"О сущности истины", Oбсуждение статьи Хайдеггера
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
"О сущности истины", Oбсуждение статьи Хайдеггера
PhW |
Oct 29 2007, 06:46 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Предлагается обсуждение статьи Хайдеггера "О сущности истины"
http://www.philosophy.ru/library/heideg/verit.html Убедительная просьба прочитать обсуждаемую главу прежде чем писать сообщение. В начале статьи автор риторически спрашивает: не является ли вопрос о сущности истины слишком всеобщим, абстрактным и пустым? Почему обобщенный ответ обыденного рассудка хуже чем простое незнание сущности истины? С точки зрения обыденного сознания практически все философские вопросы окажутся пустыми и излишне абстрактными. Но особая "опустошенность" вопроса о сущности истины заключается в его постоянном присутствии и одновременном ускользании в размытость всеобщего, как тени вещей из мифа Платона об истине. Заключается ли в сущности истины ее существование? Если да то она субстанциональна если нет, то сводима лишь к предикату суждения? 1. Привычные понятия истины В примере с фальшивым золотом Хайдеггер говорит,что действительность чего либо не является критерием истинности, как фальшивое золото "не истинно" но исключительно в силу того что мы заранее (apriori) определили истинность "истинного" золота. Поэтому "истинным или ложным мы называем наши высказывания о сущем" которое в принципе может и не существовать но понятийно присутствовать в суждении и быть логически связанным не столько с реальностью сколько с элементами мышления. Истинное - это согласующееся, пишет Хайдеггер. То есть традиционно "истинна есть приравнивание познания к вещи". Совпадение вещи с тем, что о ней мыслилось и с другой стороны совпвдение суждения с вещью. Эти два аспекта Со-глас-ования весьма различны - вещь ДОПУСКАЕТ к себе мышлкние по другому чем мышление ВПУСКАЕТ в себя вещ. Возможно, что именно ассиметрия такого согласования и создает проблемму "сущности". Далее рассматривается замечательный средневековый пассаж о том что все вещи созданны (истинно) в соответствии с божественной идеей (истина как таковая) поэтому приравнивая мышление к вещи мы сообразуем его с божественной истинной равно как сами являясь тварными существами, имеем полное право соответствовать всевышнему замыслу и истинной связи в нем со всеми остальными вещами. Иными словами истина оказывается возможной благодаря принципиальной ДОСТУПНОСТИ вещи как акта творения, при этом сам акт и его движущие силы выпадают за скобки. Любопытно, что при этом несовершенство вещи (сравните с погружением в материю у Плотина) как икажение (отступление) замысла творения, оказывается принципиально недоступно(непредсказуемо) мышлению, являясь постоянным, онтологически "Неистиным". В связи с этим можно не согласиться с Хайдеггером в том что "неистинность как противопрложность истины может быть устранена" даже при восприятии чистой сущности истины. |
Федя |
Oct 30 2007, 08:32 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 4 610 Пол: Male |
Статья многограна, интересна и не может быть обсуждена во всей своей многогранности.
Тем не менее есть позиция, которая для меня существенна. "Истинное, это - действительное" Для меня дейстительное есть информационные системы человеческого организма на всех уровнях его сложности от физической, химической до биологической, генетической и психологической природы человеческого существа. Эти информационные системы на уровне человеческого сознания-неотъемлемой части человеческого организма, представлены эмоциональными образами информации о воздействии на человеческий организм , из которого человеческое сознание выстраивает исходную категорию своих образов-Действительность. В этой действительности, следующим этапом выступает формулирование действительным существования самого себя и окружающего мира. Сопоставление образов поступающих в ежедневной человеческой практике с образами составляющими стандарт основу этих систем определяет действительность или не действительность потупающей информации-его истинность или не истинность. Этап формирования систем понятий самого себя и окружающей среды относится к младенческому, детсткому и юношескому возрасту человеческого существа и подчинено биолого-психологическим законам этого формирования и посему тражает влияние культуральной приемлемости и морали социума, которые сформулированы в конвенциональных понятиях его. Максимально возможная степень конвенциональности понятия коллективного сознания социума определяет его истинность, которая признает понятие действительным. И то и другое имеет отношение только к категориям человеческого индивидуального и коллективного сознания, в то времы как вне его существует лишь взаимодействие само по себе,а из воздействия на человеческий организм человеческим сознанием выстраиваются понятия явлений природы, законы их взаимодействия. Бытие определяет Сознание, как Яйцо определяет Курицу и если основой существования как яйца, так и курицы является генетическая информацию реализованная в их существовании, так и в основе как бытия, так и сознания находится воздействие на человеческий организм. |
Людмила |
Oct 30 2007, 07:49 PM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 333 Пол: Female |
QUOTE(Федя @ Oct 30 2007, 01:32 AM) Разрешите и мне, подобно Феде, бросить свою монету в копилку человеческого познания об истине: "Истинное это НЕИЗМЕННОЕ". От развития и обоснования подобного заявления пока воздержусь: иногда это оказывается абсолютно пустым занятием, хочу пронаблюдать, что народ на форуме держит в своем понимании за неизменное. |
Текстовая версия | Сейчас: 2nd May 2024 - 11:44 PM |