Добро и зло: нетривиальный взгляд
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Добро и зло: нетривиальный взгляд
Людмила |
May 26 2006, 03:28 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 333 Пол: Female |
Языческая ориентация и знание истины - вещи несовместимые. Язычество нашего мировоззрения оказывается не таким уж экзотическим и безобидным, как это могло бы показаться при поверхностном взгляде на рассматриваемую проблему. Более того, именно оно составляет основное и серьезнейшее препятствие познанию истины. Познание же того, что есть абсолютное добро и что есть абсолютное зло, является основным ее содержанием. В чем же заключается глубинная суть и искажающий характер языческого миропорядка? Ответ на этот вопрос не настолько сложен, насколько непривычен и неожидан, ввиду сложившихся стереотипических представлений о монотеистической доктрине, которая редко кем воспринимается как необходимейшее мировоззренческое условие собственного бытия.
Философия иудаизма, имеющая древнейшую традицию в познании и раскрытии главных положений одной из самых загадочных книг в истории человечества, трактует грех, составляющий сущность язычества, как невежество. И, по-видимому, речь здесь идет о неком ошибочном представлении о мире и о его основной, фундаментальной специфической особенности, которая имеет неизбежное и неотвратимое следствие для жизни и смерти человека. Чего же мы не знаем о бытии, а если и знаем, то не придаем этому решающего значения? Доктрина гласит, что «верх» отражается «низом». Продолжения ввиду обратного заключения этого утверждения не последует по той простой причине, что «верху» дарована свобода выбора – отражаться и как отражаться «внизу» (библейская ссылка: «Грех у входа стоит, но ты господствуй над ним» Бытие, 4:7). Как вы уже, наверное, догадались, под «верхом» подразумевается разум, сознание, интеллект человека, а под «низом» - окружающая его действительность. Принцип единства и подобия, заложенный в фундамент мироздания, не осмысливается и не используется человечеством в качестве ключевого. Человеку свойственно не увязывать себя и собственное бытие с самим собой в качестве причины. И действительно, что может быть общего, к примеру, у жертвы террора и террориста, у подростка наркомана и его матери, у нищего и подающего ему, у вора и того, кого он обокрал, и т.п.? Дажа сама постановка подобного вопроса способна вызвать нешуточную ярость у среднего обывателя, что практически и описывает евангелическая притча в христовых страданиях, испытанных Иисусом вследствие непереносимости истины, явленной им собственному окружению. Признать, что мы обитаем в продуктах собственного творения, равносильно переходу от отсталого мировоззрения невежества к подлинному знанию о бытии, которое состоит в неразделимости и подобии причины и следствия. Мы не всилах признать свои следствия. И это малодушие стоит нам жизни. Подобный взгляд на человека и бытие способен распугать и разогнать орды «последователей» и «друзей» неудобного, но все же, гениального пророка, оставив возле него буквально единицы «сумасшедших», которые вместо формирования оппозиционных групп, партий, течений, движений, организаций, акций, демонстраций, войн и революций и т.п. (имя им – легион), умолкнут перед лицом обстоятельств и этим умолчанием совершат подлинное исцеление окружающего их мира. Чтобы было понятнее, каким образом им это удастся, расскажу притчу о незадачливом псе, который попав в комнату со множеством зеркал, вдруг, увидел соответствующее количество себе подобных псов, недружелюбно оскалившихся и лающих на него. Нетрудно себе представить, чем закончилась эта изнурительная и бесплодная для глупого пса встреча: налаявшись до изнеможения, он в конце концов рухнул на пол и умолк, с удивлением заметив, что и его недавние враги обессиленно рухнули и замолкли вместе с ним. Намек слишком очевиден, чтобы комментировать эту незамысловатую историю. Скажу лишь о том, что библейский миф сам прибегает к подобной метафоре, сообщая и устанавливая различие между язычниками (египтянами) и иудеями (израильтянами): «У всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами» (Исх., 11:7). Ко всему здесь сказанному остается только добавить, что человечество в самом себе может разбиться только на два лагеря или сообщества: народ Бога, который знает и господствует, и невежественное большинство, которое не знает и воинствует. К какому лагерю примкнуть, остается свободным изъявлением воли каждого из нас. Оливковая ветвь мира, дарованная пророком человечеству, по сей день отвергается им. «Египтянам» и сегодня не удается справиться ни с одной из собственных «казней», которые как назойливые мухи, преследуют все «прогрессивное» человечество, прогресс которого состоит в неотступном убеждении и вере в силу сдерживания и противостояния естественноему развитию всех и всяческих процессов. И то, что не удается изощренному могуществу, в какой бы сфере оно себя не проявляло, без особого труда удалось осуществить кроткому и смирному Моисею, посадившему своего мятежного «пса» на цепь признания абсолютной справедливости суда реальности над собой. Признание и смирение перед судом реальности равнозначно его отмене, ведь позиция человека относительно реальности и есть сама эта реальность. Мятеж отражает мятеж, смирение – мир. И в то время, когда Египет вооружался и истошно вопил, Израиль хранил гробовое молчание, усмиряя и укрощая буйство смертоносных стихий в зоне своего пребывания. Само собой разумеется, что такое молчание и такое смирение не могут быть уделом трусов или людей малодушных. Именно, сокрытие и умолчание о том, о чем Египет не имеет достоинства и мужества молчать, позволяет от этого избавиться: не будучи названной или обозначенной проблема существовать не может. Но, вавилонская башня собственных представлений о мироустройстве возводится людьми с завидным упорством и постоянством. И, какое же их ждет там, на самом верху, разочарование: то, что предлагалось даром и еще целых две тысячи лет тому назад, а для кое-кого и значительно раньше, наконец, будет обретено ценой невероятных страданий, но зато уж навечно и наверняка: современная наука не оставит людям ровно никаких шансов более усомниться или проигнорировать абсурдом звучавшую весть спасителя. Ведь и он и наука говорят о слове, как о корррелирующем агенте реальности. Последние заявления, прозвучавшие в математической среде по поводу гипотезы Римана, выводят слово на уровень причины бытия. Практически, мы наблюдаем процес превращения логики познания в философию бытия или живую религию. Не имея возможности и желания знать об этой причинно-следственной связи, языческий мир составляет для себя искаженные представления о добре и зле. И то, что по понятиям монотеистической доктрины, является безусловным добром (смирение) расценивается им, как окончательное поражение, а то, что определяется ею, как абсолютное зло (сопротивление), занимает одно из самых почетных мест в системе его ценностей. У невежды взаимоотношения с миром носят рациональный (взаимообусловленный, замкнутый) характер, тогда как в основу подлинного порядка вещей положено знание о начале (слове) и о его замыкающих и размыкающих свойствах. Ведь, согласно этому порядку, сначала появляется судья, тот, кто изрекает приговор (или присваивает имя), а только затем – преступник – соответствие этому имени. И взаключение, чтобы не быть голословной в данном утверждении, напомню всем короткий , но очень поучительный сюжет из хорошо известной детской сказки «Двенадцать месяцев», в которой две девушки, падчерица и мачехина дочка, при совершенно равных возможностях, данных обеим, получили совершенно разные награды. Обеим было холодно и голодно, но, для одной Мороз оказался благодетелем, а для второй – сущим наказанием. И самым парадоксальным во всей этой истории является то, что награду получила не та, которая сказала правду о том, что ей холодно, а та, что скрыла этот факт, дав ему иное название и этим изменив его. На мой взгляд, одной логики этой сказки достаточно для того, чтобы составить себе представление о настоящей правде и подлинном добре... |
Абдулла |
Jun 9 2006, 12:37 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 541 Из: Баку Пол: Male |
Сергей:
