Феномен настроения: пути к осмыслению
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Феномен настроения: пути к осмыслению
shkuratov |
Nov 29 2005, 12:15 AM
Отправлено
#1
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 89 Пол: Male |
Иван Шкуратов
Феномен настроения: пути к осмыслению Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 29.11.2005. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=23 Публикация: Иван Шкуратов |
Виктор |
Mar 17 2009, 06:20 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 542 Из: Москва |
Царёв Павел,
прочитал последюущие комментарии моей первой части, но все же хочу закончить свое сообщение вам. И так, условно, по источнику поступления, чувства можно разделить на телесные и душевные. О первых все сказал еще Д.Локк, сведя их к удовольствию и страданию, вторым много время посвятил Вл.Соловьев, сведя их многообразие к трем: стыду, жалости (сопереживанию) и любви (благоговению). Понятно, что стыд и жалость осознаются как страдание, а любовь как удовольствие. И эти два основных чувства противоположны, не могут присутствовать в сознании одновременно. Разум или наше "я", в процессе нравственного выбора, когда необходимо принять одно решение на действие направленное к другим людям (не путать с ситуацией выбора сорта колбасы ), по сути делает выбор между поступком приводящим к удовольствию сейчас и страданию в будущем (безнравственный поступок) или страданию сейчас и удовольствию в будущем (нравственный поступок). Отмечу, что любая работа по добыванию благ, тоже страдание. В этой ситуации выбора, с одной стороны требования удовольствия для тела, с другой стороны требования совести или индивидуальной системы нравственных ценностей (настрой по Хайдеггеру). Разум может принять любое решение, он свободен в своем выборе. выбрав нравственный поступок, разум сохраняет свой настрой, выбрав безнравственный поступок, разум изменяет тем самым и свой настрой, делая поступок разрешенным в будущем. То есть в следующей подобной жизненной ситуации, разум уже выбирать не будет, будет действовать в соответствии с новым настроем, в соответствии с новым, более низким, уровнем нравственности. Восстановить уровень нравственности, прежний настрой, разум может, только пережив душевное страдание (раскаяние) за совершенный безнравственный поступок. Кстати Будда, вот это изменение настроя или душевного качества человека, назвал реинкарнацией души, которую последователи (не вполне поняв) отнесли куда-то за пределы жизни конкретного человека. Хайдеггер, а скорее переводчик, использует понятия настроения в разных местах по разному, в одних как выражение чувств, в других как выражение настроя на действия. Вот такое у меня сложилось впечатление, возможно и неверное... В отношении страха и ужаса, я написал в ответе Даше вчера, 07:31 PM |
Текстовая версия | Сейчас: 30th April 2024 - 03:33 AM |