Уважаемый Давид!
В продолжение нашего разговора «о джиге» позволю себе несколько цитат из известного вам форума. Возможно, со стороны все это и выглядит несколько эклектично, но при достаточно внимательном чтении у этого «текста» легко можно обнаружить внутренний стержень, как магнит — стягивающий эти отрывки в единое смысловое поле. Да мне, честно говоря, недосуг и лень «систематизировать» их сейчас в монолитный трактат, тем более, что я не уверен до конца в полноте представленных доводов — слишком много, как оказалось, надо облазить, дабы собрать все в кучу. Но самое важное, как мне представляется, - определиться с позицией принципиально и в этом отношении «материала» предостаточно (и за «повторы», если встретятся, извините). Кроме того, я надеюсь на вашу «добросовестность» и «пытливость» - уж вы-то мне укажете на «слабые места»: не отплясывать же вам на самом деле в одиночестве на порядочной высоте и ветру!
________________________________________
_____________
… «вот, опять – двадцать пять! Вы что же полагаете, что «постоянная Планка» или «принцип неопределенности» Гейзенберга устанавливают «границу» между Материей и «нематерией»? Но хоть математика и физика и дошли до пределов, за которыми «А» не равно «А» (т.е., не адекватно «самому себе» же), это означает лишь, что тем самым обозначены границы «рационального», но не «Мира Материи" как такового. Вот лишь пара отрывочных цитат из последнего абзаца книги Б.Г. Кузнецова «Эволюция картины мира», М., 1961г. (издательства Академии Наук СССР – «между прочим») - которым вряд ли есть что возразить и по нынешним меркам: «За подчиненным статистическим закономерностям миром тождественных себе частиц (выделено мной – В.З.) находится мир виртуальных процессов…»; «Мы не можем еще однозначно определить конкретное содержание новой картины мира, к которой подошла наука. Мы можем только предположить, что наука действительно подошла к ней…».
Мир просто не кончается там, куда достигает Логика «причинно-следственных отношений», где законы воспринимаемого нашими чувствами «мира» перестают действовать. Именно под знаком такого – и именно «материалистического»! - восприятия «пространственно-временного континуума» и произошел невероятный прорыв технологий XX века. И этот «иррациональный мир» не где-то там – за тридевять земель, а здесь – рядом – «с нами», «в нас», «об нас». Деление Мира на «тот» и «этот» - и есть та «онтологическая чушь», до которой докатилось «логическое мышление». Мир – един, без «провалов», «пустот» и «зияний», где «рациональное» и «иррациональное» лишь УСЛОВНЫЕ ВЕХИ нашего «Егопостижения». И чтобы понять это, надо всего только изъяны нашего мышления не возводить в Абсолют; не молиться, не заглядывать в рот, не бить баклуш…, то бишь – поклоны Логике, как «праматери всех истин».
«Памяти путника» (16.01.08)
В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ
...И Россия на этом фоне «при определенных условиях» имеет колоссальный потенциал и преимущества. Не случайно ее отодвигают на задворки своих апологетических теорий все сколько-нибудь заметные западные (и не «только») мыслители. Русь не вписывается в ЛОГИКУ «исторических концепций» и поэтому ОНА: а) либо – ЧУЖДОЕ ВКРАПЛЕНИЕ, «веснушки» на лице Белой Расы; б) либо – «сама Логика», сама ее «методология» С ИЗЪЯНОМ и потому не может быть НАЧАЛОМ сколько-нибудь «стройной теории». Но «логика» – это БОГ так называемого «логического мышления», почему ВСЕГДА и выбирается «первое». Тогда как «по моему» надо бы ОТМЕНИТЬ САМОЁ т.наз. «логическое мышление»….
И суть этой, казалось бы - «Дикой Альтернативы», отнюдь не сводится к «дезавуированию логического», но лишь к сведению Логики до ее «естественного статуса» - до СПОСОБА выражения мысли, до ОДНОГО ИЗ «подобных способов». Тем самым с н и м а е т с я ее ДОМИНАНТА, «приоритет» в Методологии гуманитарных наук. Тем самым очищается «замусоренное до предела» представление о человеческом Сознании как таковом. Тем самым предъявляется подлинная и единственная – АССОЦИАТИВНАЯ!! – основа Мышления, в ЦЕЛЬНОСТИ которой НЕТ МЕСТА никакой «полупаре» в лице т.наз. «логического мышления»…. В «такой постановке» ВОПРОС не только никогда ранее не ставился, но и «поставленный» - ни под каким видом не принимается «к рассмотрению» Академической Наукой. И причина этому достаточно банальна, так как «и козе ясно», что тем самым практически всё накопленное «грандиозное гуманитарное знание» рушится как карточный домик….
Эта «простая», казалось бы, Перемена Мест Слагаемых тянет за собой «очень непростой» шлейф КАРДИНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ общечеловеческого менталитета. Что-то подобное уже было в Истории - при возникновении Христианства, или при переходе к «цивилизованному образу жизни», или когда одна цивилизация поглощалась другой - когда все прежние ценности вдруг разом (по «историческим», разумеется, меркам) обесценивались, как будто из прежнего «пузыря знаний» со свистом выпустили воздух и в остатке – лишь «жалкие <<ошмётки>>». И еще в прошлом (да и позапрошлом) веке многим (как пример – Ницше) стало ясно: человечество достигло НЕКОЕГО РУБЕЖА, не перешагнув который оно будет лишь ИМИТИРОВАТЬ развитие, на самом же деле – «топчась на месте». Человеческая история НЕ РАЗВИВАЕТСЯ «на основе артефактов» - этим мы лишь «ретроспектируем» ЕЁ, пытаясь свести к некоему «историческому знаменателю». Но «её Ход» ВСЕГДА - «с другого конца», ОТКУДА индуцируется ее мотивация: это Живой Безостановочный ОДНОНАПРАВЛЕННЫЙ процесс, в основе которого – «ядерные реакции Смысла», не доступные ни «просчитыванию», ни «проверке опытом», ни «инструментальному улавливанию». Из этой ИРРЕАЛЬНО-ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ стихии и идет постоянная - <<по "сути" Термоядерности>> - «топливная подпитка» perpetuum mobile человечества, для которого «артефакты» – лишь второстепенный, побочный «продукт производства», для которого по сути важно лишь САМО «производство Смысла». Таким образом, у Человеческой Истории НЕ МОЖЕТ БЫТЬ «знаменателя»: известное «Количество» в числителе - НЕ НА ЧТО делить: ТАМ, «под чертой», по логическим представлениям – НОЛЬ, «пустота», «неопределенность», а «деление на ноль», как известно, и дает итоговый «ПШИК» – что, собственно, и СКВОЗИТ в результатах «научного подхода» к Истории. Дойти до понимания этой Генеральной Линии Истории совершенно невозможно «рациональным путем», на основе одних только «артефактов», так как они якобы - ДЕЛО РУК человека, тогда как на самом деле они – продукт ЕГО МЫСЛИ, у которой с однозначной определенностью НЕТ кроме «виртуального» - «материального основания», но есть лишь ЕЁ ФИКСАЦИЯ («языком» ли, «средствами логики» ли…) «на выходе».
В основе разворачивания Истории всегда лежит «человеческий фактор» с его извечной ПРОБЛЕМОЙ СМЫСЛА, что исключает «Логику» из НАЧАЛА НАЧАЛ человечества. Точка отсчёта «рода HOMO» – в ИРРЕАЛЬНО-ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ природе «Смысла». Её «Иррациональность» предопределена ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ее разрешения рационально-логическими средствами. А «Ирреальность» в том, что «этой проблемы» - НЕТ для «реальной материи»: она НИКОМУ, кроме «осознающей себя рефлексии», - «неважна», «неинтересна». Отсюда Логика априори бессильна обрести «рациональную Истину» - В ИРРАЦИОНАЛЬНОМ. Здесь, в Гуманитарном Поле, в отличие от «естествознания», ее индуктивная методология (от «частного» - к «общему») не работает, так как здесь в основании нет «Вещности» и как следствие – её «Счетного Множества». Нет САМОЙ ВОЗМОЖНОСТИ «дробления» Реального ЦЕЛОГО на реальные же, «дискретные» части (с попыткой улавливания СВЯЗЕЙ «этих частей» в Целом и установления <<между ними>> регулярных закономерностей) - ПО АНАЛОГИИ с методологией «твердых наук», за терминами которых – в противовес «гуманитарным» - стоят конкретно ощущаемые, обладающие «массой» природные явления. Ни одно гуманитарное понятие не обозначает НИЧЕГО само по себе «реально существующего». Все они – некое <<поднятое копытами>> «облако пыли» - облако ЗВЕНЯЩИХ СЛОВ, намертво - как тень привязанных к своим «носителям» <<то бишь - к "человекам">>, и весь смысл «их существования» сводится к ЭТОЙ ИХ «знаково-значимой оформленности». Они - лишь НАЗВАНИЯ чего-то «идеального», вербальная ФОРМА «чеготовыделения», в которую «как в пустой сосуд» ПОЭТОМУ может «вливаться» какое угодно содержание. Отсюда анатомические вспарывания «Веры», «Любви», «Родины», «Свободы», «Справедливости», «Смысла» и т.под., с целью «конкретизации строения» и «определения сущности», ПСЕВДОнаучны изначально - что-то из категории монотонно-безостановочного колотья «априори Пустых Орехов». Здесь, в гуманитарных истоках, в Ирреальности «Смысла», – извечная «материальная пустота», над которой всё лишь мыслью держится: человечество возникло «из материального Ничто» и движется «к Ничему», а этого как раз Рационализм неприемлет «органически».
...Из приоритета «Смысла», как «чистого топлива» самовозобновляющихся «ядерных реакций» Стимулов Истории, само собой разумеется УШЕРБНОСТЬ «роевого сознания», обесценивающего Отдельную Жизнь, растворяющего ее в «Сообществе Себе Подобных». «Общество» – БЕССМЕРТНО и ему мало дела до Страха Смерти «своих членов» - проблемы, на «разрешение» (а вернее – глушения) которой направлен смысл функционирования едва ли не всех «составляющих» Иерархии Системы. На фоне «счетного множества» смертей вокруг, из «повседневного обихода» исключается ГЛАВНОЕ: на самом-то деле «смертей» - НЕТ, на самом деле «есть» ОДНА – МОЯ СМЕРТЬ. И в громадном большинстве это осознается лишь «в самом конце», лицом к лицу С НЕЙ, потому и глохнет «в топоте еще живых» (для которых «Моя Смерть» такая же «условность», как и другие) перед ужасом «чёрного провала» - отчаянный Крик Прозрения, эхо «отраженного от пустоты» последнего «Риторического Вопроса»: «И на чёрта мне нужно было ВСЕ ЭТО?»….
У «общества» нет иной опоры, как на самоё себя, на свою ОТГРАНИЧНОСТЬ от других, чему «гарантией» - язык, обычаи, традиции, мифология, культура, Герои, история, Вера, не считая уже «территориальной целостности», государственной оформленности и общественных институтов. Логика ВООБЩЕ вследствие своей «близкодейственности» НЕ СПОСОБНА дать Человечеству «общую идею», поскольку у Ойкумены НЕТ ГРАНИЦ. Поэтому упования Идеалистической Мысли (того же Арнольда Тойнби) на «единую», одну-единственную «общемировую Религию» - не более чем УТОПИЯ, причем – смертельно опасная для человечества. Ни одна из предельных «вероучительных идей» (Христианство, Буддизм, Ислам) не способна «победить» другую: каждая из них есть ОБЪЕКТИВНЫЙ «религиозный вариант» разрешения Смыслового Вопроса, исчерпывающие ВМЕСТЕ «теологическую идею» как таковую и доведенные - КАЖДАЯ - до СВОЕГО «логически-Победного конца». Отсюда распространение «принципов демократии» на весь мир – заведомо пагубная, бессмысленная, взрывоопасная интенция: ДЕМОКРАТИЯ при всей филантропической «гуманности» своей сути – продукт сугубо «христианской цивилизации», собственно - её «кровное детище». И эскалация ее принципов на другую «идеологическую почву» - это покушение НА ОСНОВЫ «иной Веры», ничем «по идее» не уступающей Христианской. «Противоэкспансией» как минами напичкан «ареал распространения» той или иной Религии и стоит лишь «чужой ноге» вторгнуться на это «минное поле», как таймер запуска «механизма взрыва» срабатывает. Мировоззренческие концепции неуничтожимы без практически поголовного истребления «их носителей» и вырывания «с корнем из тел» их сердец, дабы «аннигилировать» растворенный в них «Свой Смысл», т.е., Апокалипсис «общечеловеческого развития» напрямую завязан на ДОМИНАНТЕ «религиозной идеи» в Сообществе Сообществ, на ЕЁ конкретной противопоставленности ДРУГИМ «аналогичным» ИДЕЯМ — на «практической реализации» безусловности «истинности» ее Именной Идеи ДЛЯ ВСЕХ.
Лишь у Материализма нет основы для «религиозных распрей», лишь у него НА ПОРЯДОК «высшие интересы» и лишь на нем способна вызреть «общечеловеческая идея»….
(«По поводу национальной идеи – к постановке вопроса» 14.04.08)
________________________________________
___________________________
Никакая другая «биология», кроме человека, не знает «своей смерти»: она вся основана на опыте, «на отражении», поэтому чувственной сфере априори недоступен «опыт смерти» - ей ведом лишь «опыт боли» и не более того. Т.е., в природе «смерти» нет – есть «преобразования» в силу ее функционирования, поэтому и «представление о смерти» могло «сгенерироваться» исключительно на индивидуальной основе, как сугубо субъективное чувство – из «точки на горизонте», где только и могла «пространственная» перспектива обернуться «временной». В эволюционном развитии только мозг «homo» мог достичь «этой перспективы» и только «homo sapiens» оказался способен «выразиться по этому поводу»…
Не думаю, чтобы крайне специфические психофизиологические исследования мозга были бы вам интересны (как, впрочем, и мне – но что делать!), но, по крайней мере, два момента требуют «упоминания». Это, во-первых, установленная прямая связь между «объемом мозга» и способностью млекопитающих к пространственной ориентации – т.е., попросту говоря «большая черепная коробка» означает и большие возможности к «пространственной перспективе». Здесь открывается прямой путь к этой «смысловой точке на горизонте», которую, однако, в «эволюционном порядке» природа неизбежно пропускает: вполне надежно зафиксированы «палеогоминиды» (и это «во-вторых») с пропорциями мозга намного превосходящими «аналогичные» даже современного человека. Но от них не осталось и следа в последующей «фауне» - скорее всего, они вымерли не выдержав «конкуренции».
Спрашивается – «почему»?