Уважаемая Людмила, что мешает атеисту отличить добро от зла? Приведите, пожалуйста, примеры абсолютного добра и зла. Абдулла: Атеист перестает быть атеистом, как только начинает отличать добро от зла. Насколько правильно – вопрос отдельный. Безбожником является релятивист в вопросах добра и зла (всякий приспособленец), а не тот, кто просто говорит «бога нет». Потому как вопрос есть бог или нет его – совершенно абсурдный. Есть два принципиально противоположных мировосприятия и мироотношения: эгоцентристское и вселенское. Жить здесь и сейчас (мирская жизнь), или же жить вселенскими и вечными заботами об универсуме вообще. Второе и есть жизнь в духе и истине. А что именно за этим стоит – это во все времена чувствовали и конвенционально символизировали как умели. Конечно же нет никакого бога-личности, всемогущего творца. Но это не значит, что нет вообще никакого бога (священной сути жизни). В сущности, весь вопрос теологии сводится к смыслу существования. Кто склонен считать жизнь вообще бессмысленным процессом – тот и есть настоящий атеист. Любая же попытка понять смысл всего творящегося вообще и есть богоискательство. Богоискательство является ничем иным как правдоискательством. Все остальные определения бога второстепенны. Бог есть ничто иное, как универсальный и вечный смысл всей мировой эволюции. Моё понимание абсолютного добра и зла. Абсолютное добро есть ничто иное как общий и вечный успех становления мира с нарастанием шансов невозвращения всей тенденции к первозданному хаосу. Обратное, соответственно, понимается мной как абсолютное зло. Все остальные частные моменты добра и зла нужно сверять и понимать относительно этих абсолютных критериев оценивания чего-либо и кого-либо. |
Сергей Березин |
Jun 9 2006, 12:55 AM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 293 Пол: Male |
Уважаемый Абдулла. Я знаю людей, для которых приоритет семья, а не вселенная. Их не интересуют «вселенские и вечные заботы об универсуме». Они счастливы, счастливы их родные. У них нет никаких проблем в различении добра и зла.
|
Вий |
Jun 29 2006, 09:34 PM
Отправлено
#4
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 856 |
QUOTE(Сергей Березин @ Jun 9 2006, 12:55 AM) Уважаемый Абдулла. Я знаю людей, для которых приоритет семья, а не вселенная. Их не интересуют «вселенские и вечные заботы об универсуме». Они счастливы, счастливы их родные. У них нет никаких проблем в различении добра и зла. Ну если так, то проблем в различении добра и зла нет и у рецидивистов. Для них, что "по понятиям", то добро - что не "по понятиям", то зло. Да и у животных нет с этим проблем, поскольку им ни добро, ни зло неведомы. Поэтому, наверно всё-таки надо говорить о различении добра и зла не как о тех, или иных субъективных рефлексиях, а как об обьективных критериях. Но конечно, с позиций атеизма, таковые невозможны. А стало быть спор о том что есть зло, а что добро, сводится в итоге к спору о том, есть Бог, или нет. |
Сергей Березин |
Jul 4 2006, 02:01 AM
Отправлено
#5
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 293 Пол: Male |
QUOTE(Вий @ Jun 30 2006, 12:34 AM) Ну если так, то проблем в различении добра и зла нет и у рецидивистов. Для них, что "по понятиям", то добро - что не "по понятиям", то зло. Да и у животных нет с этим проблем, поскольку им ни добро, ни зло неведомы. Поэтому, наверно всё-таки надо говорить о различении добра и зла не как о тех, или иных субъективных рефлексиях, а как об обьективных критериях. Но конечно, с позиций атеизма, таковые невозможны. А стало быть спор о том что есть зло, а что добро, сводится в итоге к спору о том, есть Бог, или нет. Я как раз и считаю, что добро и зло – это интерсубъективные понятия. А насчет рецидивистов: как они относятся к воровству в «хате», изнасилованиям женщин и сексуальным домогательствам к несовершеннолетним? Я, кончено, не говорю, что у них не деформаированнны определенные представления, но они все же знают, что плохо, а что хорошо, но они считают, что можно поступать плохо для достижения своих целей. |
Вий |
Jul 4 2006, 10:16 AM
Отправлено
#6
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 856 |
