Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
PhW |
Oct 15 2008, 08:54 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Понимание времени ускользающе многоплпново, но в бесконечном множестве его сосуществующих актуализаций здесь будет рассмотрен именно онтологический аспект времени.
Мы попробуем коротко проанализируем античное понимания бытия, коснемся неоплатоников, задержимся на Кузанском, заглянем к Гегелю, раскритикуем Сартра и поплаваем с Хайдеггером. Элеат Парменид, ученик Ксенофана в своей знаменитой поэме впервые вводит понятие бытия. "Бытие есть, небытия же нет" и далее "бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие". Неожиданно для античной мысли постулируется принцип тождества бытия и мышления. Парменидовское бытие едино (неделимо), всенаполненно, истинно, прекрастно, неподвижно, вневременно, вечносуще и даже сферично (при этом однако безгранично в самом себе). Таким образом истинно мыслящееся "есть" подлинно существующее и наоборот. Онтологическое мышление оказывается единственно возможным (в своей истинности) будучи при этом формаобразующим, сущностным и живым. Узнавая умом сокрытое основание всех вещей и многообразия космоса, человек впервые открывает бытие именно в себе, мысля его непосредственно, благодаря его непотаенности. Отсюда Элейское бытие не представляемо, не выдуманно, не явленно а истинно мыслимо. Проблемма бытия у досократиков заключена в его принципиальном единстве и несводимости к множеству (общности, плюральности). При этом оказывается противоречивым сама бытийность бытия, его первичная предикатность и как следствие неизбежная расчлененность, структурность и инаковость которую Планон в "Софисте" и "Тимее" назвал инобытием или небытием. Возникшая динамика (диалектика в понимании Лосева, как он писал - "мы находим, что не только небытие как-то есть, но и бытие всегда как-то не есть.") чистого бытия как эйдоса и небытия как мира вещей, определяет статус времени, стремящегося совместить несовместимое УЖЕ а именно сверхбытие замкнутого абсолюта и его "осколки" с печатью утраченного единства смысла. |
PhW |
Oct 21 2008, 07:10 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Думаю, что в нашу эпоху лучшим свидетельством гениальности пифагореизма является общая теория относительности. Материя (пифагорейская диада) как степень искривления пространства-времени оказывается чистой геометрией (пусть даже Римановской) и по сути может описываться числом - как геометрической сущностью в понимании Пифагора. Даже искуственный интеллект, который изначально явится нам в компьютерно-полупроводниковой форме, закодированной в двоичном коде нечто(1) и ничто(0) напомнит пофагорейскую монаду соединяющую предел и бесконечность, четность и нечетность.
Всё есть число. Оно есть и мысль(мыслимо) и сущность бытия (через него оно бытийствует). Вещи изменчивы но отношения между ними выраженные в числе, неизменны, вечно-истинны и божественно пропорциональны. Чило-образование оказывается принципом суще-ствования. Из монады и диады гипостазировались числа. Тождественная, непрерывная Единица есть истинно сущее, начало всех вещей и формообразующая причина. Её путь к декаде можно представить ... Временем - которое у Пифагора "самое разумное - одно оно уже открыло, а другое еще откроет" |
Царёв Павел |
Oct 21 2008, 06:55 PM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 378 Из: Тамбов |
PhW! Чуть не забыл. В подавляющем большинстве время у древних греков представлялось также не линейным, а «Большим кругом» - циклом: от «огня к земле, от земли – к огню» (у Гераклита), рождение и смерть миров (у Демокрита) и т.д. Почему Вы об этом ничего не сказали?..
Пифагореизм. Вы: «Материя (пифагорейская диада) как степень искривления пространства-времени оказывается чистой геометрией (пусть даже Римановой)». Насколько я помню, материя в уравнении А. Эйнштейна ОПРЕДЕЛЯЕТ степень искривления пространства (геометрию пространства), а не ЯВЛЯЕТСЯ ею… Может, ошибаюсь, а смотреть – неохота… Фактом является, действительно то, что всё можно описать математикой (числом), наверное, также, как человеческое общество можно описать «товарно-денежными отношениями». Насколько правильным и ПОЛНЫМ будет таковое описание?.. Вы: «Даже искуственный интеллект, который изначально явится нам в компьютерно-полупроводниковой форме, закодированной в двоичном коде нечто(1) и ничто(0) напомнит пофагорейскую монаду соединяющую предел и бесконечность, четность и нечетность». Не впадайте в «мистику» ноля, образно представленную давно устаревшими перфокартами. В принципе, в компьютерах двоичность – это выбор не между бытием и Ничто, а между двумя ВОЗМОЖНЫМИ инобытиями. УЖЕ ПОСЛЕ этого выбора одно возможное бытие становится действительным «да», другое «уходит» в ничто – «нет». Пифагорейская монада, по сути, НЕ ЕСТЬ ничто, а единица (у Вас же: «Тождественная, непрерывная Единица есть ИСТИННО СУЩЕЕ», а не НИЧТО… По сути, пифагореизм: это БУДУЩИЙ Гераклитовский Логос (как разумное), являющийся, грубо говоря, Парменидовским бытием (Ваше: «Вещи изменчивы но отношения между ними выраженные в числе, неизменны, вечно-истинны и божественно пропорциональны»), хотя «каким-то боком» ближе к «иерархическому миру идей» Платона, где «вверху» - единица (Единое), а «внизу» - другие числа… Но это – в понятиях, более определённых в свете развития метафизики («самоопределения логоса», «которое и есть временем». Я так думаю. Поэтому, и важна, кстати, историческая (временная) последовательность становления. Поэтому-то, в принципе, я с Вами и согласен: «Её путь к декаде можно представить ... Временем - которое у Пифагора "самое разумное - одно оно уже открыло, а другое еще откроет"», т.е. время у Пифагора, как «самое разумное» заключается в соотношении («приросте») ставшего (бытия) (в Логосе) и становящегося (ничто). Правда, это В ДАЛЬНЕЙШЕМ несколько противоречит Парменидовскому: «Ибо нет ни не-сущего, кое ему (т.е. бытию) ПОМЕШАЛО Б с равным смыкаться…». С уважением. Павел. |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 03:23 AM |