Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
PhW |
Oct 15 2008, 08:54 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Понимание времени ускользающе многоплпново, но в бесконечном множестве его сосуществующих актуализаций здесь будет рассмотрен именно онтологический аспект времени.
Мы попробуем коротко проанализируем античное понимания бытия, коснемся неоплатоников, задержимся на Кузанском, заглянем к Гегелю, раскритикуем Сартра и поплаваем с Хайдеггером. Элеат Парменид, ученик Ксенофана в своей знаменитой поэме впервые вводит понятие бытия. "Бытие есть, небытия же нет" и далее "бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие". Неожиданно для античной мысли постулируется принцип тождества бытия и мышления. Парменидовское бытие едино (неделимо), всенаполненно, истинно, прекрастно, неподвижно, вневременно, вечносуще и даже сферично (при этом однако безгранично в самом себе). Таким образом истинно мыслящееся "есть" подлинно существующее и наоборот. Онтологическое мышление оказывается единственно возможным (в своей истинности) будучи при этом формаобразующим, сущностным и живым. Узнавая умом сокрытое основание всех вещей и многообразия космоса, человек впервые открывает бытие именно в себе, мысля его непосредственно, благодаря его непотаенности. Отсюда Элейское бытие не представляемо, не выдуманно, не явленно а истинно мыслимо. Проблемма бытия у досократиков заключена в его принципиальном единстве и несводимости к множеству (общности, плюральности). При этом оказывается противоречивым сама бытийность бытия, его первичная предикатность и как следствие неизбежная расчлененность, структурность и инаковость которую Планон в "Софисте" и "Тимее" назвал инобытием или небытием. Возникшая динамика (диалектика в понимании Лосева, как он писал - "мы находим, что не только небытие как-то есть, но и бытие всегда как-то не есть.") чистого бытия как эйдоса и небытия как мира вещей, определяет статус времени, стремящегося совместить несовместимое УЖЕ а именно сверхбытие замкнутого абсолюта и его "осколки" с печатью утраченного единства смысла. |
PhW |
Dec 9 2008, 08:57 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Евгений ... неистовый вы наш прикладник, посмотрите сколько забавных тем на форуме, где вас оценят, где можно о пользе любомудрствования потолковать, и о государстве и все-непременно о его жителях и благолепии их социального устройства и полезности всего происходящего. Только здесь мы наивно пытаемся рассуждать СОВСЕМ О ДРУГОМ. Давайте обязательно еще поспорим без церемоний о "прикладных характерах" только в другой теме. Спасибо.
Павлу: вы писали "Ведь Вы не возражали против тезиса Платона о том, что именно материя – небытие?... Значит, Вы считаете, что ТОЛЬКО сущности (идеи) – Бытие?.. А как быть с идеей материи?.. И тут мы «вступаем» в антиномию. 1) если есть идея материи, а сама материя – Ничто, то, значит, нет вообще никаких вещей, никаких существ, а есть ТОЛЬКО идеи (т.к., ПО ИДЕЕ, вещи и пр. СОСТОЯТ из идей, НАПОЛНЕННЫХ идеей материи), а это – не так. 2) Если идея (сущность) материи и сама материя – это ОДНО И ТО ЖЕ, то какие основания мы имеем для того, чтобы отделять сущности от предметов в остальных случаях?" Небытие по собственному признанию Платона, описать не проще чем бытие. Оно собственно есть иное бытию, но причасное ему диалектически, как не-способность не-быть самостоятельно, приравненная, с другой стороны к онтологической невозможности быть в себе. Небытие всегда где-то "безидейно" рядом ... как ложный способ существования (круглый квадрат) которого как-бы и нет (даже по определению) но без которого "правильно" сущестовать оказывается в принципе невозможно. "каждое в отдельности и все в совокупности, многими способами существует, многими способами же - нет" Софист 259b. Небытие оказывается иное-совокупной-возможности но не чистой невозможностью (например, совокупная возможность бесконечного многогранника есть круг). Нет Идеи материи - и в этом ее сущность. Считайте что мы о ней догадались случайно. Материя ни в коем случае не Ничто а причастна к бытию в качестве небытия. Материя у Платона в определенном смысле не-материальна, она "не-есть", не-умозрима, не-ощутима но не-обходима. Она бес-формленна и не-отождесвима, бес-конечна, не-мыслима и похожа на пространство как место. В материи бытие узнается как-бы с другой стороны своего предела - уже не как идея а скорее как предикат, ибо свернутая "материальная бесконечность" примет вещь только в ее экзистенциальной пропорции. Далее, через число (форму), вещь может совпасть со своей идеей, которая в свою очередь, восходя к сверх-сущему, растворяется в нем, преодолевая тем самым бытие в мистическом акте "возвращения". |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 05:18 AM |