Миф о реальности
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Миф о реальности
Владимир Копыленко |
Mar 4 2006, 12:58 AM
Отправлено
#1
|
Участник Группа: Users Сообщений: 46 |
Это размышления философствующего профана и я хотел бы предупредить, что в отличие от специалистов, я не ставлю перед собой задачу создать что-то новое в такой области знаний, где в течение последних пяти тысяч лет подвизались умы, чьи имена составляют гордость философии.
Тем не менее, вопросы остались. Разумеется, можно подождать еще пару тысяч лет, но уж очень хочется понять, что же она такое «реальность»! Все эти соображения послужили основой для моей работы «Миф о реальности», которую я разместил на сайте http://new-idea.kulichki.net/pubfiles/051126132821.rar . К сожалению, здесь я вынужден ограничиться очень кратким изложением содержания работы, надеясь, что этого достаточно, чтобы принять одно из двух решений: либо ограничиться просмотром приведенного ниже короткого изложения (и в этом я совершил благое дело, сэкономив Ваше время), либо раскрыть названный выше линк и получить полный текст. В последнем случае я буду очень признателен тем, кто сочтет возможным высказать своё мнение. Хоть это и «Размышления философствующего профана», но в них, на мой взгляд, содержатся «детские вопросы», ответы на которые (я надеюсь) интересуют не только меня. *** Часто ли мы задумываемся , насколько наши представления соответствуют реальности? Нечасто. Скорее всего, это не трудно объяснить, если учесть «унавоженность» темы во всевозможных литературных опусах, с одной стороны и, и хронический дефицит времени у каждого из нас с другой стороны. К сожалению, последнее характерно для всех нас, и я также ощущаю недостаток времени, и, всё-таки… В те мгновения, когда мне удаётся остановиться и оглядеться, у меня крепнет убеждение, что я уже давно мчусь, не открывая глаз, по неведомой мне пересеченной местности и открываю глаза только для того, чтобы с недоумением спросить себя: «Как я здесь оказался?». Но можно ли быть уверенным, что если я буду впредь держать глаза открытыми, то увижу то, что мне следует увидеть? Вопрос не праздный, если вспомнить, что в соответствии с последними исследованиями, мозг получает только одну триллионную долю того, что видят глаза. Так можем ли мы утверждать: то, что мы видим – не миф, а научно обоснованный факт? Кроме того, есть несколько «детских» вопросов, которые я рискую предложить Вам, прекрасно понимая, что Время – Деньги. Мы не всегда понимаем, что и то и другое не принадлежит нам. Время течет независимо от нашего участия, а что касается денег, то хорошо бы понять, что, в конце концов, человек приходит в Жизнь и покидает её, не имея ни одного кармана. Обсуждаемые нами «детские вопросы» не новы. В большинстве случаев их обсуждение связано с введением такого числа новых понятий, что создается ощущение: происходит подмена одних суждений другими. Поэтому я не буду вводить понятия, которые вам не были бы известны. Это вытекает из убеждения, что мы чего-то не знаем не потому, что нам это ещё не объяснили, а потому, что мы не дали себе труда «остановиться» и удивиться. Вернемся к «детским вопросам». Во-первых. Задумывались ли Вы над ситуацией, обладал ли сэр Ньютон (1643 - 1727) знаниями, которые не были бы известны никому из его современников, и благодаря которым он открыл Закон Всемирного тяготения? Вопрос может оказаться неожиданным, если принять, что до сих пор мы были уверены, будто никаких тайных знаний у сэра Ньютона не было. Возникает и другой вопрос, а не могли бы Вы сегодня, пользуясь только знаниями, которыми обладали современники сэра, открыть Закон Всемирного тяготения? Скорее всего, ответ может быть - нет. На этот вопрос чаще всего отвечают, что Исаак Ньютон был исключительной личностью. Во-вторых. Как можно объяснить ситуацию, при которой Галилео Галилею (1564-1642) удалось сделать его открытия? Ведь он ничего особенного, неизвестного его современникам, не знал. Более того, известно, что Галилео Галилей, не зная таких единиц времени, как секунды, проводил эксперименты, которые могли выполняться только при измерении временной протяженности процессов, измеряемой секундами. Технических средств для измерения времени с такой точностью во времена Галилея не было. В-третьих. А как относиться к открытию Д.