Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
PhW |
Oct 15 2008, 08:54 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Понимание времени ускользающе многоплпново, но в бесконечном множестве его сосуществующих актуализаций здесь будет рассмотрен именно онтологический аспект времени.
Мы попробуем коротко проанализируем античное понимания бытия, коснемся неоплатоников, задержимся на Кузанском, заглянем к Гегелю, раскритикуем Сартра и поплаваем с Хайдеггером. Элеат Парменид, ученик Ксенофана в своей знаменитой поэме впервые вводит понятие бытия. "Бытие есть, небытия же нет" и далее "бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие". Неожиданно для античной мысли постулируется принцип тождества бытия и мышления. Парменидовское бытие едино (неделимо), всенаполненно, истинно, прекрастно, неподвижно, вневременно, вечносуще и даже сферично (при этом однако безгранично в самом себе). Таким образом истинно мыслящееся "есть" подлинно существующее и наоборот. Онтологическое мышление оказывается единственно возможным (в своей истинности) будучи при этом формаобразующим, сущностным и живым. Узнавая умом сокрытое основание всех вещей и многообразия космоса, человек впервые открывает бытие именно в себе, мысля его непосредственно, благодаря его непотаенности. Отсюда Элейское бытие не представляемо, не выдуманно, не явленно а истинно мыслимо. Проблемма бытия у досократиков заключена в его принципиальном единстве и несводимости к множеству (общности, плюральности). При этом оказывается противоречивым сама бытийность бытия, его первичная предикатность и как следствие неизбежная расчлененность, структурность и инаковость которую Планон в "Софисте" и "Тимее" назвал инобытием или небытием. Возникшая динамика (диалектика в понимании Лосева, как он писал - "мы находим, что не только небытие как-то есть, но и бытие всегда как-то не есть.") чистого бытия как эйдоса и небытия как мира вещей, определяет статус времени, стремящегося совместить несовместимое УЖЕ а именно сверхбытие замкнутого абсолюта и его "осколки" с печатью утраченного единства смысла. |
Странник |
Oct 29 2008, 08:42 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 514 Пол: Male |
Что касается "онтичности",то,как мне кажется, оно относится к бытию разума,отсюда,её отличие от онтологии будет гносеологическим,т.е. в виде гносеонтологии. Но это одна сторона,относимая к русской древности,а возможно есть и другая. Интересно где вы "почерпнули" это слово?
|
Царёв Павел |
Oct 29 2008, 09:11 PM
Отправлено
#3
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 378 Из: Тамбов |
Страннику! «Онтологическое спрашивание, правда, в противоположность
онтическому спрашиванию позитивных наук исходное» или: «Присутствие есть сущее, которое не только случается среди другого сущего. Оно напротив, онтически отличается тем, что для этого сущего в его бытии речь идет о самом этом бытии…» (М. Хайдеггер. Бытие и время». Оно, конечно, если потрудиться, то можно реконструировать «онтичность» из подтекста. Но желательно бы конкретно…Оно, вроде бы, онтичность – это «разрешение» вопроса о бытии, так сказать, в бытии. А онтологичность – это – «разрешение» вопроса о бытии в особой РАСПОЛОЖЕННОСТИ, так сказать, «в ступоре». С уважением. Павел. |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 04:29 AM |