IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> "О сущности истины", Oбсуждение статьи Хайдеггера

PhW
post Oct 29 2007, 06:46 AM
Отправлено #1


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 227

Пол: Male



Предлагается обсуждение статьи Хайдеггера "О сущности истины"
http://www.philosophy.ru/library/heideg/verit.html

Убедительная просьба прочитать обсуждаемую главу прежде чем писать сообщение.

В начале статьи автор риторически спрашивает: не является ли вопрос о сущности истины слишком всеобщим, абстрактным и пустым?
Почему обобщенный ответ обыденного рассудка хуже чем простое незнание сущности истины?

С точки зрения обыденного сознания практически все философские вопросы окажутся пустыми и излишне абстрактными. Но особая "опустошенность" вопроса о сущности истины заключается в его постоянном присутствии и одновременном ускользании в размытость всеобщего, как тени вещей из мифа Платона об истине. Заключается ли в сущности истины ее существование? Если да то она субстанциональна если нет, то сводима лишь к предикату суждения?

1. Привычные понятия истины

В примере с фальшивым золотом Хайдеггер говорит,что действительность чего либо не является критерием истинности, как фальшивое золото "не истинно" но исключительно в силу того что мы заранее (apriori) определили истинность "истинного" золота. Поэтому "истинным или ложным мы называем наши высказывания о сущем" которое в принципе может и не существовать но понятийно присутствовать в суждении и быть логически связанным не столько с реальностью сколько с элементами мышления.

Истинное - это согласующееся, пишет Хайдеггер. То есть традиционно "истинна есть приравнивание познания к вещи". Совпадение вещи с тем, что о ней мыслилось и с другой стороны совпвдение суждения с вещью. Эти два аспекта Со-глас-ования весьма различны - вещь ДОПУСКАЕТ к себе мышлкние по другому чем мышление ВПУСКАЕТ в себя вещ. Возможно, что именно ассиметрия такого согласования и создает проблемму "сущности".

Далее рассматривается замечательный средневековый пассаж о том что все вещи созданны (истинно) в соответствии с божественной идеей (истина как таковая) поэтому приравнивая мышление к вещи мы сообразуем его с божественной истинной равно как сами являясь тварными существами, имеем полное право соответствовать всевышнему замыслу и истинной связи в нем со всеми остальными вещами. Иными словами истина оказывается возможной благодаря принципиальной ДОСТУПНОСТИ вещи как акта творения, при этом сам акт и его движущие силы выпадают за скобки.
Любопытно, что при этом несовершенство вещи (сравните с погружением в материю у Плотина) как икажение (отступление) замысла творения, оказывается принципиально недоступно(непредсказуемо) мышлению, являясь постоянным, онтологически "Неистиным". В связи с этим можно не согласиться с Хайдеггером в том что "неистинность как противопрложность истины может быть устранена" даже при восприятии чистой сущности истины.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
 
Reply to this topicStart new topicStart Poll
Ответов
PhW
post Nov 5 2007, 08:50 AM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 227

Пол: Male



2. Внутренняя возможность согласованности

Вторую главу, Хайдеггер начинает поиском сходства (приравнивания) между монетой и понятием о ней. Притворяясь смущенным он вопрошает: "Каким образом нечто совершенно непохожее, т. е. высказывание, оказывается приравненным к монете? Ведь оно должно было бы тогда превратиться в монету и таким образом целиком и полностью отказаться от самого себя."

Здесь я позволю себе некоторое отступление, но по теме.
Если вспомнить даосские Инь и Янь то можно предположить что понятие в зародыше априори уже существует в вещи (как ее ДНК) так и наоборот - вещность заложена в понятии (как способность его овеществления). В этом смысле интересно проанализировать их максимально возможное сближение, удаление и равновесие.
Представьте себя конструктором, изобретателем автомобиля. Сотни элементов согласовались разумно на чертежах в единый проэкт, причем коммерчески (энергетически-выгодный) прибыльный и не только для инвестора но и для самого конструктора, то есть возникает эвристическая ситуация (точка не-возвращеня) когда НЕ-овеществление проэкта оказывается НЕ-возможно. Далее вы передаете чертежи в мастерскую Генри Форда, ложитесь спать и "на утро" садитесь в вашу осуществленную идею. Теперь отдайте этот автомобиль (вещ явленная) Мише Анжело и "на утро" получите ее подробные чертежи. В первом случае понятие необходимо осушествилось (став вещью) придав форму безформенному (материи) во втором случае мы имеем обратный процесс - оформление понятия за счет обесформливания вещи (разборка машины). Процесс овеществления (для человека) оказывается неизмеримо труднее (даже чисто энергетически) чем процесс определения вещи. Общее для них это ДВИЖЕНИЕ ФОРМЫ вещи. Фундаментальное различие в НАПРАВЛЕНИИ движения. Первое происходит ПО времени, тогда как второе ПРОТИВ времени. Понятию легко по следам (явлениям) двигаться против времени, "набирая вес" и обретая формы "удоляющейся" вещи.

