Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
PhW |
Oct 15 2008, 08:54 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Понимание времени ускользающе многоплпново, но в бесконечном множестве его сосуществующих актуализаций здесь будет рассмотрен именно онтологический аспект времени.
Мы попробуем коротко проанализируем античное понимания бытия, коснемся неоплатоников, задержимся на Кузанском, заглянем к Гегелю, раскритикуем Сартра и поплаваем с Хайдеггером. Элеат Парменид, ученик Ксенофана в своей знаменитой поэме впервые вводит понятие бытия. "Бытие есть, небытия же нет" и далее "бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие". Неожиданно для античной мысли постулируется принцип тождества бытия и мышления. Парменидовское бытие едино (неделимо), всенаполненно, истинно, прекрастно, неподвижно, вневременно, вечносуще и даже сферично (при этом однако безгранично в самом себе). Таким образом истинно мыслящееся "есть" подлинно существующее и наоборот. Онтологическое мышление оказывается единственно возможным (в своей истинности) будучи при этом формаобразующим, сущностным и живым. Узнавая умом сокрытое основание всех вещей и многообразия космоса, человек впервые открывает бытие именно в себе, мысля его непосредственно, благодаря его непотаенности. Отсюда Элейское бытие не представляемо, не выдуманно, не явленно а истинно мыслимо. Проблемма бытия у досократиков заключена в его принципиальном единстве и несводимости к множеству (общности, плюральности). При этом оказывается противоречивым сама бытийность бытия, его первичная предикатность и как следствие неизбежная расчлененность, структурность и инаковость которую Планон в "Софисте" и "Тимее" назвал инобытием или небытием. Возникшая динамика (диалектика в понимании Лосева, как он писал - "мы находим, что не только небытие как-то есть, но и бытие всегда как-то не есть.") чистого бытия как эйдоса и небытия как мира вещей, определяет статус времени, стремящегося совместить несовместимое УЖЕ а именно сверхбытие замкнутого абсолюта и его "осколки" с печатью утраченного единства смысла. |
PhW |
Dec 8 2008, 06:46 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Евгений, помните как это в "Мастере и Маргарите":
-- Да вы кто такой будете? Как ваша фамилия? -- все суровее стал спрашивать председатель и даже стал наступать на неизвестного. Онтология у Платона. Платоновское понимание чистого бытия "идейно" - оно есть умозрмтельная реальность как истинно сущее. Свободному и благому бытию-эйдосу противостоит ложно-немыслимое небытие-материя. Понятийность бытия законченна и соответственно неизменно-безвременна. Мир вещей вечно возникающий по причине его не-самодостаточности. Как слепок с оригинала - он в постоянно-недостижимом стремлении к истинному существованию. Платоновское бытие, как абсолютно сущее - абсолютно самотождественно! То есть идеальное (истинно мыслимое) всегда равно самому себе, и в силу именно этого оно способно бытийствовать в "разряженных слоях", демиургически (логически) спускаясь к вещи (множеству) - но при этом теряя свое единство и тождественность "обрязуя" тем самым подвижные образы (кадры) вечности которые Платон называл Временем. В "Софисте" и "Пармениде" он решает проблемму единства бытия и множественности сущего, через введение иерархичности бытия (иного) и невозможности Существования Единого (котрое в "осуществлении" своем переходит в множество). Единое оказывается высшей абстракцией (абсолютом) в иерархии бытия, позже подробно разработанной неоплатониками. Единое нуждается в частях для возможности его осмысления и установлению связи с миром идей. Оно эмманирует из абсолютного единства к единству своих частей ... в падении своем, Единое достигает дна - материи, лишенной всякого единства ... полный Хаос. Любопытно что Время отсутствует как наверху так и в низу но по разным причинам. |
Текстовая версия | Сейчас: 2nd May 2024 - 07:10 PM |