И.Менделеева (1834-1907)? Ведь своё открытие Дмитрий Иванович и вовсе сделал во сне! Современники долго не принимали его открытие, как закон. *** (Главное, что объединяет эти вопросы то, что в каждой ситуации один человек увидел то, что мог увидеть каждый из его современников, но не увидел. Почему? Список подобных вопросов можно продолжать до бесконечности. Но главное, на что мне хотелось бы обратить внимание, так это, что если бы нам удалось восстановить те знания, на основании которых были сделаны перечисленные открытия, то мы вынуждены были бы объявить их абсолютно не соответствующими истине, именно так, как мы их понимаем сегодня. Таким образом, то, что сегодня мы гордо именуем наукой, завтра станет тем, что мы снисходительно назовем мифом). *** В-четвертых. Известно, что мы произошли от млекопитающих, которые во времена процветания динозавров представляли собой животных, по всем своим свойствам уступавшим динозаврам. Спрашивается, могли ли мы произойти от динозавров? И, если да, то изменилось бы, например, наше восприятие произведений искусства? В-пятых. Что такое наш процесс научного познания? Является ли он уделом избранных или это то, что отличает нас от животных? Проявляется ли этот процесс в «научных озарениях» (вспомните упомянутых выше Галилея, Ньютона, Менделеева и пр.) или это обнаруживается во всех жизненных поступках человека? Возникает вопрос, является ли процесс научного познания, единственно истинным и каковы перспективы его применения? *** (В этой связи, попытаемся обнаружить совершенно неожиданную, но реально существующую связь между изобразительным искусством и восприятием действительности!) *** В-шестых. Что такое абстрактное искусство – способ самовыражения или специфический метод познания и отражения действительности? Вот те вопросы, на которые мы, если даже не найдем ответа, то обозначим способы их отыскания. Единственное условие, которое мы будем безукоснительно соблюдать, это не создавать новых сущностей и использовать только всем известные понятия, а для их оценки использовать здравый смысл. |
Алексей Воробьев |
Mar 23 2006, 11:25 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
Уважаемый Владимир Матвеевич!
Разрешите высказать несколько замечаний относительно своего мнения по Вашей работе «Миф и реальность». Во «Введении» Вы ставите вопрос о соответствии наших представлений реальности. Вопрос принципиальный, но ставите Вы его философски неправильно, поскольку всего лишь ссылаясь на некую «унавоженность» данной темы во «всевозможных литературных опусах», упускаете из виду (или попросту игнорируете) тысячелетнею традицию разработки заданного вопроса в самой истории философии, где (смею Вас в этом уверить) над ним задумывались практически все выдающиеся мыслители. Задумывались они над этим вовсе не без далеко идущих следствий для обстоятельств мышления будущих поколений, которым, впрочем, основания этих, укорененных в философии, обстоятельств в большинстве своем остаются неведомы. Отчего и бытует порой обывательский «миф» о беспочвенности философской традиции и ненужности ее глубокого изучения и осмысления. Например, Мамардашвили писал, что создателем всего современного мысленного аппарата является Декарт, но, к сожалению, чаще всего мы об этом просто не знаем. Так вот Декарт очень пристально прорабатывал вопрос о соответствии наших представлений действительности, но знать об этом Вы, кажется, даже не хотите, пытаясь далее руководствоваться обыденным мышлением современного человека начитавшегося все тех же «литературных опусов». Из этого в философии ничего достойного не выходит, в лучшем случае возможен набор ряда банальностей, которые их автор может, конечно, считать достойными признания, но боюсь, что подобный расчет принципиально ошибочен. Вы можете, впрочем, на это заметить, что опять тут какой-то кастовый философский снобизм в моем лице пытается душить свободную живую человеческую мысль, навязывая ей прокрустовы стереотипы академических предрассудков и скучнейшего бесплодного самодовольства, но чтобы считать себя философом, надо для начала (при)знать саму философию, а этого у многих кандидатов (как показывает мой годовой опыт чтения их работ), к сожалению, не получается. |
Текстовая версия | Сейчас: 26th April 2024 - 10:36 PM |