"О сущности истины", Oбсуждение статьи Хайдеггера
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
"О сущности истины", Oбсуждение статьи Хайдеггера
PhW |
Oct 29 2007, 06:46 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Предлагается обсуждение статьи Хайдеггера "О сущности истины"
http://www.philosophy.ru/library/heideg/verit.html Убедительная просьба прочитать обсуждаемую главу прежде чем писать сообщение. В начале статьи автор риторически спрашивает: не является ли вопрос о сущности истины слишком всеобщим, абстрактным и пустым? Почему обобщенный ответ обыденного рассудка хуже чем простое незнание сущности истины? С точки зрения обыденного сознания практически все философские вопросы окажутся пустыми и излишне абстрактными. Но особая "опустошенность" вопроса о сущности истины заключается в его постоянном присутствии и одновременном ускользании в размытость всеобщего, как тени вещей из мифа Платона об истине. Заключается ли в сущности истины ее существование? Если да то она субстанциональна если нет, то сводима лишь к предикату суждения? 1. Привычные понятия истины В примере с фальшивым золотом Хайдеггер говорит,что действительность чего либо не является критерием истинности, как фальшивое золото "не истинно" но исключительно в силу того что мы заранее (apriori) определили истинность "истинного" золота. Поэтому "истинным или ложным мы называем наши высказывания о сущем" которое в принципе может и не существовать но понятийно присутствовать в суждении и быть логически связанным не столько с реальностью сколько с элементами мышления. Истинное - это согласующееся, пишет Хайдеггер. То есть традиционно "истинна есть приравнивание познания к вещи". Совпадение вещи с тем, что о ней мыслилось и с другой стороны совпвдение суждения с вещью. Эти два аспекта Со-глас-ования весьма различны - вещь ДОПУСКАЕТ к себе мышлкние по другому чем мышление ВПУСКАЕТ в себя вещ. Возможно, что именно ассиметрия такого согласования и создает проблемму "сущности". Далее рассматривается замечательный средневековый пассаж о том что все вещи созданны (истинно) в соответствии с божественной идеей (истина как таковая) поэтому приравнивая мышление к вещи мы сообразуем его с божественной истинной равно как сами являясь тварными существами, имеем полное право соответствовать всевышнему замыслу и истинной связи в нем со всеми остальными вещами. Иными словами истина оказывается возможной благодаря принципиальной ДОСТУПНОСТИ вещи как акта творения, при этом сам акт и его движущие силы выпадают за скобки. Любопытно, что при этом несовершенство вещи (сравните с погружением в материю у Плотина) как икажение (отступление) замысла творения, оказывается принципиально недоступно(непредсказуемо) мышлению, являясь постоянным, онтологически "Неистиным". В связи с этим можно не согласиться с Хайдеггером в том что "неистинность как противопрложность истины может быть устранена" даже при восприятии чистой сущности истины. |
PhW |
Nov 7 2007, 09:49 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Спасибо Ксари за развернутое лечение Баварского Мага (обсудим чуть позже).
"Победить" Хайдеггера логикой несложно. Но как пишет Бибихин: "Неясная тревога вас не оставит". В этой дискуссии хотелось бы понять именно эту "тревожность". Теперь скомканно-коротко оконтурим некоторые принципы без которых правильное понимание статьи просто невозможно. Алексей надеюсь добавит упущенное. Человек есть СУЩЕЕ открытое ко всему. Своим везде-сущим "вот" присутствием (Dasein, здесь-бытие), он меняет установленный склад детерминированных вещей. Идя прямо "к самим вещам" человек начитнает При-суть-ствовать в них "... присутствие понимает каким-то образом и с какой-то явностью в своем бытии". Сам того не понимая, человек оказался "заброшенным" в про-свет бытия (свет=мир ... пред-существующий мир, в который он вошел как в круг непотаенного ). Отсюда онталогически необяснимое "умение быть в мире" и уникальная способность его целостного восприятия, за что бытие "входит" озарением (или ужасом) в человека полнотой истины "и через него это бытие ему самому разомкнуто" если он не отвернут и способен реализовать свою "подлинность". Приняв подарок, человек становится пастерем бытия. Ключевой момент понимания Хайдеггера заключается в принятии того что понятливость бытия (и последущая открытость истины) исходят из того, что мы "вдруг" оказались в не-созданной нами среде, где вещь может быть представленна (не явленна а именно пред-ставленна) в своей сущности. "Сущее может, далее, казать себя из себя самого разным образом, смотря по способу подхода к нему." п.7 "Логос дает чему-то видеться ... именно тому, о чем речь" Далее следует важнейший элемент понимания Хайдеггеровской истины. "Все опять стоит на том, чтобы избавиться от сконструированного понятия истины в смысле "соответствия". Эта идея никоим образом не первична в понятии alhqeia (а-летейя)." А-летея переводится как то, что не подвластно забвению, то, что проступает в вечности, не проходит, но пребывает. У Хайдеггера а-летейа суть Непотаенное, не видимое явно, осевое и заведомо присутствующее. "Истинность" логоса как alhqeuein истинствование, ... подразумевает: изъять сущее, о котором речь, .. из его потаенности и дать увидеть как непотаенное (alhqeia) раскрыть". Но Логос может быть и ложным в смысле непроизволного сокрытия а посему "не может рассматриваться как первичное "место" истины". Истиннее Логоса оказывается "простое чувственное внятие чего-то" В чистейшем и исконнейшем смысле "истинно" - т.е. лишь открывающе, так что оно никогда не способно скрывать, - "прямое вглядывающееся внятие простейших бытийных определений сущего как такого." В крайнем случае, оговаривается Хайдеггер, оно может оказаться "не-внятием". Думаю, что будет позволительно привести аналогию с Маяком как истинствующий Логос он высвечивает сущее но при этом во мраке потаенного остается невысвеченное лучем поэтому в Логосе истина не есть первична. Свет-же сам по себе имеет природу открывания и не способен к сокрытию. "Врожденная" (неконтролируемая) способность человека к эвристическому ВНЯТИЮ, про-свет-лению, озарению - как открыванию (вглядыванию) светом Логоса. P.S. Греческий текст не отобразился |
Текстовая версия | Сейчас: 2nd May 2024 - 06:19 PM |