Философия как наука, Семиотический подход
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Философия как наука, Семиотический подход
Сергей Березин |
Aug 3 2006, 01:50 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 293 Пол: Male |
Философия. Семиотический подход.
Ж.Делез и Ф. Гваттари считают, что «вопросом «что такое философия» можно заниматься лишь в позднюю пору, когда наступает старость, а с нею и время говорить конкретно» [1]. Лично мне все же хочется знать, чем я занимаюсь. Но нужно отметить, что философию можно понять, лишь занимаясь ей. Понятие философии давно дискредитировало себя среди населения. Философствование считают скучным и бесполезным занятием, не приносящим практической пользы. Но практически все пользуются такими словами «философия», «философски», «философствование» [2]. Наверно, причина такого отношения к философии кроется в том, что люди просто не знают, что это такое. Обычно под философией понимают (в обыденном смысле) [2]: 1. Стиль жизни («Это моя философия»); 2. Отстраненный взгляд на мир, принятие жизни такой, какая она есть («Относись к этому по-философски»); 3. Абстрактное, оторванное от жизни рассуждение («Хватит философствовать, пора и дело делать»). Французский философ А.Бадью уверен, что философия событийна [5]. Некая ситуация (=положение вещей) пополняется событием, которое является «неименуемым, не представимым ресурсами самой ситуации (ее структурой, установленным для названия ее терминов языком и т.д.)». Роль философии состоит, по его мнению, в предложении нового единого понятийного пространства, в котором обретают свое место именования событий. Кончено, событие может быть именуемо в этой ситуации, но такое определение перестает устраивать. Так что философия вовсе не оторвана от жизни, а имеет к ней самое прямое отношение. Она выясняет значение жизни и ее проявлений для человека. Нужно разграничить понятия философии и философствования. Философия и философствование связаны как часть и целое [3]. «Их различие и единство состоит в том, что философствование выступает как процесс мыслительно-умозрительной деятельности, как движение мысли, а философия наряду с этим включает в себя еще и результаты этого процесса, т.е. определенное целостно-системное знание, концептуально обобщенные идеи» [3]. Основным инструментом философствования является рефлексия. Под ней мы будем понимать «осмысление интенциональных переживаний и редукция их структур к первичным интенциям» [4]. На уровне первичных интенций возможно именование понятий с максимально полным отражением их смысла, что будет способствовать для их понимания и передачи смысла в процессе коммуникации [4]. Целью философствования является открытие аподиктических истин, т.е. истин, достоверность которых определяется через самих себя. Они имеют онтологическое значение. Вот 4 несомненные аподиктические истины: 1.Я мыслю, следовательно, я существую; 2.Существование трансцендентального субъекта протекает в его внутреннем времени (акты сознания сменяют друг друга – это имманентное сознанию время). 3.Акты сознания имеют интенциональный характер; 4.Человек наделяет имманентные сознанию объекты значениями (транспарентность сознания). К первому положению Декарта и 2-3 положениям Э.Гуссерля я осмелился добавить свое - транспарентность. Можно отметить 3 положения, которые приравнивают философию к науке: 1.Предмет – бытие и его закономерности; 2.Метод – рефлексия; 3.Цель – аподиктические истины. Отсюда определение философии. Это наука, исследующая бытие с помощью рефлексии для получения аподиктических истин. Литература: 1. См.: Делез Ж, Гваттари Ф. Что такое философия? М, 1998 2. Борисов С.В. Человек философствующий. М, 2005, с. 103 3. Там же, с . 110 4. Там же, с. 129 5. Бадью А. Манифест философии. СПб, 2003, с. 17 |
Yuriy_K |
May 13 2007, 11:41 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 213 Из: Санкт-Петербург |
QUOTE(Сергей Березин @ Aug 3 2006, 01:50 AM) Целью философствования является открытие аподиктических истин Я думаю, что подобное определение целеполаганий в принципе недопустимо. Ну зачем, скажите на милость, т. н. "простому человеку" "открытие аподидактических истин"? Какой смысл в их открытии? Давайте все станем учителями? Разве метафизика не выходит за рамки "аподидактических истин"? Разве не "аподидактическими истинами" занимается, скажем, наука? Где качественное отличие философии? Осмелюсь предложить свою систематизацию, проходящую здесь в трейде Аксиология учения Иисуса Христа: Если мы взглянем поглубже на аксиоматику, то, что такое очевидности, ценности, то выяснится, что очевидности неоднородны, они бывают трех различных классов: субъективные, объективные и относительные. Подобно тому, что идея в общем аксиологическом плане состоит из субъекта (оценивающего), объекта (оцениваемого), и отношения (собственно оценки). Вполне естественно эти три класса очевидностей "растащили" человеческую деятельность на искусство (субъективные очевидности), науку (объективные очевидности) и религию (относительные очевидности). Отсюда вырисовывается СМЫСЛ философии (не цель!!! У философии не может быть цели!!!) - соединять своим философским "эсперанто" искусство, науку и религию, говорящими пока на разных вавилонских языках. Философия - коммутатор между искусством, наукой и религией, и не более того, не стоит зарываться! Папрашу незлицца |
Михаил |
Jun 2 2007, 10:41 PM
Отправлено
#3
|
Участник Группа: Users Сообщений: 32 Пол: Male |
Для Yuriy_K. Но не только!
QUOTE Отсюда вырисовывается СМЫСЛ философии (не цель!!! У философии не может быть цели!!!) - соединять своим философским "эсперанто" искусство, науку и религию, говорящими пока на разных вавилонских языках. Философия - коммутатор между искусством, наукой и религией, и не более того, не стоит зарываться! Не согласен. Цель философии - познание эволюции мышления. Смысл философии - открытие новых, ещё не освоенных форм мышления, форм познания. Смысл философии - момент ее цели. Вообще, смысл- момент цели. Невозможно отрывать смысл от цели, как и следствие - от причины. Искусство, религия и наука сегодня объединяются не философски, а эклектически. Но действительное объединение этих форм мышления подобно объединению, эволюции, видов в теории Дарвина. Однако, эклектика сеглдня правит бал под именем философии. Так что, Yuriy_K, в признанных ныне терминах - возразить нечего... |
Текстовая версия | Сейчас: 29th April 2024 - 08:23 AM |