Почему «биологическая форма» по всем показателям превосходящая «параллельные» - исчезла, а ее меньшие – «дефективные» - братья обрели доминанту в природе? Ведь и по физической силе, и по приспособительным к среде возможностям, и по орудийной деятельности, и, наконец, - по потенциям памяти они находились на вершине эволюции и по «научной логике» именно они должны были быть предтечей «человека»! Но ни «полная автономия», ни «предельная индивидуализация», ни «безразмерный мозг» - не поставили этих «гениев рода homo» над природой. Т.е., для меня абсолютно ясно, что без введения «категории смысла» теория эволюции способна описывать лишь часть «процессов развития», как бы «по аналогии» - оставаясь на уровне «механики Ньютона», что по современным меркам физики для объяснения природы совершенно примитивно…
Вполне возможно, что, обладая колоссальными потенциями индивидуального развития, «проблема смысла» в итоге жизни и у «наших» парантропов «вставала перед глазами», но ее «ирреальность» и «принципиальная неразрешимость» БЕЗ СРЕДСТВ ФИКСАЦИИ пропадала втуне – вместе со смертью «озабоченной ее актуальностью» особи. Иначе говоря, без традиции «своего обозначения» к Проблеме Смерти каждое новое поколение подходило «с нуля» и уходя «в могилу» - нулем и заканчивало, унося «тайну своей смерти» с собой… Здесь налицо замкнутый круг «природного естества», не дающий никакого выхода в «другую реальность» - в виртуально-смысловую параллель.
Это лишь грубая «научная иллюзия», будто «специализация» и «универсализация» - два равнозначных процесса эволюции: до человека не было и нет никакой «универсализации» - сплошь «лишь специализация», приспособляемость к условиям природных ниш. Только отсюда может быть уяснено, что краеугольно необходимые для возникновения самой проблемы «жизни и смерти» факторы «индивидуализации», «орудийности» и «излишков серого вещества» сами по себе недостаточны – необходима еще традиция ее «самосохранения», причем именно в «надприродном состоянии» и именно автономно от «преходящести» отдельной особи. И какой бы степенью совершенства не наделила природа «снежного человека», он – тупиковая ветвь эволюции, впрочем - как и всякая специализированная «степень совершенства» органического развития.
Т.е., только в «гоминидной стае» и только в результате «генетических мутаций» могла возникнуть и развиться «способность к говорению» - (фактическая «постконечная точка» естественной эволюции) – своим «побочным эффектом» и сгенерировавшая абсолютно иные, ОТЛИЧНЫЕ ОТ "ЕСТЕСТВЕННЫХ" - «виртуальные процессы». Жизненно важная смысловая «проблема смерти» только в языке, в преемственности "языковых понятий" находит свою нишу самостийного бытования, а последовательно наращивая свою «фонетическую базу» дает начало новому «полю ассоциаций», где и развивается «стихия воображения» - только и способная «справиться» с необратимостью времени. Изначально не дававшая никаких «эволюционных преимуществ» способность к речи давала выход животному страху перед «внезапно» обретшей «осязаемые формы» Смертью: выразить в слове свое к ней отношение, таким образом, стало жизненно важной необходимостью в силу очевидности хотя бы раз «вербально вычлененной" проблемы. Здесь и берет начало «традиция Смысла», имеющая постоянную подпитку в коренном «индивидуальном интересе», а также - «способ своего бытования», а еще и – «коммуникативную непотопляемость», вкупе с безостановочной тенденцией «вирусоразрастания»…
Только на этой основе и могла выпочковаться в самостоятельную отрасль «коммуникативная функция речи» (см. об этом в предыдущем выступлении), давшая «homo sapiens» беспрецедентное «эволюционное доминирование» - т.е., положившее начало подлинной «универсализации».
(пост «Памяти путника» от 10.03.09)
______________________________
Aellinn писал:
…
QUOTE
И вот сегодня я начал по настоящему думать по содержанию изложенной Вами здесь доктрины. И даже нащупал, как минимум одну слабую кочку, опираясь на которую Вы судите о homo sapiens. Однако проблема состояла в том, чтобы выразиться об этом "узком" месте в границах приличий и неписанных правил, и я даже нашел как это сделать, но Ваша реакция на мои вопросы избавила меня от необходимости искать обходных путей.
zadoj3 писал(а):
«Смысл» животного сводится к функционированию организма, к осуществлению того, что «оно есть» в своей совокупной целокупности; для человека же мало его «животного смысла»: он способен предвидеть свою смерть и знает, что «после него», «без него» у Мира всегда есть «свое продолжение», т.е., сам вопрос о «моем смысле» - практически бессмысленен, поскольку «мое продолжение» только для меня и важно. И тогда коллапс: «А зачем все это?».
QUOTE
«Обходным» контраргументом моим было – отослать Вас к наблюдению за поведением неплотоядных тварей в момент приближения хищника. Они что делают? Правильно, бегут прочь изо всей прыти! То есть им есть чего бояться, не так ли? Вы, наверное, полагаете, что только боли? Уверен, что не совсем так.
Ну и чего, спрашивается, скромничать: «отсылать – так отсылать» и почему только к «неплотоядным»? Ведь и «скромничаете» вы на самом деле – уже без удержу, когда говорите: «То есть им есть чего бояться, не так ли? Вы, наверное, полагаете, что только боли? Уверен, что не совсем так». Было бы «сказано», но желательно чтоб при этом было еще «доказано» и «показано»: ваше слишком скромное «уверен» как одинокая травинка на ветру – и гола и не очень «убедительна». «Слабая кочка» - говорите? Ну что ж – давайте без обиняков и «глубины подтекстов»: посмотрим, что у вас там за «аргументы» за пазухой.
Что есть «память»? Что есть «воображение»? В чем их принципиальное различие?