В этом смысле Хайдеггеровское риторическое вопрошание: "Каким образом высказывание оказывается способным, утверждая именно свою сущность, в то же самое время уподобляться другому, вещи?" находит неожиданно простой ответ - в движении "против" вещи. Я бы даже вообще рассмотрел возможность замены "полярности" времени, взяв за осевое направление движение сознания и физ-реальности встречного потока выпадающей в осадок (шутка).

Далее самое главное: " Пред-ставление здесь, ... означает "допущение, что вещь расположена перед нами", что и есть предмет. ... должно пройти через все, что ему открыто напротив. ... Обнаружение вещи в ее движении к противостоящему осуществляется в сфере такой открытости, простота которой не только создана, но и каждый раз ставится в связь и воспринимается как сфера соотнесенности." Понимание ключевой фразы "допущение, что вещь расположена перед нами" заключена, как мне кажется, в нашем глубоком ДОВЕРИИ к вещи, именно ее неожиданное откр-овение создает сферу откр-ытости и доверительной простоты, если хотите интимной соотнесенности между вещью и ее понятием.
Здесь Хайдеггер однако, сверх-оптиместичен ибо эйфория обнаружения распахнутой вещи прямо перед нами, заключена всего -лиш в потенции. В действительности вещ (дав нам нереализуемый шанс двигаться вместе с ней во-времени и взять ее открытую, не явленную, как есть) пройдет призраком сквозь нарождающееся понятие "что ему открыто напротив", заронив там начало его сущности как essence, которое будет оформленно в existence при движении понятия к "началу времени".

Далее, простота открытости вещи (связь с представлением) дает Толчек (пробуждение) Поведению. Открытость поведения называется "сущим". Сущее само может быть представленно в высказывании, при этом само высказывание следуя (беспрекословно) указаниям сущего, представляет его как есть - истинно. Таким образом истинность (правильность) высказывания в его Открытости (ставшее уже руководящим началом). Следует потрясающий вывод, что то, что делает истину возможной (открытость) первоначальней сущности истны! Таким образом опровергается представление о том что истина дана ТОЛЬКО в предложении.
Нельзя не отметить определенный мифологизм в хайдеггеровской канонизации Открытости, аппелирующей к самоочевидности. Как например очевидный вывод из невероятной ситуации когда в ваше частное определение вещи, вдруг залетела сама сущность и заглаголила "устами младенца".

Между строк Хайдеггер туманно замечает, что : "В зависимости от характера сущего и формы поведения открытость для человека различна." Не ясно "целиком" ли человек представляет понятие ? Потом "В зависимости от характера" может ли вещ фактически закрыться? То есть оказывается "открытость как таковую" можно заменить приоткрытостью = незакрытостью, что уже и так очевидно.
Первоначальней сущности истины просится встать не столько открытость вещи сколько ее фатальная спаренность со своим понятием.
Поэтому открытость вещи это скорее открытость пропасти (для тех кто ее видят ...с ее простотой неизбежного падения) которой мы "доверяем" куда больше чем объятиям теплого карибского моря.
Поэтому открытость вещи это приглашение к ее истоку, в приоткрытую дверь к небытию, смерти.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Ксари
post Nov 5 2007, 07:48 PM
Отправлено #3


