Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
PhW |
Oct 15 2008, 08:54 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Понимание времени ускользающе многоплпново, но в бесконечном множестве его сосуществующих актуализаций здесь будет рассмотрен именно онтологический аспект времени.
Мы попробуем коротко проанализируем античное понимания бытия, коснемся неоплатоников, задержимся на Кузанском, заглянем к Гегелю, раскритикуем Сартра и поплаваем с Хайдеггером. Элеат Парменид, ученик Ксенофана в своей знаменитой поэме впервые вводит понятие бытия. "Бытие есть, небытия же нет" и далее "бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие". Неожиданно для античной мысли постулируется принцип тождества бытия и мышления. Парменидовское бытие едино (неделимо), всенаполненно, истинно, прекрастно, неподвижно, вневременно, вечносуще и даже сферично (при этом однако безгранично в самом себе). Таким образом истинно мыслящееся "есть" подлинно существующее и наоборот. Онтологическое мышление оказывается единственно возможным (в своей истинности) будучи при этом формаобразующим, сущностным и живым. Узнавая умом сокрытое основание всех вещей и многообразия космоса, человек впервые открывает бытие именно в себе, мысля его непосредственно, благодаря его непотаенности. Отсюда Элейское бытие не представляемо, не выдуманно, не явленно а истинно мыслимо. Проблемма бытия у досократиков заключена в его принципиальном единстве и несводимости к множеству (общности, плюральности). При этом оказывается противоречивым сама бытийность бытия, его первичная предикатность и как следствие неизбежная расчлененность, структурность и инаковость которую Планон в "Софисте" и "Тимее" назвал инобытием или небытием. Возникшая динамика (диалектика в понимании Лосева, как он писал - "мы находим, что не только небытие как-то есть, но и бытие всегда как-то не есть.") чистого бытия как эйдоса и небытия как мира вещей, определяет статус времени, стремящегося совместить несовместимое УЖЕ а именно сверхбытие замкнутого абсолюта и его "осколки" с печатью утраченного единства смысла. |
Dasha-2 |
Oct 28 2010, 10:33 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female |
Прочитала по диагонали первую страницу данной темы…. Можно просто утопиться в деталях и нюансах, потеряв суть.
Мой вариант НИЧТО. Есть две традиции, это верно, западная и восточная в понимании «ничто», все различие которых заключается в РАЗНОЙ ТОЧКЕ ОТСЧЕТА, разной точки НАЧАЛА мысли. Это ОЧЕНЬ ВАЖНО! Я где-то на форуме писала о том, как по-разному в России и на западе МЫСЛИТСЯ власть и властная иерархия. На западе – это от множества к единому, в России – от единого к множеству. Параллели можно увидеть с индукцией и дедукцией; в социологии: номинализм и взаимодействие единиц, образующих целое – общество versus социального реализма (сначала общество, потом человек) – единицы, люди делают общество или общество «делает» каждого конкретного человека; в политологии: теория «общественного договора» между человеческими единицами, в результате которого возникает государство или государство, Бог, единое начало, давшее «жизнь» единицам; свобода и созидание или подчинение и воспроизводство. У Гегеля, вот дух РАЗВИВАЕТСЯ и двигается к «раю» - абсолюту, а в иудаизме, христианстве – это деградация духа, знания и т.п., даже человечества, т.к. рай УЖЕ потерян. В западной традиции к истине можно только прийти, в то время как в … традиции – только потерять, если не читать постоянно ПЕРВОИСТОЧНИКИ вечной мудрости и абсолютного знания. Ну, и т.п. Так вот про «ничто» Даже в двух терминах, которые «это» обозначает НИЧТО и ПУСТОТА, можно увидеть разные точки начала мышления. НИ-ЧТО – характерно для западной традиции. Так вот, западная модель мышления начинается от предмета, наличия чего-либо, бытия (т.е. ничего нет = чего-либо нет) В то время как начало мысли в восточной философии начинается с ПУСТОТЫ, а предметы в пространстве мыслятся как прерывание пустоты. Поэтому любое бытие, любое присутствие в ПУСТОТЕ – это «нарушение», страдание, болезнь, пузырь, уродующий блаженство и абсолютную пустоту. Смерть и разложение – это освобождение. Хотя на востоке можно встреть много чего… Поэтому рассуждать о НИЧТО вполне возможно, т.к. это всегда мыслится как рассуждение ни о чем. Сообщение отредактировал Dasha-2 - Oct 28 2010, 10:33 PM |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 04:50 AM |