Существует масса «определений», но ни одно из них не обрело статуса «обещезначимого». И самые честные психологи не раз с горечью это отмечали. И дело не в том, что они поголовно «дураки», а в том, что их подводит «научная методология». Ей непременно нужна опора на что-нибудь «твёрдое», осязаемое, что неизменно заводит их в «непроходимые тупики» и апории. То, что в основе человечества лежит ирреальная природа Смысла, ими не может восприниматься серьезно: кроме того, что на нее вроде бы никак нельзя «опереться», «иррациональная ирреальность» - это еще и традиционная вотчина «идеалистов», которые, правда, трактуют ее не иначе как «волевое самодействующее Начало».
Но «консенсус», по моему глубокому убеждению, есть и стоит только к нему прийти, как эффективность «научного поиска» возрастет в разы, если не на порядок. Материализм только потому и топчется на месте как минимум последнее столетие, что в гуманитарном плане отвергает напрочь Из Основ «ирреальное», тогда как идеализм в принципе не может отказаться от «добавки» к нему «божественного самоопределения». И там и там доминирует Логика, что, собственно, и ставит под сомнение существование так называемого «логического мышления», как это ни парадоксально – но именно «тормоза» на пути прогресса, инвективы которого так же заблудительно-иллюзорны, как и его «доминанта».
И только «со стороны Смысла» можно дать такие «однозначные» определения: «воображение» есть динамический образ Вселенной, тогда как «память» лишь ее статический срез. Тем самым сразу вычленяется принципиальное различие между «живой природой» как таковой и «природой человека». Вся «органика», все ее развитие основаны на «отражении», на причинно-следственном взаимодействии «безудержной активности» живой энергии со «статическим материалом». И именно в этом русле формируется и функционирует в эволюционном плане вся «биология».
Ваша отсылка в качестве аргумента к поведению «неплотоядных тварей в момент приближения хищника» - абсолютно некорректна, так как здесь причина действия не в «страхе смерти», а в заботе о своей целостности. Любая форма «озабочена» своей «целостностью», а иначе она просто не была бы «формой». На стадии одноклеточной безудержно делящейся и практически бессмертной массы принцип целостности реализует себя как простое противопоставление «живого» и «неживого». Многоклеточные особи – это уже «отдельные целостности» и потому «по природе» озабочены своим «самосохранением», даже в отсутствие «плотоядных тварей». Любая «форма», таким образом, стремится к «адекватности самой себе» и в этом ее «рациональный смысл».
Если принять во внимание предложенные выше определения «воображения» и «памяти», то «отразить» и «закрепить» некие образы чувственная сфера способна лишь пережив «событие», тем самым формируя как способы функционирования, так и поведенческие реакции (их «стереотипы»). Без воображения, без перенесения себя в «другое» нельзя представить ни «чужую боль», ни «чужой страх». Только собственный – как «генетический», так и «благоприобретенный» - опыт доминирует в «доантропной сфере», но ресурсы памяти действенны лишь в пределах живого существа. И спрашивается, как биология способна «пережить свою смерть», чтобы сформировать в памяти «ее образ»?...
(«Новая книга» от 20.04.09)
________________________________________
___________
ЯЗЫК
Есть сермяжное «зерно истины» в известном в среде языковедов утверждении, что язык должен был явиться «сразу весь, целиком» (не очень точная цитата – но что-то в этом роде). Но оно справедливо лишь к языку «как системе», как состоявшемуся средству коммуникации. Т.е., и следуя «эволюционному порядку» и «вопреки ему» - язык как бы взялся «ниоткуда» - вдруг, причем в оформленном уже виде, со всеми действующими признаками «готового средства общения» (номинативами, предикативами, субстантивами, атрибутивами…). В объяснении этого феномена быть может и состоит главная проблема лингвистики – как вы, надеюсь, помните – давно в беспомощности махнувшая рукой на вопрос о происхождении языка.
В моей же концепции «предсистемный" период речи - вполне «логичен» и закономерен: именно здесь накапливался «фонетический багаж», послуживший первичной основой «систематизации речи». Т.е., с очевидностью он должен был быть лишен «признаков утилитарности» - но на что же он тогда был «похож»? Каким образом сохранялся и накапливался на протяжении чудовищно длительного периода своего бытования? Что естественно прирастало в нем «количественно», чтобы в итоге дать новое «качество»?...
(«Памяти путника» 17.02.09)
...Я ведь вам и предлагал (ну – чтоб вам «проще было») «чисто гипотетический вариант» рассмотрения. Так – баловство фантазии, игру воображения: предположим что у происхождения языка – «смысловая основа». Как бы он тогда выглядел?
Если вашей «научной серьезности» претят такие «беспредметные игры» - это ж еще не показатель ущербности ума: может, просто вы сторонник «усмирительных ассоциаций», ассоциаций, которым недосуг до «простора» и «буйства стихий». Смирненько, простенько, по проторенной дороженьке… - это ли не цель желанная! Скончаться, сном забыться, уснуть и видеть сны… (Тьфу ты, черт! Опять сбился на что-то несуразное!)
Впрочем, есть и что-то более конкретное: скажем, «вместоименная форма». Местоимение, «вместо имени», предполагает чрезвычайно обобщенное, предельное выражение (обозначение) предметности. Его связь с «указательным жестом», с направлением взгляда, с источником звука – обозначает те «материальные носители», на которых мог развиться «вирус языка» - развиться, взрасти и закрепиться. Сама по себе «местоименность» и не могла иметь «утилитарного значения» и могла созреть лишь как дополнение, как побочный продукт, как вторичность в прежней системе коммуникации. Кроме того, она имеет прочные корни в природе «звуковых сигналов» - и весь вопрос, следовательно, сводится к причине «автономности»: т.е., «как – когда – почему» звук стал Феноменом «вместо имени», вместо наглядно данной взору «предметности мира»? Именно «вместо» в отличие от естественной функции звука - «вместе».
Вот как раз-таки «импульс Смысла», как представляется, и послужил катализатором процесса…
(там же. 18.02.09)
Где я хоть раз обмолвился, что «слово» произошло «из жеста»?! Я говорил о связи «местоименного выражения» с жестом, их связи в параллели - от совершенно различных корней, а не «взаимогенезисе». Я 25 раз перечел абзац и даже на 26-й не обнаружил никакой прямой связи содержания с вашим: «…хотя, предположение, что не имея слов, человек тыкал пальцем, на мой взгляд , не очень оригинально.» Не хотелось бы вас подозревать в «сознательном передергивании» (хотя и «бессознательное» немногим лучше) – скорее, наверное, вы просто не глядите под ноги когда идете – иначе бы вы видели «свою тень». И вам наверняка не снятся сны и не мучают «вопросы и впечатления» от их «воспоминания». Вы «как в бетоне» тверды в физике и вам прекрасно известно, почему сегодня «отсюда», а завтра – «оттуда» ветер дует, или где «ночует» солнце, или куда пропадает луна, или как из искры возгорает пламя. По «ботанике» вы, конечно, были отличницей и в любое время дня и ночи скороговоркой могли оттарабанить - как из семени вырастает ствол, а цветок дает плод, куда исчезает «зелень» осенью и почему появляется вновь весной. Я уж не говорю про природу галлюцинаций, бредовых видений, миражей, которую - раз плюнуть – объяснить непонятливым. Ну и так далее… – вам, как «образованному человеку», просто видимо трудно и представить, чтобы кто-то не знал таких «элементарных вещей»…
Не хотелось бы сильно вас огорчать и разочаровывать «в оптимизме» по поводу познавательных способностей людей, но что поделать – было! Было время когда этим «истинам» еще не было «вербального выражения»! Но и без речи древним «homo» как и нам было свойственно «два глаза», «стереоскопия», «цветовое зрение» - то есть, целостное, объемное и адекватное восприятие «мира форм», за которым скрывался невидимый, но безусловно ощущаемый «мир причинений». И весь «фокус» состоял в том, чтобы обозначить между ними границу, – именно это и явилось первичной функцией речи!
Смерть – вот «естественный» и «очевидный» рубеж между «форменным» и «бесформенным» мирами. Но ни «пальцеуказание», ни рёв «в сторону» Царства Теней по отдельности не могли его «конкретизировать»: тыкать пальцем без «дополнительного обозначения» - бессмысленно, так как «это» и неопределенно, и бесформенно, то бишь – не дано глазу; равно как и «тоскливый рёв по поводу…» едва ли сильно отличался от аналогичного же «выражения» по поводу «переедания» или «проблем с мочеиспусканием». Иначе говоря, «исключительность проблемы» требовала особости «обозначения» - резкого отделения себя от круга повседневных, сложившихся и устойчивых сигналов. Нам сейчас конечно трудно представить, что прежде чем человек «начал говорить», он «начал праздновать», т.е., что условием появления слова послужила «церемония» – но, видимо, именно таким путем речь только и могла обрести «автономность». Очевидно, что при таком подходе к генезису языка, «первым словом» было «имя» - реликты которого по современным меркам и составляют категорию «местоименности». Также очевидно, что речь в таком виде могла развиваться лишь паразитируя на своих «носителях» - в рамках «действо-голоса», вкупе - с жестом, мимикой, позой, ритмом, «мелодией», тоном и прочим «церемониальным атрибутом». Условие же ее «отпочкования», автономизации как видно состоит в формировании средств связи между «именами» - что-то типа «предлогов», универсализация «грамматических значений» которых дала начало «целостности» речи, связав и тем самым дав начало выделению ее как «особого средства выражения». Полное выделение речи в самостоятельное «средство коммуникации» со всеми вытекающими отсюда «последствиями» возможно лишь на основе «предикативности» - т.е., с развертыванием «признака предмета» во времени. Естественно, для инициации этого процесса необходима достаточно развитая «система имен» - причем как минимум уже с «зачатками обобщений»: как бы мы сейчас сказали – с действующим импульсом перехода «имен собственных» в «имена нарицательные». Только с универсализацией «значений» язык обретает преимущества «второй реальности», способной более/менее «адекватно» отражать окружающий мир, что и делает «образование предикативности речи» - неизбежной, а коммуникацию посредством языка – решающим фактором эволюции «homo».
