук не хухр...   Mar 16 2009, 06:37 PM
Федя   Когда Нечто взаимодействует с Нечто, то это проис...   Mar 19 2009, 08:55 AM
Тарас   Да, важно не просто рассуждать о том, является ли ...   Mar 16 2009, 06:57 PM
Dasha   Тарас, а я просто про людей, про их бытие... Безус...   Mar 16 2009, 07:14 PM
Dasha   Ну и потом же, тот же Больнов, с которым я здесь с...   Mar 16 2009, 07:23 PM
Виктор   Даша, спасибо за информацию, я прочел ваши ссылки ...   Mar 16 2009, 07:31 PM
Тарас   Даша, воспринимайте сказанное мною в последнем соо...   Mar 16 2009, 08:36 PM
Царёв Павел   «Это как же, Вашу мать, Вас прикажешь понимать?...   Mar 17 2009, 09:39 PM
Dasha   Людмила, Вы очень невнимательны с смыслу. Павла я ...   Mar 16 2009, 09:20 PM
Виктор   Царёв Павел Можно словами (формами) так "упа...   Mar 17 2009, 07:01 AM
Тарас   Поскольку настроение не только выражается, но е...   Mar 17 2009, 12:57 PM
Dasha   Аргентинский писатель Х.И.Борхес (совместно с А. Б...   Mar 17 2009, 12:01 PM
Dasha   Да, признаю, проблема на лицо - как строгость след...   Mar 17 2009, 04:19 PM
Виктор   Царёв Павел, прочитал последюущие комментарии моей...   Mar 17 2009, 06:20 PM
Виктор   Dasha, Спасибо за пояснения. Хочу отметить, что ме...   Mar 18 2009, 09:51 AM
Тарас   Виктору. Бессмысленно искать у Хайдеггера какого-т...   Mar 18 2009, 12:38 PM
Царёв Павел   Тарасу! Вы: «Бессмысленно искать у Хайдеггера ...   Mar 18 2009, 05:05 PM
Тарас   Там различаются знание и подход в его получении ...   Mar 18 2009, 06:52 PM
Виктор   Тарас, Беспонятийное мышление, даже взятое в кавы...   Mar 18 2009, 01:18 PM
Царёв Павел   Виктору! Вы: «Беспонятийное мышление, даже взя...   Mar 18 2009, 05:52 PM
Виктор   Тарас Хоть новизна, хоть не очень. В философии ...   Mar 18 2009, 01:39 PM
Тарас   Павел, если И.Н.Шкуратов приводит в связи с анализ...   Mar 18 2009, 02:43 PM
Виктор   Тарас Возможно я повторяюсь. Я не искал у Хайдегг...   Mar 18 2009, 03:29 PM
Тарас   Виктору. «Мыслить сделанным» – это понятно. Но вот...   Mar 18 2009, 04:30 PM
Виктор   Тарас Ну почему же без рефлексии? Мышление инстру...   Mar 18 2009, 05:43 PM
Dasha   "Пожалуйте – КРОМЕ понятийного мышления (на м...   Mar 18 2009, 06:43 PM
Тарас   Павел, Вы бы лучше на мои сообщения, адресованные ...   Mar 18 2009, 07:08 PM
Тарас   Павел, Вы бы лучше на мои сообщения, адресованные ...   Mar 18 2009, 07:09 PM
Тарас   И вообще, сколько можно этой дефектологией философ...   Mar 18 2009, 07:56 PM
Виктор   Царёв Павел То, что человек мыслит понятиями, кот...   Mar 18 2009, 09:16 PM
Виктор   Тарас, Мне совсем не грустно, кроме бытия, есть ...   Mar 18 2009, 09:49 PM
Dasha   Г-н Phenomen, рады Вас видеть! (Ваш "про...   Mar 18 2009, 11:17 PM
Тарас   «Получение знания из небытия»? Нет, все-таки, надо...   Mar 19 2009, 12:27 AM
Виктор   Федя, Мудрая мысль! После мгновения, когда со...   Mar 19 2009, 10:44 AM
Федя   После мгновения, когда Сознание становится частью...   Mar 20 2009, 09:31 AM
Виктор   Царёв Павел, Возможно вам будет интересно мое пред...   Mar 19 2009, 11:04 AM
Тарас   Виктору Вы: «чем дальше, тем ясней понимаешь, как...   Mar 19 2009, 12:53 PM
Тарас   Вопросы Виктору Вы: «Само мгновение и есть второ...   Mar 19 2009, 04:56 PM
Виктор   Тарас, Начну с конца Я не знаю, какой смысл вы ищ...   Mar 20 2009, 09:54 AM
Виктор   Федя, Ваш ответ подтверждает, что обсуждать форму ...   Mar 20 2009, 10:05 AM
Федя   Я аргументировал своё мнение о вашем несуразном у...   Mar 21 2009, 09:14 AM
Тарас   Виктору Понятно. Но все-таки, сознание, бытие/не...   Mar 20 2009, 02:19 PM
Виктор   Тарас, Я ничего не предлагаю. Я сказал, что есл...   Mar 20 2009, 03:34 PM
Виктор   Федя Речь не о самом сознании, как свойстве мозга...   Mar 21 2009, 11:25 AM
Федя   RE: Феномен настроения: пути к осмыслению   Mar 21 2009, 01:13 PM
Федя   Тогда вопрос в каком качестве находится или не на...   Mar 21 2009, 01:52 PM
Тарас   Извиняюсь, что встреваю, но я тоже никак не мог уя...   Mar 21 2009, 11:47 AM
Виктор   Тарас, Почти правильно. Само мгновение неуловимо....   Mar 21 2009, 01:22 PM
Тарас   В каком тексте отвратительная форма? И в каком см...   Mar 21 2009, 06:57 PM
Виктор   Федя А чей продукт понятие сознание? А то что ...   Mar 21 2009, 06:03 PM
Phenomen   Уважаемые форумчане, прошу извинить меня за запозд...   Mar 21 2009, 11:09 PM


Closed TopicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 30th April 2024 - 08:47 AM
Реклама: