Семиотика бытия, Гносеология
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Семиотика бытия, Гносеология
Сергей Березин |
Jul 4 2006, 11:42 PM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 293 Пол: Male |
Семиотика бытия.
Гносеология. Наше рассуждение о познании мы будем вести в дискусре «Сознание-внешний мир», который определит дальнейшее рассмотрение вопроса. Непосредственно у человека нет выхода к бытию, трансцендентному его сознанию миру. Хотя бытие – это понятие гораздо более широкое, чем внешний мир. Внутренний же мир не весь дан человеку непосредственно. Здесь имеются в виду бессознательные процессы, которые, если верить психоанализу, могут быть истолкованы, через «прорывы». Но даже и непосредственно данные человеку ментальные процессы имеют причиной не сами себя, а внешний мир. Как еще подметил Брентано, основное свойство ментальных процессов – это указание на некоторый объект, т.е. интенциональность. Мы же хотим дополнить сознание еще одним атрибутом, это транспарентность. Транспарентность (от лат. trans - прозрачный, насквозь и pareo - быть очевидным) – это атрибут сознания, указывающий на его способность воспринимать имманентные феномены, как трансцендентные объекты, либо как знаки (понятия и имена), непосредственно указывающие на эти объекты. Если я вижу перед собой дом, я не думаю, что это образ моего сознания, я считаю его (дом) частью внешнего мира. Если вам говорят, что идет дождь, то вы к этому относитесь не как к словам, а как к объективному процессу, стоящему за этими словами. Это означает, что в нашем сознании (в процессе мышления) ментальные акты представляют не сами себя, а трансцендентный мир. Таким образом, они выступают как знаки, значениями которых выступают трансцендентные объекты. Оговоримся, что под знаком мы будем понимать объект, который представляет не себя, а что-то другое (референт, денотат). Говорить (рассуждать, мыслить) о трансцендентном сознании миру можно только посредством знаков, т.к. трансцендентные объекты не даны непосредственно нашему сознанию. Значит, мышление имеет знаковый характер, т.е. (оно) транспарентно. Можно говорит о значении (референции) только потому, что мышление имеет знаковый характер. Вне человека нет значений. Именно человек наделяет знаки значениями (и смыслами). Это также относится и поступкам людей. Социальные процессы, поступки людей имеют значения только потому, что они ими наделяются самими же людьми. Сам по себе поступок человека не является плохим или хорошим, таковым его наделяют люди. Поступок имеет смысл (его содержание и причина, результат) и значение – хорошо, плохо (добро, зло). Сознание имеет дело тремя объектами, которые конституируют знание: - Перцепции; - Образы; - Слова (включая понятия). Их мы будем называть транспарентами. Транспаренты - это имманентные сознанию объекты (перцепции, образы и слова), являющиеся знаками трансцендентного мира, которые представляют нашему сознанию его (внешнего мира) объекты и процессы. Образ и перцепции (непосредственные впечатления, ощущения) взаимосвязаны, но образ можно отделить от перцепций, который, таким образом, может существовать как идеальный конструкт, с которым можно производить различные манипуляции в процессе конституирования знания. А.Арлычев считает, что генетической основой для всех знаковых систем является естественный язык (А.Арлычев. Сознание: информационно-деятельностный подход. – М, 2005, 39-40 с.). Мы же считаем, что возможность любой знаковой системы вызвана спецификой нашего сознания, а именно, транспарентностью, т.е. способностью имманентных феноменов представлять трансцендентные объекты, проводить манипуляции с ними в процессе познания, конституирования знания. Только благодаря этому атрибуту сознания возможен язык, да и любая другая знаковая система. Можно выделить первичную и вторичную транспарентность. Первичная транспарентность состоит из двух элементов, а точнее, процессов: 1. Восприятие (которое нужно воспринимать не только как активность сознания, но и как воздействие внешнего мира на наши органы чувств); 2. Наделение воспринятого объекта смыслом и значением. Вторичная транспарентность имеет дело со словами и предложениями в процессе теоретизирования, когда абстракции представляют в сознании объективные процессы трансцендентного мира. Основной вопрос, вытекающий из нашего рассуждения, это причина общезначимости (интерсубъективности) значений и смыслов. |
DON |
Jul 11 2006, 07:09 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 623 Пол: Male |
Восприятие мира человеком - сложный вопрос. Мы воспринимаем или мы познаем?
Вы указали, что создание знаков сущностная основа процесса познания. Далее вы указали, что возникновение любой знаковой системы, например языка, обусловлено этой особенностью сознания. Сразу вопрос особенность сознания это возникновение системы, или все таки способность сознания функционировать знаками. Любые знаки, как объекты несущие смысл, выстраиваются нами в систему. Знаков вне системы не существуют, они могут быть лишь исключением подверждающим правило (систему). Если что то не вписывается в нашу систему, сознание старается изменить смысл знака, так чтобы он вписался в систему. Система формируется на сложном взаимодействии смыслов, которые есть у знаков (или мы придаем знакам). Все ли бытие может быть вписано в систему, даже самую совершенную, мне представляется, что нет. Если предположить, что все бытие это система, каждый компонент которой является знаком, тогда мы можем ее восприять. С развитием научного прогресса наше представление о предметах бытия претерпевает значительные изменения. Рассмотрим молнию. Любой древний грек воспринимал ее как стрелы бога Зевса, мы воспринимаем ее иначе. То значение которое мы вкладываем в знак(слово, образ) "молния" изменилось. Считается, что наше представление о молнии это предельный объем информации который мы можем получить о ней, но возможно, что наука еще приподнесет нам сюрпризы в этом направлении. Объект остается, а знак меняется. Знак отражает реальный элемент бытия или только то место которое этот знак занимает в системе сконструированной сознанием. Тогда вопрос: зависят ли от нашего или от чьего то другого элементы бытия. Если зависят тогда все в порядке. Меняется наше представление об явлении, меняется само явление. А если бытие существует вне нашего сознания (как вы указали) тогда возникают претензии к абсолютизации знака, как отражения реальности. Я уверен, что наше представление о бытие не является предельным для человеческого разума и соответственно те знаки которыми мы наделяем объекты бытия, могут получить (и обязательно получат) новое содержание в будущем. Научный прогресс был есть и будет. Другое дело если абсолютно конечных структур в бытии нет. Где границы между веществом и полем, где закончиваюсь я и начинаюсь не я. Хотя далее вы пишите: Вне человека нет значений. Именно человек наделяет знаки значениями (и смыслами). Это также относится и поступкам людей. Как же тогда: Это означает, что в нашем сознании (в процессе мышления) ментальные акты представляют не сами себя, а трансцендентный мир. Таким образом, они выступают как знаки, значениями которых выступают трансцендентные объекты. Если знак создается сознанием значит ментальный акт (часть сознания) оперирует тем, что само сознание породило. При чем тут "трансцендентный мир". Не могли бы вы поподробнее написать про это несогласие. Извините за некоторый сумбур в моем ответе. |
Текстовая версия | Сейчас: 29th April 2024 - 06:27 AM |