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 542

Пол: Male



QUOTE(PhW @ Nov 5 2007, 08:50 AM)
Здесь я позволю себе некоторое отступление, но по теме.
Если вспомнить даосские Инь и Янь то можно предположить что понятие в зародыше априори уже существует в вещи (как ее ДНК) так и наоборот - вещность заложена в понятии (как способность его овеществления). В этом смысле интересно проанализировать их максимально возможное сближение, удаление и равновесие.
Представьте себя конструктором, изобретателем автомобиля. Сотни элементов согласовались разумно на чертежах в единый проэкт, причем коммерчески (энергетически-выгодный) прибыльный и не только для инвестора но и для самого конструктора, то есть возникает эвристическая ситуация (точка не-возвращеня) когда НЕ-овеществление проэкта оказывается НЕ-возможно. Далее вы передаете чертежи в мастерскую Генри Форда, ложитесь спать и "на утро" садитесь в вашу осуществленную идею. Теперь отдайте этот автомобиль (вещ явленная) Мише Анжело и "на утро"  получите ее подробные чертежи. В первом случае понятие необходимо осушествилось (став вещью) придав форму безформенному (материи) во втором случае мы имеем обратный процесс - оформление понятия за счет обесформливания вещи (разборка машины). Процесс овеществления (для человека) оказывается неизмеримо труднее (даже чисто энергетически) чем процесс определения вещи. Общее для них это ДВИЖЕНИЕ ФОРМЫ вещи. Фундаментальное различие в НАПРАВЛЕНИИ движения. Первое происходит ПО времени, тогда как второе ПРОТИВ времени. Понятию легко по следам (явлениям) двигаться против времени, "набирая вес" и обретая формы "удоляющейся" вещи.

В этом смысле Хайдеггеровское риторическое вопрошание: "Каким образом высказывание оказывается способным, утверждая именно свою сущность, в то же самое время уподобляться другому, вещи?" находит неожиданно простой ответ - в движении "против" вещи. Я бы даже вообще рассмотрел возможность замены "полярности" времени, взяв за осевое направление движение сознания и физ-реальности встречного потока выпадающей в осадок (шутка).

Далее самое главное: " Пред-ставление здесь, ... означает "допущение, что вещь расположена перед нами", что и есть предмет. ... должно пройти через все, что ему открыто напротив. ... Обнаружение вещи в ее движении к противостоящему осуществляется в сфере такой открытости, простота которой не только создана, но и каждый раз ставится в связь и воспринимается как сфера соотнесенности." Понимание ключевой фразы  "допущение, что вещь расположена перед нами" заключена, как мне кажется, в нашем глубоком ДОВЕРИИ к вещи, именно ее неожиданное откр-овение создает сферу откр-ытости и доверительной простоты, если хотите интимной соотнесенности между вещью и ее понятием.
Здесь Хайдеггер однако, сверх-оптиместичен ибо эйфория обнаружения распахнутой вещи прямо перед нами, заключена всего -лиш в потенции. В действительности вещ (дав нам нереализуемый шанс двигаться вместе с ней во-времени и взять ее открытую, не явленную, как есть) пройдет призраком сквозь нарождающееся понятие "что ему открыто напротив", заронив там начало его сущности как essence, которое будет оформленно в existence при движении понятия к "началу времени".

Далее, простота открытости вещи (связь с представлением) дает Толчек (пробуждение) Поведению. Открытость поведения называется "сущим". Сущее само может быть представленно в высказывании, при этом само высказывание следуя (беспрекословно) указаниям сущего, представляет его как есть - истинно. Таким образом истинность (правильность) высказывания в его Открытости (ставшее уже руководящим началом). Следует потрясающий вывод, что то, что делает истину возможной (открытость) первоначальней сущности истны! Таким образом опровергается  представление о том что истина дана ТОЛЬКО в предложении.
*

Каждый раз удивляюсь, пытливости ума современных философов. Уважаемый, PhW, предлагаю это «отступление по теме» назвать новейшие технологии Буридановой схоластики. Вот так плоды мозолистого рассудка!: Следует потрясающий вывод, что то, что делает истину возможной (открытость) первоначальней сущности истины! Таким образом опровергается представление о том что истина дана ТОЛЬКО в предложении. После таких выводов Иманнуил Кант со ста талерами похож на Буратино с двумя яблоками. Не сердитесь, PhW, надеюсь, Вы будете успешней Гуссерля и приведёте вместе с Хайдеггером нас (меня) в мир скрытых истинных вещей.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
PhW   "О сущности истины"   Oct 29 2007, 06:46 AM
Федя   Статья многограна, интересна и не может быть обсуж...   Oct 30 2007, 08:32 AM
Людмила   Разрешите и мне, подобно Феде, бросить свою мон...   Oct 30 2007, 07:49 PM
PhW   Действительность вещи, само по себе, не является к...   Oct 31 2007, 12:23 AM
Людмила   Тогда, может быть, и ВНЕ-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ?.. ...   Oct 31 2007, 05:05 AM
Федя   Вводя понятие Согласования Хайдеггер подсознатель...   Oct 31 2007, 08:46 AM
Людмила   Уважаемый Федя, в который раз я все пытаюсь уто...   Oct 31 2007, 04:43 PM
Федя   Поплачьте, умойтесь, приведите себя в порядок и п...   Nov 1 2007, 08:01 AM
Людмила   Не помогает... Тут, вот, ведь, что получа...   Nov 1 2007, 08:10 PM
Федя   "С чем взаимодействует человеческий разум?...   Nov 2 2007, 09:28 AM
Людмила   Спасибо Страннику, вернувшему разговор на круги...   Nov 1 2007, 08:29 PM
PhW   Отсылаю к Ян Чжу: Учитель Лецзы сказал: То что по...   Oct 31 2007, 07:21 AM
Людмила   В таком случае, что же мы здесь с Вами ищем: п...   Oct 31 2007, 07:32 PM
PhW   Федя смотрит в корень ... наверняка он имел ввиду ...   Oct 31 2007, 05:49 PM
Людмила   В корень чего?! Существования вещей вне соз...   Oct 31 2007, 09:56 PM
Федя   Я именно смотрю в корень, который для меня предст...   Nov 1 2007, 08:16 AM
PhW   Относитесь к древу познания как к многоуровневой с...   Nov 1 2007, 12:34 AM
Алексей Воробьев   Не могу не согласиться с Федей, что, предложенная ...   Nov 1 2007, 01:33 AM
Федя   Несколько слов по поводу самоограничения и ...   Nov 1 2007, 09:22 AM
PhW   Если помните крылатое выражение- Свободный дух дыш...   Nov 1 2007, 06:15 AM
Алексей Воробьев   Вообще-то публичность толков Хайдеггер не оце...   Nov 1 2007, 08:22 PM
Странник   Мне видится такое совпадение возможным потому чт...   Nov 1 2007, 07:51 PM
Федя   Вещи самой по себе не существует. Существует опре...   Nov 2 2007, 09:04 AM
PhW   Странник прав. Действительность вещи есть "ча...   Nov 2 2007, 07:21 AM
PhW   В примере с цилиндром и поршнем я хотел заметить ч...   Nov 2 2007, 04:46 PM
Федя   Я вас искренне приветствую-поищите бога в том тра...   Nov 3 2007, 06:40 AM
Ксари   Статья хорошая длинная. М. Хайдеггер как истинный...   Nov 3 2007, 06:21 PM
PhW   Спасибо суперу Алексею Воробьеву за введение в ист...   Nov 3 2007, 02:15 AM
Странник   ...Если не обратитесь и не будете как дети... М...   Nov 3 2007, 10:45 AM
Федя   При слиянии генетической информации папиного спер...   Nov 3 2007, 12:33 PM
PhW   Ксари, я согласен, что наблюдаемой вещи без поняти...   Nov 3 2007, 07:56 PM
Ксари   PhW, в философии наблюдаемой вещи без "сложн...   Nov 4 2007, 02:16 AM
PhW   Страннику: "Мешает как всегда обьективность,к...   Nov 3 2007, 11:44 PM
PhW   Ксари, мы же здесь как бы Хайдеггера обсуждаем - а...   Nov 4 2007, 03:59 AM
