Феномен настроения: пути к осмыслению
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Феномен настроения: пути к осмыслению
shkuratov |
Nov 29 2005, 12:15 AM
Отправлено
#1
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male |
Иван Шкуратов
Феномен настроения: пути к осмыслению Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 29.11.2005. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=23 Публикация: Иван Шкуратов |
Dasha |
Mar 14 2009, 01:59 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 134 Пол: Female |
Павел, если позволите, я еще немного Вас помучаю. Мой шеф, умнейший человек, говорит: «Даша, когда ты сможешь объяснить все это ребенку, значит ты поняла это сама», в противном случае это просто блуждание меж трех сосен в сильном подпитии.
Если применить категории статики и динамики при анализе настроения, то имеем следующее. При определении феномена настроения мы исходили из фотографического снимка потока сознания, т.е. в ситуации здесь-и-сейчас, Хайдеггер чуть приоткрыл «скобки» Гуссерля введя категорию бытие. Таким образом мы имеем бытие здесь-и-сейчас. Если рассмотреть бытие в динамике (во времени), то мы получаем и настроение в динамике: Настроение здесь-и-сейчас 1, Настроение здесь-и-сейчас 2, Настроение здесь-и-сейчас 3. (Получается некая прямая, состоящая из множества точек). Для того, чтобы как-то приблизиться к раскрытию этой прямой, можно разделить ее на отрезки (но не произвольно, а в зависимости от характера бытия или того или иного настроения), т.е. мы можем получить различные ситуации (работа, семья, личная жизнь и т.п.), и соответственно, настроения человека в этих сферах, которое так или иначе постоянно, и меняется только с изменением, скажем условий труда или взаимоотношений в коллективе (для трудовой сферы). Когда мы допустим в эту схему других людей, с такой же их прямой, то получим Настроение здесь-и-сейчас 1 человека на работе, Настроение здесь-и сейчас другого человека в этом же трудовом коллективе и т.д., то получим морально-психологический климат коллектива и т.д. Рассуждать подобным образом для социолога полезно. В ситуации опроса мы можем зафиксировать настроения определенного человека в определенных ситуациях, сферах его бытия. Если мы механически суммируем эти настроения, то получим некий индекс – индекс индивидуального настроения. У меня есть прекрасная возможность на большом массиве эмпирических данных провести корреляционный анализ этих различных настроений, что я и сделала. Да, есть существенная (по статистическим критериям) связь между этими настроениями, что позволяет говорить о существовании некого общего фактора их детерминирующего. С одной стороны это или некое одно главенствующее настроение, либо другой, независящий фактор, например, ценности. Ну и т.д. Что я действительно не понимаю, так это приоритет настроения ужаса, тревоги над другими настроениями в онтологическом пути. Находясь в таком состоянии, что мы можем «открыть»? По всей видимости, это не таблица Менделеева и не квантовая физика. Вероятно «открытия» в таком состоянии относятся к основаниям человеческого бытия, смыслу жизни и т.д. Если понять Хайдеггера в этом, скажем через Больнова и его новой укрытости, то все сводится к следующему. «Было у бабки с дедкой золотое яичко. Не берегли они его и разбили. И когда разбили поняли, что оно действительно ценно. Когда у них появится новое золотое яичко, они будут его беречь». Зацикленность на состоянии ужаса, его красочного и многотомного описания как-то заслонило конечный смысл этого состояния – познания экзистенции, ядра человека. А как мы можем этот конечный результат такого познания описать? Не могли ли бы Вы привести пример результата такой трансценденции? Ценности Равенства, братства и демократии? Или гедонизм? (самое распространенное последнее желание преступника – скажем, покурить, выпить – и это на пороге смерти они (например маньяки) отчетливо понимают «Как жаль, что я больше не смогу кого-нибудь тр…»). Вместе с тем, понять главенствующую ценность, смысл жизни можно не только на пороге смерти или испытывая парализующий ужас. Он на то и парализующий, что никакая трансценденция уже возможна. Чтобы понять ужас фашизма и ценность уважения к другому, не обязательно отсидеть в лагере. Можно окунуться в это состояние ужаса и читая литературу, смотря фильмы и т.д., т.е. через Сопереживание героям картины. Мне кажется не обязательно «заболеть», что бы понять ценность здоровья. Можно посмотреть на инвалидов и так Сопереживать им, что все станет на свои места. Человек, поставленный в ситуацию реального выбора или воображаемого (что делают педагоги, занимающиеся эмоционально-нравственным воспитанием ребенка через анализ ситуаций и ролей участников) также может это понять. Вот, например, истинно влюбленный человек (ситуация для жен декабристов) понимает и глупость гламура и размер денежного довольствия, и даже, о ужас, право на свободный выбор своих детей. С уважением, Даша. |
Текстовая версия | Сейчас: 30th April 2024 - 08:31 AM |