Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
PhW |
Oct 15 2008, 08:54 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Понимание времени ускользающе многоплпново, но в бесконечном множестве его сосуществующих актуализаций здесь будет рассмотрен именно онтологический аспект времени.
Мы попробуем коротко проанализируем античное понимания бытия, коснемся неоплатоников, задержимся на Кузанском, заглянем к Гегелю, раскритикуем Сартра и поплаваем с Хайдеггером. Элеат Парменид, ученик Ксенофана в своей знаменитой поэме впервые вводит понятие бытия. "Бытие есть, небытия же нет" и далее "бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие". Неожиданно для античной мысли постулируется принцип тождества бытия и мышления. Парменидовское бытие едино (неделимо), всенаполненно, истинно, прекрастно, неподвижно, вневременно, вечносуще и даже сферично (при этом однако безгранично в самом себе). Таким образом истинно мыслящееся "есть" подлинно существующее и наоборот. Онтологическое мышление оказывается единственно возможным (в своей истинности) будучи при этом формаобразующим, сущностным и живым. Узнавая умом сокрытое основание всех вещей и многообразия космоса, человек впервые открывает бытие именно в себе, мысля его непосредственно, благодаря его непотаенности. Отсюда Элейское бытие не представляемо, не выдуманно, не явленно а истинно мыслимо. Проблемма бытия у досократиков заключена в его принципиальном единстве и несводимости к множеству (общности, плюральности). При этом оказывается противоречивым сама бытийность бытия, его первичная предикатность и как следствие неизбежная расчлененность, структурность и инаковость которую Планон в "Софисте" и "Тимее" назвал инобытием или небытием. Возникшая динамика (диалектика в понимании Лосева, как он писал - "мы находим, что не только небытие как-то есть, но и бытие всегда как-то не есть.") чистого бытия как эйдоса и небытия как мира вещей, определяет статус времени, стремящегося совместить несовместимое УЖЕ а именно сверхбытие замкнутого абсолюта и его "осколки" с печатью утраченного единства смысла. |
PhW |
Oct 18 2008, 10:44 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Страннику: http://ancientrome.ru/antlitr/parmenid/parmen.htm
Фёдору (Тэодору): вы же умный .. добрый человек. Ну при чем здесь утроба матери ... нашей ? Пожалуйста давайте по теме! Павлу: Коротко о Гераклите, который нашел пересечение бытия и мышления в Логосе (Пифагор же в числе). Но гераклитовский Логос не обладает универсальностью и единством бытия "путь вверх и путь вниз один и тог же". Сущее находится в постоянном движении и следует Логосу "Огонь живет смертью земного (земли), воздух - смертью огня, вода - смертью воздуха, земля - смертью воды". Но Логос врят-ли может претендовать на статус бытия оборачиавясь скорее его судбой или смыслом, являесь более космическим чем онталогическим началом так-как будучи движущимся и не самотождественным, он как и сущее будет нуждаться в основании. Можно представить Ничто у Гераклита как некий предел "молчания" Логоса (вдох Брахмы) ... его чистую потенцию уходящую, но никогда не достигающую, хаоса. Время как развертывание (самоконструкция) Логоса? Я во многом согласен с тем что вы пишите о противоречиях в концепции Парменида - еще раз - многое было разрешено у Платона и законченно Аристотелем. Вы пишите: "Ну вот скажите, ГДЕ в поэме Парменида Вы нащли (с учётом мной сказанного о Богине), что в середине «венца» - Ничто?". Павел, в этом преимущество форума что в нем можно не напрягаться в традициозности изложения материала. Вы совершенно правы - это звучит не по парменидовски. То что я хотел отметить это неоформленное предчувствие Парменида о неизбежном присутствии "дурной бесконечности" на подступах к бытию (которое кстати можно трактовать как числовой "темпоральный поток" и математическое время). Единственное "спасение" бытия таким образом может заключаться только в "присутствии" Ничто. |
Федя |
Oct 19 2008, 11:57 AM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 4 610 Пол: Male |
QUOTE(PhW @ Oct 18 2008, 10:44 PM) Фёдору (Тэодору): вы же умный .. добрый человек. Ну при чем здесь утроба матери ... нашей ? Пожалуйста давайте по теме! Моя ремарка касалась лишь вашего интереса к формированию разума человека и без учета такого важного этапа этого формирования, как эмбриологический, ваш интерес страдает однобокостью-о чем я не в силах был промолчать. Что же касается темы Ничто в работах древних философов, то она без сомненеия актуальна. |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 12:39 AM |