QUOTE(Сергей Березин @ Jul 4 2006, 02:01 AM) А насчет рецидивистов: как они относятся к воровству в «хате», изнасилованиям женщин и сексуальным домогательствам к несовершеннолетним? Я, кончено, не говорю, что у них не деформаированнны определенные представления, но они все же знают, что плохо, а что хорошо, но они считают, что можно поступать плохо для достижения своих целей. Наверно всё-таки неверно было бы говорить, что рецидивисты "знают" что есть добро, а что зло. Они знают что есть добро и зло у фраеров, то есть у не уголовников, у нормальных людей. Они об этом что-то слышали в школе. Так же как и мы что-то слышали об их уголовных "понятиях". Но как мы не считаем их "понятия" чем-то, что есть что-то, так и они не считают наши представления о добре и зле чем-то. А вот что есть добро и зло в действительности - это они знают; и это не имеет никакого отношения к тому, о чём мы точно знаем, что это суть добро и зло. А если говорить ближе к предмету (к уголовникам), то они вовсе не имеют в своём сознании таких категорий, как "добро" и "зло"; они имеют категории "правильно/неправильно" (по понятиям/ не по понятиям), "полезно/вредно", "приятно/неприятно", "в тоне/не в тоне",... И никогда они не имеют на заднем плане "добро" и "зло", эти категории не живут в них никаким образом; совершая преступление, они и краем мозжечка не полагают, что они делают зло, которое якобы можно делать для своей пользы. Они просто делают свой поступок и всё. Они ничего не преступают. Как писал Солженицын: "Это племя пришло на землю - жить." И они бы славно посмеялись нашим с вами рассуждениям о них. |
Сергей Березин |
Jul 4 2006, 03:51 PM
Отправлено
#7
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 293 Пол: Male |
QUOTE(Вий @ Jul 4 2006, 01:16 PM) они вовсе не имеют в своём сознании таких категорий, как "добро" и "зло"; они имеют категории "правильно/неправильно" (по понятиям/ не по понятиям), "полезно/вредно", "приятно/неприятно", "в тоне/не в тоне",... И никогда они не имеют на заднем плане "добро" и "зло", эти категории не живут в них никаким образом; совершая преступление, они и краем мозжечка не полагают, что они делают зло, которое якобы можно делать для своей пользы. Они просто делают свой поступок и всё. Они ничего не преступают. Как писал Солженицын: "Это племя пришло на землю - жить." И они бы славно посмеялись нашим с вами рассуждениям о них. Я бы не стал всех грести под одно гребенку. Как-то 90ые в моем городе подожгли квартиру торговца наркотиками. А один «криминальный лидер» (ныне покойный) на радостные возгласы заявил: а если бы дети пострадали? QUOTE Тогда назовите внерелигиозные критерии распознания добра и зла. Если нет Бога, который говорит, что вот это добро, а это зло - то как будем определять что есть то, а что это ? Вот вам критерии: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; (или) а если со мной так поступят (как я собираюсь поступить)? |
Вий |
Jul 5 2006, 08:49 AM
Отправлено
#8
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 856 |
QUOTE(Сергей Березин @ Jul 4 2006, 03:51 PM) А один «криминальный лидер» (ныне покойный) на радостные возгласы заявил: а если бы дети пострадали? Это так..., лирика. Они любят корчить из себя рыцарей, это у них обычный тон. Но как упомянутый вами пахан сказал :"А если бы дети пострадали." - так же он и сказал бы: "Взорвите квартиру." , если бы это было нужно для его финансовых, или иных интересов. Эти благородные любители детей, берут детей в заложники, легко убивают их если надо, увечат, посылают родителям их пальцы.... Та что давайте уж не будем про благородных уголовников. QUOTE(Сергей Березин @ Jul 4 2006, 03:51 PM) Вот вам критерии: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; (или) а если со мной так поступят (как я собираюсь поступить)? Ну вот видите, уважаемый Сергей, без Бога отличить добро от зла - никак. Ведь вы привели не что иное, как заповедь Христа. Это называется "евангельским золотым правилом". Оно изложено в Евангелии от Луки в гл.6 стих 31:" И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними." - говорит Христос. Повторяются эти слова и у Матфея (Мф.7;12). Так что обозначить что есть добро, а что зло, без Бога - невозможно, и вы это прекрасно подтвердили. Без Бога "добро" и "зло" относительны, и отдаются на растерзание субъективности, как совершенно верно это заметил Ницше. Поэтому Достоевский и говорил:"Если Бога нет, то всё позволено". Помните героя Толстого, который постиг что Бога нет, и испугался, что если все об этом узнают, то его дворовые станут воровать, жена изменит, дети его отравят чтобы получить наследство.... И он всю жизнь потом разыгрывал верующего, чтобы никто не догадался, что Бога нет. Нету, уважаемый Сергей, нету без Бога критериев распознания добра и зла. |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 02:35 AM |