"О сущности истины", Oбсуждение статьи Хайдеггера
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
"О сущности истины", Oбсуждение статьи Хайдеггера
PhW |
Oct 29 2007, 06:46 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Предлагается обсуждение статьи Хайдеггера "О сущности истины"
http://www.philosophy.ru/library/heideg/verit.html Убедительная просьба прочитать обсуждаемую главу прежде чем писать сообщение. В начале статьи автор риторически спрашивает: не является ли вопрос о сущности истины слишком всеобщим, абстрактным и пустым? Почему обобщенный ответ обыденного рассудка хуже чем простое незнание сущности истины? С точки зрения обыденного сознания практически все философские вопросы окажутся пустыми и излишне абстрактными. Но особая "опустошенность" вопроса о сущности истины заключается в его постоянном присутствии и одновременном ускользании в размытость всеобщего, как тени вещей из мифа Платона об истине. Заключается ли в сущности истины ее существование? Если да то она субстанциональна если нет, то сводима лишь к предикату суждения? 1. Привычные понятия истины В примере с фальшивым золотом Хайдеггер говорит,что действительность чего либо не является критерием истинности, как фальшивое золото "не истинно" но исключительно в силу того что мы заранее (apriori) определили истинность "истинного" золота. Поэтому "истинным или ложным мы называем наши высказывания о сущем" которое в принципе может и не существовать но понятийно присутствовать в суждении и быть логически связанным не столько с реальностью сколько с элементами мышления. Истинное - это согласующееся, пишет Хайдеггер. То есть традиционно "истинна есть приравнивание познания к вещи". Совпадение вещи с тем, что о ней мыслилось и с другой стороны совпвдение суждения с вещью. Эти два аспекта Со-глас-ования весьма различны - вещь ДОПУСКАЕТ к себе мышлкние по другому чем мышление ВПУСКАЕТ в себя вещ. Возможно, что именно ассиметрия такого согласования и создает проблемму "сущности". Далее рассматривается замечательный средневековый пассаж о том что все вещи созданны (истинно) в соответствии с божественной идеей (истина как таковая) поэтому приравнивая мышление к вещи мы сообразуем его с божественной истинной равно как сами являясь тварными существами, имеем полное право соответствовать всевышнему замыслу и истинной связи в нем со всеми остальными вещами. Иными словами истина оказывается возможной благодаря принципиальной ДОСТУПНОСТИ вещи как акта творения, при этом сам акт и его движущие силы выпадают за скобки. Любопытно, что при этом несовершенство вещи (сравните с погружением в материю у Плотина) как икажение (отступление) замысла творения, оказывается принципиально недоступно(непредсказуемо) мышлению, являясь постоянным, онтологически "Неистиным". В связи с этим можно не согласиться с Хайдеггером в том что "неистинность как противопрложность истины может быть устранена" даже при восприятии чистой сущности истины. |
PhW |
Nov 2 2007, 04:46 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
В примере с цилиндром и поршнем я хотел заметить что совпадаемость некоторых вещей не зависит от их связи (которой собственно и нет) но является результатом их включенности в систему, качество (смысл) которой неизбежно трансцендентален. Иными словами (возвращаясь к первой главе статьи Хайдеггера) онталогическое совпадение вещи и понятия (в таком ракурсе) будет рабочим элементом системы мироздания как бы спущенной сверху.
Однако цилиндр и поршень связанны не только в причастности к целому, они совпадают в Мере - Диаметра. Понятие и вещ в такой аналогии совпадут в единой Мере - Движения. Движение вещи открывает ее сущность (в действительности), движение понятия создает сущность вещи (в возможности). Кстати понятие очено комфортно существует без вещи (в действительности) как например Кентавр или число. Так же и большинство вещей живут без наших понятий, даже когда мы их "наблюдаем", как например айсберг (как символ явления и недоступности сущности) или виртуальный электрон (ктоторый чем болше неблюдаеш тем размытее он становится). |
Федя |
Nov 3 2007, 06:40 AM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 4 610 Пол: Male |
QUOTE(PhW @ Nov 2 2007, 04:46 PM) В примере с цилиндром и поршнем я хотел заметить что совпадаемость некоторых вещей не зависит от их связи (которой собственно и нет) но является результатом их включенности в систему, качество (смысл) которой неизбежно трансцендентален. Иными словами (возвращаясь к первой главе статьи Хайдеггера) онталогическое совпадение вещи и понятия (в таком ракурсе) будет рабочим элементом системы мироздания как бы спущенной сверху. Я вас искренне приветствую-поищите бога в том трансцедентном пространстве куда вы отправили смысл и качества сущего. У вас есть все основания его там найти. |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 03:09 AM |