Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Время и Ничто, Попытка онтологического обоснования
PhW |
Oct 15 2008, 08:54 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male |
Понимание времени ускользающе многоплпново, но в бесконечном множестве его сосуществующих актуализаций здесь будет рассмотрен именно онтологический аспект времени.
Мы попробуем коротко проанализируем античное понимания бытия, коснемся неоплатоников, задержимся на Кузанском, заглянем к Гегелю, раскритикуем Сартра и поплаваем с Хайдеггером. Элеат Парменид, ученик Ксенофана в своей знаменитой поэме впервые вводит понятие бытия. "Бытие есть, небытия же нет" и далее "бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие". Неожиданно для античной мысли постулируется принцип тождества бытия и мышления. Парменидовское бытие едино (неделимо), всенаполненно, истинно, прекрастно, неподвижно, вневременно, вечносуще и даже сферично (при этом однако безгранично в самом себе). Таким образом истинно мыслящееся "есть" подлинно существующее и наоборот. Онтологическое мышление оказывается единственно возможным (в своей истинности) будучи при этом формаобразующим, сущностным и живым. Узнавая умом сокрытое основание всех вещей и многообразия космоса, человек впервые открывает бытие именно в себе, мысля его непосредственно, благодаря его непотаенности. Отсюда Элейское бытие не представляемо, не выдуманно, не явленно а истинно мыслимо. Проблемма бытия у досократиков заключена в его принципиальном единстве и несводимости к множеству (общности, плюральности). При этом оказывается противоречивым сама бытийность бытия, его первичная предикатность и как следствие неизбежная расчлененность, структурность и инаковость которую Планон в "Софисте" и "Тимее" назвал инобытием или небытием. Возникшая динамика (диалектика в понимании Лосева, как он писал - "мы находим, что не только небытие как-то есть, но и бытие всегда как-то не есть.") чистого бытия как эйдоса и небытия как мира вещей, определяет статус времени, стремящегося совместить несовместимое УЖЕ а именно сверхбытие замкнутого абсолюта и его "осколки" с печатью утраченного единства смысла. |
Странник |
Oct 29 2010, 07:10 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 514 Пол: Male |
Ну раз уж тему снова вытащили, то хочу обратить внимание на трактовку Павлом Парменида в его поэме...
QUOTE Павел(15 октября 2008): ...здесь Парменид формирует,казалось бы, простой и очевидный принцип: для того чтобы мы могли мыслить, а не только чувственно переживать предмет, он должен быть равен самому себе, тождественен только себе, а не иному.(А=А). Область становления и путь мнения связаны как раз с обратным: становление - растождествление предмета, потеря равенства с собой через сопряжение с иным(А=Б). ... Из предмета познания должно быть устранено всякое становление, он должен быть представлен вне связи и отношений, САМ по СЕБЕ. То,что кажется простым и очевидным принципом, на деле, в поэме не является таковым, и именно из-за имеющегося в поэме вопрошания по поводу "мыслить и быть". Напомним сказанное Парменидом: "Мыслить и быть - не одно ли и то же?". Отсюда, уже нельзя так просто говорить что предмет равен только себе, потому что должно быть ещё и иное но не какое-то иное,а иное себя(А=А и А=АБ). Эта двойственность подтверждается и тем путём,на который,как говорится в поэме, следует вступить, а именно, на "СУЩИЙ и ИСТИННО СУЩИЙ", а также нет в поэме о том,что предмет должен быть представлен только САМ по СЕБЕ,но зато есть там именно двойственное..."Так, САМО в СЕБЕ и САМО по СЕБЕ пребывает Бытное...". Т.о., прежде чем говорить,что становление растождествляет предмет, необходимо задаться вопросом, какое именно растождествляет,а какое нет? Разве может растождествить становление,которое есть переход от себя к иному себя(например,от бытия себя к себе в мысли)? Не является ли у Парменида подобное становление тем самым "ИСТИННО СУЩИМ", именно благодаря которому и возможно познание предмета или Бытного? Ведь оно(Бытное) и там и здесь рано себе, или как сказано в поэме(8:48): "...Бытно там или здесь: оно везде нерушимо,всюду равно себе, едино в СУЖДЕНИЕМ ПРЕДЕЛЕ". А далее начинается уже "МИР МНЕНИЯ"... |
Текстовая версия | Сейчас: 3rd May 2024 - 06:23 AM |