(там же 3.03.09)
________________________________________
_______________________
Раздел: «Философская антропология»
Тема: «Эпилептикам от Логики вход воспрещен»
Существо отстаиваемой здесь точки зрения на мир в том, что, не будучи никаким «религиозно-идеалистическим учением», мы признаем «ирреально-иррациональное» - фактом окружающей действительности, но НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ПЕРСОНИФИЦИРУЕМ, НЕ ОЛИЦЕТВОРЯЕМ его. В противовес же «линейному материализму» (назовем его так) это НЕЧТО – вне «причинно-следственности» мира, оно – САМО ПО СЕБЕ, иначе – некий «антинаучный» Perpetuum Mobile, самовозобновляемый источник ТВОРЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, возникший и вошедший в мир ВМЕСТЕ С ЧЕЛОВЕКОМ. Этот «источник» - беспричинен, немотивирован, он – «сам по себе». Только Человек может ощутить и представить весь УЖАС неизбежной смерти; и в поиске «смысла всего этого» противопоставить ЕМУ то, чему является он ЕДИНСТВЕННЫМ «носителем» - СВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. Нигде, кроме Человека, «вопрос о смысле» не возникает: этот феномен абсолютно виртуален, так сказать – полностью «бестелесен», но, наподобие «нейтрино», - пронизывает всю историю человечества, вплоть до его «доисторических корней». Здесь – в «виртуальном», в ирреально-иррациональном – по нашему мнению и содержатся причины, «побудительные мотивы» и суть Сознания. И именно то, что Человечество возникло как бы ИЗ НИЧЕГО – из ПУСТОТЫ ( из «фантазий», «упоений» и «открытий», мотивированных СТРАХОМ СМЕРТИ) – категорически неприемлемо для «современного материализма», для его «ползучего индуктивизма», для его «исторически сложившейся наукообразной традиции». Но за этот «интеллектуальный забор» НЕОБХОДИМО ПЕРЕШАГНУТЬ, чтобы идти дальше по «гуманитарному вектору», чтобы не мыкаться в безысходности умственного тупика.
Хотелось бы надеяться, что для вас хотя бы в общих чертах прояснилось, что все ваши вопросы – «из другой оперы», как бы из другой эпохи – эпохи Господства Рационализма. Они актуальны в прежней «системе ценностей» (и чем дальше, тем - «актуальнее»), но бессмысленны при «новых основаниях». Здесь нужен иной, отличный НА ПОРЯДОК от «традиционного», уровень дискуссии, при том, что если «требуется» непременно оппонировать, то выискивают «слабости», «противоречия» в Самой «рассматриваемой идее», тогда как в противном случае спор непременно впадает в «дурную бесконечность». Только так то, что «звучит заманчиво», может стать еще и «понятным» (см. цитату).
Прежний (= «линейный») Материализм опирается исключительно на ТЕОРИЮ ОТРАЖЕНИЯ, но в ее постулаты «отлично вписывается» ЛИШЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИКИ. И то, что уровень «сознающей себя материи» (а именно сюда и протягиваются ее «притязания») для нее ЗАКРЫТ, НЕДОСТУПЕН – и является ахиллесовой пятой традиционной науки.
«Нейронные цепи» - это механика функционирования центральной нервной системы: нейроны – это, так сказать, «тело» Мозга. Принцип их бытования – в сохранении ЦЕЛОСТНОСТИ данной биологической «формы», иначе – в способности чувственной сферы организма воспринимать поток информации извне и выборочно реагировать на него в соответствии с «индивидуальными» потребностями ориентации и жизнедеятельности. Адекватностью «восприятий» и «реакций» и предопределяется принцип ЦЕЛОСТНОЙ СВЯЗНОСТИ НЕЙРОННЫХ ЦЕПЕЙ мозга, поле биологической (как генетически заданной, так и «благоприобретенной) активности «данной особи». Здесь нет ничего «вторичного» - НИКАКИХ ПРИЗНАКОВ СОЗНАНИЯ: все «первично», «непосредственно», «актуально». Есть лишь чувственная сфера, воспринимающая и реагирующая на внешний поток информации, при том, что «поток» этот не может не быть «переизбыточным». Т.е., в этом хаосе вкусовых, осязательных, обонятельных, слуховых, зрительных и т. под. восприятий «биология» ИЗБИРАЕТ жизненно-важные для своего самоосуществления сигналы, которые на общем фоне Ассоциативно-Связной картины и составляют основу ее психо-физиологической активности. Так «причинно-следственность» (= «логика») самоосуществления особи ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТСЯ необозримому многообразию «связей» воспринимаемой «картины мира». В этом решительном делении всего на «свое» и «чужое» и состоит первичный стимул развития Памяти – некой интровертной «алгоритмической сетки», призмы, сквозь которую «в преломлении» Живое «обозревает» окружающий мир. Поэтому достаточно резонно говорят об АССОЦИАТИВНОЙ ПРИРОДЕ мозга – его ЕСТЕСТВЕННОЙ природе, на которую и накладывается «субъективизм» Вида.
