Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
PhW |
Oct 15 2008, 08:54 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Понимание времени ускользающе многоплпново, но в бесконечном множестве его сосуществующих актуализаций здесь будет рассмотрен именно онтологический аспект времени.
Мы попробуем коротко проанализируем античное понимания бытия, коснемся неоплатоников, задержимся на Кузанском, заглянем к Гегелю, раскритикуем Сартра и поплаваем с Хайдеггером. Элеат Парменид, ученик Ксенофана в своей знаменитой поэме впервые вводит понятие бытия. "Бытие есть, небытия же нет" и далее "бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие". Неожиданно для античной мысли постулируется принцип тождества бытия и мышления. Парменидовское бытие едино (неделимо), всенаполненно, истинно, прекрастно, неподвижно, вневременно, вечносуще и даже сферично (при этом однако безгранично в самом себе). Таким образом истинно мыслящееся "есть" подлинно существующее и наоборот. Онтологическое мышление оказывается единственно возможным (в своей истинности) будучи при этом формаобразующим, сущностным и живым. Узнавая умом сокрытое основание всех вещей и многообразия космоса, человек впервые открывает бытие именно в себе, мысля его непосредственно, благодаря его непотаенности. Отсюда Элейское бытие не представляемо, не выдуманно, не явленно а истинно мыслимо. Проблемма бытия у досократиков заключена в его принципиальном единстве и несводимости к множеству (общности, плюральности). При этом оказывается противоречивым сама бытийность бытия, его первичная предикатность и как следствие неизбежная расчлененность, структурность и инаковость которую Планон в "Софисте" и "Тимее" назвал инобытием или небытием. Возникшая динамика (диалектика в понимании Лосева, как он писал - "мы находим, что не только небытие как-то есть, но и бытие всегда как-то не есть.") чистого бытия как эйдоса и небытия как мира вещей, определяет статус времени, стремящегося совместить несовместимое УЖЕ а именно сверхбытие замкнутого абсолюта и его "осколки" с печатью утраченного единства смысла. |
PhW |
Oct 16 2008, 02:52 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Павел, вы все правильно пишите только давайте не все залпом и повременим с востоком. Так же я хотел бы вас попросить давать лучше ссылку на оригинальный текст чем цитировать его обширные части.
Как известно чистый демон живет в деталях и нюансах на которые я и хочу обратить ваше внимание. Вы пишите что "что первым, кто поставил вопрос об абсолютном бытии и НИЧТО был Парменид". Это не совсем верно потому что у Элеатов бытие не могло быть ни абсолютным ни каким либо иным как только преисполненным самого себя. Лишь у Платона мы обнаруживаем определенную иерархичность бытия. Далее, на самом деле Парменид никогда не ставил вопрос о ничто как таковом. Рассуждение о нем во первых глупо "Этот путь — так я говорю — уводит в незнанье" а во вторых полностью противоречит самой концепции бытия ( см. 5-5 фрагмент "Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), Ни изъяснить.."). Небыть невозможно. Те кто думают иначе - "двухголовые смертные" живущие в заблуждении, подверженные бессмысленным движениям, пустому времени и лживому языку (изреченная мысль есть всегда определенное искажение сути). Умозримое неподвижное бытие постоянно присутствует в настоящем. Как монолитный фундамент оно незримо поддерживает каждый элемент миро-здания. В этом есть некоторая сложность понимания Парменида - с одной стороны истинно мыслится может только единое но с другой стороны оно не познаваемо в силу своей уникальности и стало-быть не явленности (эту тему очень хорошо позже развили софисты). Цитируемый вами К.А. Махлак несколько упускает из виду что самотождественный предмет (читай бытие) не мыслится в прямом понимании этого слова (и уж тем более не познается) а схватывается, как говорили греки, "умным вглядыванием" постоянно удерживая сущее в присутствии как обозначенное место где ему предстоит родиться. Неизвестная Богиня (скорее всего к Ананка или по Хайдеггеру сама Истина - Алетейя) в начале поэмы риторически замечает что " Мне безразлично, откуда начать, ибо снова туда же Я вернусь". Этот плотно замкнутый божественный круг, представляется попыткой Парменида спасти бытие от тотальной бесплодности, сделав единственно возможный шаг от самодостаточного единства к очевидной множественности сущего. Как-бы "сдавив с полюсов" сферу бытия, превращая ее в тор и неизбежно образуя в центре ... ничто. Потенциальную невозможность такого процесса можно назвать временем. |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 12:29 AM |