Ксари   Надо же! А слона то не приметил!   Nov 4 2007, 04:31 AM
PhW   "Неприметный Слон" у каждого свой.   Nov 4 2007, 05:51 AM
Ксари   Вот-вот и я говорю: Что делал слон, когда пришёл ...   Nov 4 2007, 11:50 AM
Царёв Павел   Хайдеггер М. Логика его размышлений над сущностью ...   Nov 4 2007, 01:44 PM
Царёв Павел   (продолжение).Однако уже PhW, предложивший эту ста...   Nov 4 2007, 01:53 PM
Ксари   Вам, Павел! так же огромный привет и всем бес...   Nov 5 2007, 07:01 AM
Федя   Истинное нельзя определять через действительное п...   Nov 4 2007, 09:27 PM
Алексей Воробьев   Тему действительности, возможности, реальности и п...   Nov 4 2007, 03:40 PM
Алексей Воробьев   Чисто для общего контекста . О отношении Хайдеггер...   Nov 4 2007, 06:41 PM
PhW   Павел, спасибо за обширный комментарий, пожалуйста...   Nov 4 2007, 10:21 PM
Ксари   Знаете, PhW, есть такая задача: Что будет, если ...   Nov 5 2007, 07:15 AM
PhW   Алексей, спасибо за участие и профессиональный Гер...   Nov 5 2007, 01:31 AM
PhW   Могу лиш в дополнении рекомендовать ссылку откуда ...   Nov 5 2007, 02:02 AM
PhW   Ксари, со слоном было славно, с мухой не очень ......   Nov 5 2007, 08:46 AM
Федя   Мне это придет в голову. Мне придет в голову не у...   Nov 5 2007, 09:33 AM
PhW   2. Внутренняя возможность согласованности Вторую ...   Nov 5 2007, 08:50 AM
Ксари   Каждый раз удивляюсь, пытливости ума современных ф...   Nov 5 2007, 07:48 PM
Царёв Павел   PhW! Нет. Так не пойдёт. То, что я «наклепал» ...   Nov 5 2007, 10:34 PM
PhW   Федя, пожалуйста, давай по-теме, по-второй главе, ...   Nov 5 2007, 05:02 PM
PhW   Ксари, я же просил ЧИТАТЬ главу прежде чем писать ...   Nov 5 2007, 08:08 PM
Ксари   (Не стесняйтесь, PhW, побудьте в роли М Хайдегер...   Nov 5 2007, 09:35 PM
Алексей Воробьев   Господа, каскад взаимных несостыковок, на которые ...   Nov 6 2007, 12:17 AM
Алексей Воробьев   По поводу свободной открытости являющегося (причем...   Nov 6 2007, 07:54 AM
PhW   Павел прав, не следует вплетать собственные сужден...   Nov 6 2007, 08:15 AM
Федя   Последние 20-лет в науке произошли колоссальные ...   Nov 6 2007, 06:26 PM
PhW   Хари Кришна, Хари Ксари. Не хотите-ли чиркнуть чт...   Nov 6 2007, 04:55 PM
Ксари   Мне представляется, что когда в Философии речь за...   Nov 7 2007, 04:34 AM
PhW   "Наука вообще может быть определена как со...   Nov 7 2007, 05:06 AM
PhW   Спасибо Ксари за развернутое лечение Баварского Ма...   Nov 7 2007, 09:49 AM
Алексей Воробьев   Немного на счет некоторых частных моментов. «Б...   Nov 8 2007, 03:28 AM
PhW   Павел, вы: "движении «ПРОТИВ времени». Почему...   Nov 8 2007, 08:06 AM
Федя   Информационное воздействие на организм человека ...   Nov 8 2007, 08:46 AM
Царёв Павел   Мысли по поводу… По поводу логики (точнее), НАЛИЧН...   Nov 8 2007, 09:42 PM
Царёв Павел   Осознав приведённое мною выше, я задумался: а дейс...   Nov 8 2007, 09:47 PM
Федя   Спасибо за философскую кристаллизацию моих предчу...   Nov 9 2007, 10:22 AM
Царёв Павел   PhW! 1). Прошу прощения за столь не вовремя п...   Oct 6 2008, 06:03 PM
PhW   Мы застаем себя не столько в "непонятках...   Nov 8 2007, 05:56 PM
PhW   Привет Павел, В последнее время я редко стал захо...   Oct 9 2008, 06:15 PM
Евгений Волков   Уважаемые, господа! природа распорядилась так,...   Oct 13 2008, 11:17 PM
Царёв Павел   Е. Волков: «Уважаемые, господа! природа распор...   Oct 14 2008, 04:10 PM
PhW   Евгений, Пусть "научные проблеммы" реша...   Oct 15 2008, 08:48 AM


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 3rd May 2024 - 12:07 AM
Реклама: