"О сущности истины", Oбсуждение статьи Хайдеггера
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
"О сущности истины", Oбсуждение статьи Хайдеггера
PhW |
Oct 29 2007, 06:46 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Предлагается обсуждение статьи Хайдеггера "О сущности истины"
http://www.philosophy.ru/library/heideg/verit.html Убедительная просьба прочитать обсуждаемую главу прежде чем писать сообщение. В начале статьи автор риторически спрашивает: не является ли вопрос о сущности истины слишком всеобщим, абстрактным и пустым? Почему обобщенный ответ обыденного рассудка хуже чем простое незнание сущности истины? С точки зрения обыденного сознания практически все философские вопросы окажутся пустыми и излишне абстрактными. Но особая "опустошенность" вопроса о сущности истины заключается в его постоянном присутствии и одновременном ускользании в размытость всеобщего, как тени вещей из мифа Платона об истине. Заключается ли в сущности истины ее существование? Если да то она субстанциональна если нет, то сводима лишь к предикату суждения? 1. Привычные понятия истины В примере с фальшивым золотом Хайдеггер говорит,что действительность чего либо не является критерием истинности, как фальшивое золото "не истинно" но исключительно в силу того что мы заранее (apriori) определили истинность "истинного" золота. Поэтому "истинным или ложным мы называем наши высказывания о сущем" которое в принципе может и не существовать но понятийно присутствовать в суждении и быть логически связанным не столько с реальностью сколько с элементами мышления. Истинное - это согласующееся, пишет Хайдеггер. То есть традиционно "истинна есть приравнивание познания к вещи". Совпадение вещи с тем, что о ней мыслилось и с другой стороны совпвдение суждения с вещью. Эти два аспекта Со-глас-ования весьма различны - вещь ДОПУСКАЕТ к себе мышлкние по другому чем мышление ВПУСКАЕТ в себя вещ. Возможно, что именно ассиметрия такого согласования и создает проблемму "сущности". Далее рассматривается замечательный средневековый пассаж о том что все вещи созданны (истинно) в соответствии с божественной идеей (истина как таковая) поэтому приравнивая мышление к вещи мы сообразуем его с божественной истинной равно как сами являясь тварными существами, имеем полное право соответствовать всевышнему замыслу и истинной связи в нем со всеми остальными вещами. Иными словами истина оказывается возможной благодаря принципиальной ДОСТУПНОСТИ вещи как акта творения, при этом сам акт и его движущие силы выпадают за скобки. Любопытно, что при этом несовершенство вещи (сравните с погружением в материю у Плотина) как икажение (отступление) замысла творения, оказывается принципиально недоступно(непредсказуемо) мышлению, являясь постоянным, онтологически "Неистиным". В связи с этим можно не согласиться с Хайдеггером в том что "неистинность как противопрложность истины может быть устранена" даже при восприятии чистой сущности истины. |
PhW |
Oct 31 2007, 05:49 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Федя смотрит в корень ... наверняка он имел ввиду не существование вне сознания кантовской "вещи в себе" что не позволит нам назвать его механическим солипсистом. Вот только постарайтесь освободиться от вашей вездесущей КОНВЕНЦИОНАЛЬНОСТИ и найти в философии глубокий внутренний эстетизм (без биологизмов и психизмов).
|
Людмила |
Oct 31 2007, 09:56 PM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 333 Пол: Female |
QUOTE(PhW @ Oct 31 2007, 10:49 AM) Федя смотрит в корень ... наверняка он имел ввиду не существование вне сознания кантовской "вещи в себе" что не позволит нам назвать его механическим солипсистом. В корень чего?! Существования вещей вне сознания или только в самом сознании?! Я разделяю второе. Если в сознании, то при чем здесь тело с его реакцией на внешний мир, которого "внешне" нигде, кроме как в сознании, не существует? В таком случае никакой реакции в сознании НА (что-то) не существует. Реакция в таком случае и есть САМА вещь. QUOTE Вот только постарайтесь освободиться от вашей вездесущей КОНВЕНЦИОНАЛЬНОСТИ и найти в философии глубокий внутренний эстетизм (без биологизмов и психизмов). Меня очень трудно обвинить в конвенциональности, (и, если даст Бог, мы продолжим наш диалог, то Вам придется в этом убедиться), но никакие эстетические соображения не заставят меня лишиться разума и здравого смысла. Хотя, в определенной степени эта "глубина" и востребована нашими современниками от философии, но я ее не разделяю и в нее не вхожа. |
Текстовая версия | Сейчас: 2nd May 2024 - 09:07 PM |