Но отражательная природа чувственной сферы «поневоле» ОГРАНИЧЕНА ПРОСТРАНСТВОМ. Не случайно зрение и слух считаются «высшими чувствами»: первое дает срез пространственных форм, второе, кроме всего прочего, - добавляет им «глубину». В рамках ОТРАЖЕНИЯ этой ТРЕХМЕРНОСТИ, собственно, и эволюционирует вся живая природа, которая при всех «специализациях» (и «универсализациях» - как вариантах специализации) просто АДАПТИРУЕТСЯ к окружающему миру, никоим образом НЕ ПРЕТЕНДУЯ на «выход» за его пределы. Но развитие мозга, памяти, чувственной сферы, ориентационных способностей, расширение функций физиологической самореализации ИМЕЕТ СВОИ ГРАНИЦЫ. И заключены они в самой чувственной сфере – в ее «отражательной способности», которая даже при самых благоприятных условиях, в «самом идеальном случае» НЕ МОЖЕТ ВЫЙТИ ЗА СВОИ РАМКИ – РАМКИ АДЕКВАТНОСТИ. Психика здесь играет сугубо служебную (промежуточную, подсобную) роль – роль Инструмента самодействия биологически активного ТЕЛА. Поэтому сущность Памяти, как резервуара по преимуществу отобранной, хранимой и систематизированной информации – СТАТИЧЕСКАЯ. В этом ее коренное отличие от ВООБРАЖЕНИЯ: Память – это «статический» образ вселенной, Воображение – ее «динамический» образ (более подробно на эту тему, если пожелаете, - см. мой ответ «Елене» от 15.06.07).
Память абсорбирует лишь то, что поставляется ей чувствами (иначе, основа ее – объективна), воображение же ОПЕРИРУЕТ образами, т.е., предполагает их взаимодействие, движение, а, следовательно – Время. По «пространству» взгляд скользит, автоматически охватывая и врезаясь в его трехмерность; временем же в окружающей нас действительности нельзя «оперировать»: оно необратимо, однонаправлено, постоянно. «Манипуляции» с ним возможны лишь в виртуальной – «второй» - реальности, отсюда «представление о времени» - это основа ОТВЛЕЧЕННОГО МЫШЛЕНИЯ, качественно разнящегося от предыдущей ступени эволюционного развития «органики». Развитие мышления – это «калька» развития мозга, но уже в четырехмерном континууме. Это все те же ассоциативные процессы, но уже не на основе «отражения» и «восприятия», а – «представления» и «оперирования», при том, что МОЗГУ мир дан сразу, весь целиком, а МЫШЛЕНИЕ «этот мир» должно еще создать и не иначе, как в ассоциативной связности предметов и явлений в единой «цвето-объемной» картине. И лишь когда «картина закончена», в дело вступает Логика как необходимый, единственный и эффективный «инструмент» – (иначе: СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ )– реализации собственно человеческого стремления к истине. Двухуровневость Сознания в такой трактовке получает вполне «внятное» объяснение. Функционируя в едином целом, МОЗГ и МЫШЛЕНИЕ по необходимости взаимосвязаны, но не дублируют, не взаимозаменяют «друг друга», имея один – естественную, «физическую» основу, а другое – виртуально-субъективную.
Язык, таким образом, как уникальное и исключительное средство фиксации «второй реальности», имеет и «дологическую» ПРИРОДУ своего появления, и «дологический» ПЕРИОД своего становления. Т.е., это мы, идя на поводу у методологических установок Логики, приписываем речи «логическую природу», тогда как изначально ее становление не имело никакой ( в нашем понимании) «утилитарной значимости». Она «служила» импульсам Смысла, виртуальным «задачам» конструирования «смыслового поля». Это было необходимо Человеку (и только ему!), вдруг осознавшему свое «Я», «учуявшему запах» СВОЕЙ СМЕРТИ и представившему СВОЙ неминуемый конец. Страху смерти он мог противопоставить лишь свою Надежду и Веру в «непрерывность» жизни по аналогии с самообновляющейся и вечно живой Природой. Эта великая «идея» ТРЕБОВАЛА своего «закрепления», что и было овеществлено языком в произвольно создаваемых «картинах мира». ИЗНАЧАЛЬНО членораздельная речь таким образом получает ИМПУЛЬС своего развития и обретает «СМЫЛОВОЙ СТЕРЖЕНЬ», который постепенно «обрастает мясом» и «дозревает» до своей полной оформленности. Прежде чем стать Инструментом, «полноценным» способом выражения и коммуникации, язык по необходимости должен достичь степени УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ, т.е. стать «адекватной» и устойчивой Второй Реальностью. Отсюда первоначальные «варианты» языка несли в себе характер «исключительного» порядка – ПРОТИВОПОСТАВЛЕННОГО повседневной борьбе за существование, в которой «перспективе вечности» как таковой просто нет места в череде насущных нужд. Скорее всего, именно поэтому Homo sapiens долгое время сосуществовал с другими видами Homo, неспособными к членораздельной речи, не извлекая из становящегося языка никаких «особых преимуществ». Только вызрев в полноценную «коммуникативную картину», язык способен «отпочковать» из себя функцию СПОСОБА хранения и передачи «информации». Лишь в своей целостной оформленности (развитой предикативности и проч.) язык становится грозным оружием «сапиенсов» - решающим преимуществом в бескомпромиссной конкуренции видов рода Homo, как и – в доминировании над «остальной» флорой и фауной…
А теперь встаньте, хоть на минуту, на мою точку зрения и оглянитесь на «прежнюю» - свою…
11.09.07
zadoj 14.06-09