И снова о душе., Размышления о том, что такое душа.
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
И снова о душе., Размышления о том, что такое душа.
Евгений Волков |
Jan 4 2009, 12:51 PM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 365 |
И снова о душе.
В мире существует множество определений этого понятия, порой диаметрально противоположных друг другу, что вызывало и продолжает вызывать многочисленные споры. Душа в обычном употреблении совокупность побуждений сознания человека. Именно человека, так как говорить о побуждении сознания живых существ вообще бессмысленно. С этим согласны практически все. Согласны и представители понимания души как духа и представители понимания души как материи. Как видим, раздвоение в определении души возникает уже после определения души как совокупности чувств. В своей теме «К слову – для Души» Владимир (Ксари) определил душу как «совокупность и последовательность всех слов, произнесенных и помысленных человеком при жизни». То есть он также вынужден был признать душу как совокупность побуждений сознания, то есть чувств. Других направлений понимания души как материи или духа ни философия, ни Церковь не выявили. Но так ли уж различны эти определения души? Рассмотрим определение - душа материальна. Если это материя, то тогда она должна быть либо первичной субстанцией материи, либо частью какой то материальной системы или самой системой. Если принимать душу за субстанцию материи, то исходя из этого понимания следует, что в каждом живом существе, в каждом камне или дереве живет душа. Но мы установили точку раздвоения понимания души как совокупности побуждений сознания и если мы воспринимаем душу как субстанцию, то следует, что все живые и не живые системы обладают возможностью проявления чувств. Получается: камень любит камень, дуб ненавидит свинью и т.п, что вызывает законные глубокие сомнения. Рассмотрим душу как материальную систему. Мы знаем, что все материальные системы различаются на живые и не живые системы. По определению душа могла бы быть, могла бы находиться только в живой системе как совокупности побуждений сознания. Отсюда как любая живая система душа должна обладать внешними границами своей системы, определяющими ее место в природе и внутренними границами, определяющими время ее существования. Уже из этого понимания границ живой системы можно сделать заключение, что душа не обладает ни внешними границами, ни внутренними, так как душа не вписывается в мировую систему систем различных видов материи, не подтверждена нашими знаниями о времени существования души. Отсюда понимание души как проявления материи не подтверждается. Рассмотрим понимание души как духа. В патристике, господствующей в христианстве, дух представлен как непространственной не материальной субстанцией. Таким образом, душа есть везде, не принадлежит никому, не является системой, но является субстанцией, то есть неизменной сущностью чего-то. Вопрос чего? Но в начале рассмотрим как душа вселяется в тело. Вся или частью чего то. Если вся то тогда она не достается другим. Значит частью. Если частью, то тогда должен быть механизм разделяющий душу на части и определяющей этой части место нахождения. То есть, разделяя душу на части создаются ее внешние и внутренние границы, что противоречит самому определению души как непространственной и не материальной субстанции. Кроме того определение субстанции дает понятие о ее неделимости. Отсюда возникшие противоречия и весомые сомнения не дают оснований согласиться с определением души как непространственной и не материальной субстанцией. Отсюда понимание души как материи или понимание души как духа не является несомненным, не опровержимым. Но что остается? Обратимся все к той же теории систем. Взаимодействие систем, их переход в другое состояние происходит на основе взаимодействий их пространственных границ. Справедливо отвергнем утверждение о существовании души в живых и не живых системах, как не получивших убедительных доказательств. Остается только возникновение души при переходе живой системы в социальную, то есть при переходе материальной системы в не материальную, искусственно созданную систему отношений между людьми. Отсюда чувства есть разновидность пространственных границ живой системы человек, создающих, наряду с другими пространственными границами: правом и рабочей силой, новый вид систем – социальные, где право, в силу неразвитости сознания, является доминирующей пространственной границей, определяющей существующий тип социальных систем. Являются ли душа как совокупность чувств, проявлением духа или материи? Наличие связи с материей тела человека дает основание считать эту совокупность материальной. Отсутствие внешних границ совокупности чувств дает основание не считать эту совокупность материей. По этому было бы справедливо считать душу как выражение социальной системы, не относящейся ни к материи, ни к духу. |
Виктор |
Jan 28 2009, 03:20 PM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 542 Из: Москва |
Евгений,
мне близки ваши взгляды, но хотелось бы уточнить, о чем речь. Дух и душа совершенно разные понятия. Ваша тема о душе, поэтому давайте пока не трогать дух, тем более, что путь к познанию духа, к духовной жизни, лежит исключительно через познание души, первого этапа познания себя. И еще, если позволите, во избежании дополнительный недоразумений, я не буду пользоваться термином "материальный", мне ближе термины телесный мир (тварный - уст.) и духовный мир. Насколько мне известно, дуализм человека, его одновременная жизнь в двух мирах, телесном и духовном, сегодня уже не вызывает сомнений. Душа принадлежит телесному миру человека и характеризует качество человека в человеческом обществе. Душа - обобщенное понятие таких чувств человека, как стыд, жалость (сопереживание) и любовь (как благоговение). Душа - отражение в сознании человека ощущений духовного мира, осознаваемое им через вышеназванные чувства. Это основные или "чистые" чувства, лежащие в основе всех остальных душевных эмоций. Естественно, что душа присуща исключительно человеку и отсутствует у животных. В отличие от ощущений из телесного мира, поступающих в сознание от соответствующих органов ощущений, и осознаваемых разумом (моим "я") самостоятельно как представления, осознать душевные чувства разум способен исключительно через взаимодействие с человеческим обществом, в качестве которого на этапе осознания выступают родители. Именно с их помощью осознаются ребенком ощущения духовного мира в виде чувств стыда и жалости (сопереживания). Именно в этот момент у ребенка формируется индивидуальная система нравственных ценностей (совесть) в точности соответствующая нравственным ценностям родителей. Кстати, в буддизме именно этот момент называется реинкарнацией, а переданная система нравственных ценностей кармой. В дальнейшем, на протяжении жизни в человеческом обществе, в моменты нравственного выбора поступка по отношению к другим людям, человек начинает сам формировать (изменять) свои нравственные ценности. Выбрав нравственный поступок или поступок в соответствии с своей совестью, человек сохраняет ее в неизменном виде. Выбрав безнравственный поступок, против своей совести, человек меняет свою систему нравственных ценностей в сторону снижения своего человеческого качества. В дальнейшем, в подобной ситуации, нравственного выбора уже не будет, поступок будет соответствовать измененной прошлым поступком системе ценностей. Повысить свое человеческое качество человек может исключительно через раскаяние (душевное страдание) в своем безнравственном поступке. Говоря повысить и понизить, я имею в виду по отношению к уровню полного осознания своей души, когда для человека поступать нравственно так же естественно, как выпить стакан воды, когда хочется пить. Ситуации нравственного выбора как бы перестают существовать для этого человека, хотя в жизни они естественно продолжают присутствовать. При этом душевное страдание остается, но уже не за свои безнравственные поступки, а за поступки других по отношению к другим людям,остается душевное страдание только от сопереживания. Такое состояние соответствует полному осознанию своей души, после чего становится доступным познание духовного мира. Естественно, сколько людей, столько и уровней нравственности. К сожалению, осознает полностью свою душу меньшинство, но это их собственный, свободный выбор. |
Текстовая версия | Сейчас: 2nd May 2024 - 05:42 AM |