Феномен смерти и концепция «смерти мозга» в современной культуре
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Феномен смерти и концепция «смерти мозга» в современной культуре
roganov |
Aug 1 2006, 01:53 PM
Отправлено
#1
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 70 |
Сергей Роганов
Феномен смерти и концепция «смерти мозга» в современной культуре Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 01.08.2006. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=39 Публикация: Сергей Роганов |
Алексей Воробьев |
Aug 1 2006, 09:28 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Club Members Сообщений: 342 Пол: Male |
Где-то (кажется у Бланшо) я наткнулся на рассуждение о смерти, в котором было прописано, что вся проблема в отношении к этому итогу нашего (изначально смертного) существования, не в том, что это существование заканчивается, а в том, что после смерти ( что как раз то и ужасно) человек уже никогда не может умереть. Примечательно, что (Бланшо) принципиально отказывается от того, чтобы расшифровывать это свое «откровение» в плане представления необходимости некой бесконечно долгой «жизни за гробом», поскольку такая «проекция» для него в принципе незаконна и означает всего лишь воображаемую попытку контрабанды смерти за ту черту, когда человек более умереть не способен. Дело не в том, что мы поначалу ограничены конечностью своего жизненного опыта, а только затем имеем способность умереть, а в том, что сама эта способность умереть делает наш опыт конечным (но таким, каким мы его ценим и понимаем в своей конечности, с которой, как ни парадоксально, ни за что не готовы расстаться). И вот попытка, через констатацию собственно смерти, соотнести себя способного к ней и более к ней (ввиду того, что уже умер) не способного, натыкается на такое «ужасание за свое смертное бытие», что экзистенциальный страх пред смертью не идет с ним ни в какое сравнение. Мне кажется, что расхожее понимание догмата о Воскресении принципиально не учитывает этого обстоятельства, оно всего лишь занимается переносом эмпирического наглядного представления посюсторонней смертной экзистенции в заведомо фиктивное измерение ее неограниченного темпорального кредита, но умереть это вовсе не то же самое, что открыть дверь и из одной половины дома перейти на другую.
|
roganov |
Aug 1 2006, 11:45 PM
Отправлено
#3
|
Участник Группа: Club Members Сообщений: 70 |
QUOTE(Алексей Воробьев @ Aug 1 2006, 09:28 PM) Где-то (кажется у Бланшо) я наткнулся на рассуждение о смерти, в котором было прописано, что вся проблема в отношении к этому итогу нашего (изначально смертного) существования, не в том, что это существование заканчивается, а в том, что после смерти ( что как раз то и ужасно) человек уже никогда не может умереть. вы вслед за Бланшо остаетесь в парадигме Нового Времени и смерти как "математической точки" Дискурс экзистенциализма развертывается вокруг этой точки... Обворожительные парадоксы - им несть числа... Деррида очертил круг "бессмертной онтологии" Хайдеггера - забавляясь возможным событием, никогда не пытаться продумать само событие, себя в самом этом событии (см. Дар смерти), но Деррида остается один на один с собой в самом этом ТОЧЕЧНОМ событии и... проваливается в тот же дискурс первой половины прошлого века Смерть как ПРОЦЕСС (от роду - около 40 лет) и возможность приблизиться к иной парадигме - эту задачу еще предстоит решить.... Эта мысль, собственно, и есть "сверхзадача" статьи |
Текстовая версия | Сейчас: 26th April 2024 - 10:24 PM |