Феномен настроения: пути к осмыслению
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Феномен настроения: пути к осмыслению
shkuratov |
Nov 29 2005, 12:15 AM
Отправлено
#1
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male |
Иван Шкуратов
Феномен настроения: пути к осмыслению Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 29.11.2005. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=23 Публикация: Иван Шкуратов |
Dasha |
Feb 20 2009, 01:38 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 134 Пол: Female |
Уважаемый Евгений Волков, Ваше представление о предмете социологии довольно упрощенное, если не сказать наивное. Помимо того, что социология – полипарадигмальная наука, в ней есть различные уровни анализа (микро, мезо и макро уровни), и потом, ни в одной из наук нет такого количества предмета исследований (от семьи, религии, труда, власти и т.д. до бесконечности). В социологии есть много направлений, базирующихся на философской базе: феноменологии – А.Шюц, этнометодологии – Гарфинкель, не говоря уже о культурсоциологии (уууууу, есть где развернуться и современной философии)... Для более наглядной иллюстрации можно пролистать современную социологическую энциклопедию, но читать не понятия, определения, а по персоналиям. Чтобы не отходить от темы дисскурса, могу представить некоторые варианты применения понятия настроения в хайдегговском смысле, переосмысленное в рамках социологии.
Настроение, мировоззрение формируется в процессе социализации по мере взросления ребенка (доказательство – дети-маугли). Это означает, что настроения могут передаваться от человека к человеку (пример – попадание в секту). Настроения могут также отчуждаться (пример – искусство, музыка, литература, даже политика) и массово тиражироваться в виде идей, образов жизни и т.п. Когда люди (дети, молодежь и другие социально-демографические группы) принимают, впитывают эти образы жизни, мировосприятия можно говорить о распространенности тех или иных типов настроений. Так настроение становится социальным настроением и может рассматриваться без относительности к конкретной личности, как идеальный тип. Вы можете возразить, что, мол, индивидуальное настроение формируется исходя из личного индивидуального опыта, однако традиция что-то, весьма существенное, «оставлять за скобками» мешает увидеть и исторический контекст в возникновении сходных типов настроений (это не относится к экстраординарным всплескам человеческого сознания, к гениям, про которых часто говорят, что они опередили свое время, жили не в то время и были не поняты современниками и т.п.). Сфера применения понятия настроения/социального настроения – от особенностей информационной политики в преодолении «постчернобыльского синдрома» (ужаса перед ядерной энергетикой) до исследований легитимности власти и расшифровки индексов доверия (как преодоление негативного коллективного опыта советского прошлого, 90-х и т.д. ). Так, например, среди интеллигенции распространены (скорее на уровне моды, нежели на рациональном уровне) пассивные оппозиционные настроения. Возможно, это пошло с переосмысления роли интеллигенции 60-х годов. И принадлежность к политической оппозиции – кто бы ни был у власти – для некоторых людей с претензиями на богемность, рафинированность и т.п. причисляет, как им кажется, к истинным образцам интеллигенции, к таким людям, например, как Солженицын... P.S. А причем здесь воля? Воля чтобы идти на участок для голосования? Или что бы покупать известную марку чипсов или пива? Или что бы слушать английский андеграунд вместо Моцарта?.. Скорее речь идет о выборе (осознанном и свободном или неосознанном и назязанным)... |
Текстовая версия | Сейчас: 30th April 2024 - 06:56 AM |