Мыслей нет!, думать или жевать? - вот в чем вопрос
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Мыслей нет!, думать или жевать? - вот в чем вопрос
Dasha-2 |
May 19 2010, 09:02 AM
Отправлено
#1
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female |
Мне сначала показалось забавным, но форуме «Мысли вслух!» открыть тему «Мыслей нет!». Но ведь эта самая что ни на есть философская проблема – когда мыслей то у человека НЕТ. Гуссерль с его (и нашим) потоком сознания это утверждение, по сути, считает неверным. Сознание человека всегда чем-то наполнено, всегда есть некие рецепторы, которые всегда что-то воспринимают. Даже когда человек спит – его сознание (или бессознательное, т.е. неосознанное) начинает переваривать бывшие впечатления. Но можно ли это назвать МЫСЛЯМИ? Получается, что сознание работает, а Мыслей как таковых нет. А когда их нет – человек представляет собой «чистую доску», которая как губка, ищет со стороны влагу, дабы заполнить пустоту несостоявшейся интеллектуальной самости и самостоятельности – тяга к ЗНАНИЯМ (versus тяги к пониманию). Интересуясь чужими мыслями, человек как бы подпитывает свой мозг, но не минералами, водой и полезными кислотами, а уже ГОТОВЫМИ продуктами. Вся система образования построена на передачи ГОТОВЫХ знаний, на передачи готовых мыслей. Высокообразованный человек считается не по СПОСОБНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИТЬ, а по объему знаний, впитанных им как губка. Тестирование, экзамены – это проверка знаний, но не способности думать, понимать, принимать решения. По прошествии определенно времени, мы с удивлением узнаем, что среди круглых отличников в школе почти нет блестящих ученых, успешных бизнесменов, ярких творческих личностей. Социологи, занимающиеся исследованием научными кадров, с таким же удивлением обнаруживают обратную корреляционную связь между успешностью в учебе (особенно в школе, реже в институте) и количеством полученных грантов, патентов, открытием и руководством новых исследовательских тем. Да, они занимаются наукой, но становятся научным планктоном.
Можно ли считать, что наполненность мозга знанием «под завязку» (так называемый энциклопедичный склад ума) негативно сказывается на СКОРОСТИ (для выработки мысли требуется связать большее количество информации, увязать ее между собой) и на СВОБОДНОЙ от принятых стереотипов работе мышления? «Удалите ненужные файлы, проведите чистку» - пишет нам компьютер – «не хватает операционной памяти для выполнения заданий – для самого МЫШЛЕНИЯ» (не уверена в точности терминов – здесь главное – уловить суть) Мудрый человек скорее признается в том, что мыслей у него нет (нет собственного мнения, т.к. проблема его не интересует или он ЕЩЕ НЕ ДУМАЛ ОБ ЭТОМ), чем глупый – у этого всегда есть о чем поболтать (но только в компании высказывающих свое мнение других) и что пожевать (отталкиваясь от чужого мнения). |
dimitri |
May 29 2010, 08:59 AM
Отправлено
#2
|
Старожил Группа: Users Сообщений: 1 704 Пол: Male |
Федя,
При, в целом, согласии со сказанным, позволю себе сделать несколько замечаний. Попробую упростить скзанное в вашем посте и уточнить кое-какие моменты... Перевести на более знакомый мне язык. Инцентивы можно перевести, как мотивацию (хотя, возможно, и не полное совпадение). Грубо говоря, человек движим желаниями, самыми разными. Для удовлетворения этих желаний он обращается к своим ресурсам. Что у него есть... Это, опять же, его время, силы, знания, предметы в его собственности, связи... Свое поведение он формирует с учетом запретов, физических (пространственные, временные ограничения...) и культурных (это чужое, это незаконно, это аморально...)... Вот и все! Нам больше ничего не нужно. Человек совершенно свободен в своем выборе средств! Он может пренебречь любыми запретами (в принципе). Единственное, что его останавливает - его знания, предвосхищение последствий... Вот вам и начальные условия... Это та печка, от которой и нужно плясать, чтобы надеяться разобраться с человеческим обществом... Если не упускать эти факты из вида, то многие непонятные в ином случае вещи обретают ясность... Наши практические взаимодействия (не то, что мы о себе или о них думаем) с другими людьми (включая самых близких) полностью описываются сказанным. Мы оптимизируем наши ресурсы - обмениваясь ими (временем, силами, вещами...) при этом наша задача: отдать как можно меньше и получить, как можно больше (увы!). При этом мы всегда знаем (!) цену (обменную) вещей, которые обмениваем, мы различаем вещи, которые пользуются спросом и за которые ничего не получить, вещи, которые можно отдать без ущерба для своих активов... Все это и формы ведения переговоров о подобного рода обменах, а также традиции - формы обменов и составляют то, что мы называем культурой. Например традиция брака, позволяет нам совершать обмены с особью противоположного пола. Например: мужчина добывает пищу, женщина готовит, смотрит за детьми... Это типичный обмен услуг, описываемый, закрепленный традицией! И тд. |
Текстовая версия | Сейчас: 29th April 2024 - 05:08 AM |