IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

23 Страницы « < 14 15 16 17 18 > »  
Reply to this topicStart new topicStart Poll

Каскадный · [ Стандартный ] · Линейный

> Семинар: Гуссерль "Логические исследования", т. II

Tugodum
post May 4 2005, 10:25 PM
Отправлено #301


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(Phenomen @ May 4 2005, 10:47 PM)
Конено, созерцать идеально-всеобщее можно не только в рефлексии, но и в первичных актах - актах категориального созерцания
*
а относително категориального созерцания Вы тоже считаете, что усмотрение различия между актом и его идеальным обьектом уже предполагает существование идеально-всеобщего?
не понимаю, как Ваше рассуждение, показывающее "круг", применимо к этому случаю.

Сообщение отредактировал Tugodum - May 4 2005, 10:25 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Phenomen
post May 4 2005, 10:30 PM
Отправлено #302


Администратор
***

Группа: Super Moderators
Сообщений: 560

Пол: Male



Кстати, уважаемый Tugodum, недоумение вызвано, по-моему, тем, что Вы имели в виду конкретные содержания/ноэмы, а я суть ноэмы как таковой и в связи с этим сущностное различие в структуре интенциональности между реальным и идеальным.
Вообще есть "вещи", говоря о которых, приходится постоянно держать в уме определенные различия (так сказать, между объектным и метаязыком): с помощью идеи "ноэмы" я могу говорить о чем-то, напр., о содержании моего текущего восприятия, но ведь я могу говорить и о самой этой идее?
То же и с такими идеями, как "выражение" и "значение". Ведь "значение" - это тоже ВЫРАЖЕНИЕ. И когда Гуссерль говорит, что "психический акт не есть значение", он мыслит под "психическим актом" определенное значение. Вот такая казуистика.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Phenomen
post May 4 2005, 11:00 PM
Отправлено #303


Администратор
***

Группа: Super Moderators
Сообщений: 560

Пол: Male



QUOTE(Tugodum @ May 4 2005, 11:25 PM)
а относително категориального созерцания Вы тоже считаете, что усмотрение различия между актом и его идеальным обьектом уже предполагает существование идеально-всеобщего?
не понимаю, как Ваше рассуждение, показывающее "круг", применимо к этому случаю.
*



Тугодум, это напоминает допрос с пристрастием. smile.gif Но мне импонирует Ваше желание разобраться.

Речь в критике Гуссерля (см. цитату выше) шла не о различии между актом и ЕГО ОБЪЕКТОМ, а между психическим актом и его содержанием - т.е. ДАННОСТЬЮ объекта, смыслом акта, который на уровне сущностных различий представляет собой идеально-всеобщее. Вспомним кардинальные феноменологические различия 1 тома ЛИ: между актом, его предметом и полагаемом в этом акте предметным смыслом. Говорить/Мыслить объект - это зачит иметь в виду СМЫСЛ объекта (вспомните, напр., как Хайдеггер переводит вопрос о бытии в вопрос о смысле бытия). Объект an sich - бессмыслица в точном смысле этого слова.

Кстати, что Вы можете сказать по поводу текста Молчанова (по моему, его текст имеет более "непосредственное" отношение к обсуждаемому у нас иссл, чем тексты Лосева).
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post May 5 2005, 04:14 AM
Отправлено #304


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(Phenomen @ May 4 2005, 11:30 PM)
Речь в критике Гуссерля (см. цитату выше) шла не о различии между актом и ЕГО ОБЪЕКТОМ, а между психическим актом и его содержанием
*
виноват, увлекшись подменил Ваш тезис.
собственно я хотел сказать простую вещь (контр-тезис, если угодно): по-моему, в доказательстве "собственного существования идеально-всеобщего" не обязательно "исходить из различия между актами и их содержаниями"; той же цели можно достичь, если исходить из различия между актами и их инвариантным идеальным объектом (показывая существование такого объекта) . и тогда (если идти таким путем), "круга", вроде бы, не получается (во всяком случае, я его не вижу) .
QUOTE
Говорить/Мыслить объект - это зачит иметь в виду СМЫСЛ объекта ... Объект an sich - бессмыслица в точном смысле этого слова.
эта "бессмыслица" запатентована Кантом. а по Г. в актах созерцания даны "сами вещи", разве нет?
текст Молчанова мне недоступен, к сож., как и его перевод оставшейся части ЛИ2.1.

Сообщение отредактировал Tugodum - May 5 2005, 03:53 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post May 5 2005, 04:30 AM
Отправлено #305


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(Phenomen @ May 4 2005, 10:47 PM)
Конечно, созерцать идеально-всеобщее можно не только в рефлексии, но и в первичных актах - актах категориального созерцания (хотя, строго говоря, они являются "комплексными", ибо созерцание общего, по Гуссерлю, надстраивается над созерцанием единичного)
*
но ведь в роли "единичного", созерцание которого необходимо должно фундировать созерцание всеобщего, может выступать и знак (напр., словесное выражение, это всеобщее определяющее)? (просто вопрос для самопроверки, а не "допрос" smile.gif )
p.s. т.е. таким единичным не обязательно д.б. "пример" подлежащего созерцанию всеобщего (как можно было бы понять цит. утверждение).

Сообщение отредактировал Tugodum - May 5 2005, 03:51 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Алексей Шухов
post May 5 2005, 11:12 AM
Отправлено #306


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 235

Пол: Male



Уважаемые исследователи философии Э. Гуссерля!

Наблюдение (не столь, впрочем, внимательное) за ходом вашей дискуссии привело меня к мысли дать ей оценку. Чтобы не мешать идущей дискуссии я это довольно пространное рассуждение определил в "Мысли вслух".

Текст находится здесь (надеюсь, что ссылка действует, правил вручную) biggrin.gif
QUOTE(Алексей Шухов @ May 5 2005, 11:03 AM)
Ссылка
*



Алексей
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
alloff
post May 7 2005, 03:11 PM
Отправлено #307


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 107

Пол: Male



QUOTE(Phenomen @ May 5 2005, 12:00 AM)
Вспомним кардинальные феноменологические различия 1 тома ЛИ: между актом, его предметом и полагаемом в этом акте предметным смыслом. Говорить/Мыслить объект - это зачит иметь в виду СМЫСЛ объекта (вспомните, напр., как Хайдеггер переводит вопрос о бытии в вопрос о смысле бытия).
*




Вопрос «под дурачка»: если идеальный предмет – это предмет («объект») в полном и нередуцированном смысле слова, то как в этом случае отличить его от того смысла (ноэмы), посредством которого мы себя к нему относим? Если нам удается это различие, это переводит нас на реалистическую позицию. Если нет – то, вроде бы, в отношении общих предметов ведет к снятию фундаментального феноменологического различия между объектом и способом данности. Чем, в конце концов, различаются у Хайдеггера «бытие» и «смысл бытия»? Бытие иначе как в своем смысле и не открывается, но открывается в нем полностью…

Что касается текстов Молчанова, то, на мой взгляд, это очень серьезное перепродумывание Гуссерля, фактически разработка собственной пост-гуссерлианской онтологии опыта, но по пафосу и общему концептуальному настроению они вполне наследуют «делу мастера», несмотря на то, что впитали достаточно много хайдеггеровских мотивов (в частности, в вопросе об общем и единичном в опыте).

Мне кажется все-таки не очень убедительным утверждение, что Наполеон при Ватерлоо и в 1815 г. – это не один и тот же Наполеон, а равноугольный треугольник – это не то же самое, что и равносторонний треугольник, что идентичность (единичных) объектов задается теми или иными (единичными, конкретными) контекстами, а не атомистически истолкованным всеобщим. Подобно тому, как языковые выражения получают значение только в процессе употребления (но, в то же время, в каждом выражении можно выделить некоторое смысловое ядро, которое и заносится в словари), так и вещи конкретизируют свое значение соответственно тем или иным (индивидуальным или интерсубъективно разделяемым) контекстам, в то же время сохраняя неизменным некоторый тождественный каркас, предполагающий возможность встроиться в соотношения с другими вещами, в конкретную структуру опыта.

Ссылка по Лосеву (феноменология, трансцендентализм, диалектика): А.Ф. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. Особенно сс. 310–11, 362–63, 366–71, 387, 475–482.

User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post May 7 2005, 04:27 PM
Отправлено #308


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(alloff @ May 7 2005, 03:41 PM)
если идеальный предмет – это предмет («объект») в полном и нередуцированном смысле слова, то как в этом случае отличить его от того смысла (ноэмы), посредством которого мы себя к нему относим?
*
хороший вопрос. одно, во всяком случае, можно сказать с уверенностью: такое различие у Г. предполагается, и, в свою очередь, предполагает принципиально различный способ данности объекта рефлексии (каковым является ноэма) и объекта "первичного" акта созерцания (даже если это созерцание категориальное).
а это, вроде бы, означает, что характер "первичного" акта (именно как акта) и акта рефлексии принципиально разный. о чем и Сартр говорит в БиН.
кстати, к Вашему вопросу вплотную примыкает так и оставшийся без ответа мой вопрос по Первому Исследованию:
QUOTE(Tugodum @ Apr 7 2005, 03:26 AM)
по пар. 33:
QUOTE
Значения образуют, говорили мы, класс “общих предметов” или видов. Притом каждый вид, если говорить о нем, предполагает значение, в котором он представлен, и это значение само опять-таки есть вид. Однако значение, в котором мыслится вид, и его предмет, сам вид, не есть одно и то же.
формально здесь вроде бы предполагается возможность регресса в бесконечность. но если попробовать--уже после второго шага как-то престает быть понятно, о чем речь.
напр., возьмем значение: "человек". допустим, оно представлено для нас в значении "разумное животное". это последнее м.б. представлено, в свою очередь, напр., в значении... гмм...каком? т.е. имеется в виду, что оно будет синтезировано из значений, представляюших, соотв., значения "разумность" и "животность"? если так, то процесс рефлексии будет оставлять за собой (как "след") бесконечно ветвящееся дерево значений. но не похоже, чтобы Г. это имел в виду.
*
за ссылки на Лосева спасибо. постараюсь достать это издание.

Сообщение отредактировал Tugodum - May 7 2005, 07:11 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Phenomen
post May 7 2005, 10:17 PM
Отправлено #309


Администратор
***

Группа: Super Moderators
Сообщений: 560

Пол: Male



QUOTE(Tugodum @ May 5 2005, 05:14 AM)
эта "бессмыслица" запатентована Кантом.  а по Г. в актах созерцания даны "сами вещи", разве нет?
текст Молчанова мне недоступен, к сож., как и его перевод оставшейся части ЛИ2.1.
*



Эта "бессмыслица" - метафизическая предпосылка, "условие возможности" классического дискурса. У Гуссерля (to Alloff), полагаю, различие между объектом и его смыслом м.б. осуществлено в рефлексии, хотя, если покопаться во всем этом поглубже, боюсь, мы выйдем на феномен тех "удвоений", о которых говорил и Деррида, и Молчанов, и многие другие (включая сюда и вашего покорного слугу). Проблема, видимо, в том, что Гуссерль заказывает слишком большую высоту строгости (принципы беспредпосылочности и очевидности) и тем самым открывает себе "гамбургский счет", поскольку постоянно возникают все новые и достаточно обоснованные сомнения в том, может ли этот радикализм быть осуществлен, и не остается ли он по сути своей "экзистенциальным прожектом" для самоответственного европейского человечества, выступающего наследником античной Urstiftung?

"Сами вещи" у Канта и Гуссерля - это тема отдельного семинара. Могу по касательной отметить, что, по-моему, это принципиально разные "вещи". Если, как Вы говорите (а я только повторяю Ваши слова), "сами вещи" у Гуссерля становятся доступными в каком-либо созерцании, то у Канта "вещи сами по себе" - это (по определению) вещи, как они есть безотносительно к какому-либо человеческому созерцанию (опыту).

Мы знаем, что Гуссерль как никто другой боролся с попытками редуцировать субъективность в натуралистически-объективистских подходах. И это было той феноменологической строгостью, которая превосходит строгость "точного естествознания": нельзя отмыслить то, что придает смысл или само придание смысла. Все подобные попытки самопротиворечивы. Если эту мысль продумать до конца, то, пожалуй, можно придти к одной очень простой, но для многих неудобной идее: "объективно-материалистический" взгляд на вещи или "материалистическая философия" (в ее распространненном понимании) заключают в себе логическое противоречие точно так же, как и фраза: "мы мыслим вещи так, как они есть сами по себе (т.е. безотносительно к мышлению)".
(Во избежание ненужных вопросов разжевываю: мыслить/познавать что-либо, значит, вступать в познавательное отношение с этим чем-то, нельзя без противоречия вступить в отношение с чем-то так, чтобы это что-то в то же мгновение не находилось в отношении к познающему. Следовательно, ни о какой безотносительности речи быть не может.)

Очень жаль, что ни Тугодуму, ни А.Воробьеву не доступен русский перевод. Я надеюсь, что, по крайней мере, оригинал им доступен. Иначе как мы можем двигаться дальше?

Конечно, мы можем поговорить о Гуссерле "вообще". Но я уверен, что это во многих отношениях будет менее эффективным занятием, нежели такое вот "чтение" конкретного текста. Кажется, Тугодум ранее был согласен со мной в этом (я имею в виду замечание по поводу проходившего здесь ранее семинара по Хайдеггеру "вообще").

Я лично не хотел бы уходить далеко в сторону и заниматься цепным прояснением бесчисленных коннотаций тех слов и предположений, ПРИ ПОМОЩИ которых формулирую тезис (который в этом предприятии оказывается просто-таки "просмотренным» и забытым). Сознаюсь: быть может, я не прав, но частенько отношусь к словам лишь как к "подручным" средствам. Ранее я выразил одно сомнение касательно 2 Иссл., сейчас я могу представить его в еще более простых выражениях (размножение формулировок должно способствовать их "снятию" smile.gif ): мне кажется сомнительным, что различие между реальным и идеальным можно установить, апеллируя к различию между реальным и идеальным в мышлении. Хотя бы потому, что второе предполагает первое.

Я понимаю Тугодума - мы должны исповедовать презумпцию вменяемости к рассматриваемым нами авторам, иначе сие рассмотрение не стоит потраченных на него времени и сил. Но, с другой стороны, излишняя презумптивность заходит с тыла, будучи дочерью нашей психологии и культурных традиций. Иными словами, кредит доверия, который мы выдаем Гуссерлю, всегда выплачивается за счет - фактически хайдеггерианского - "упущения" наших собственных возможностей и девальвации того критицизма, который придает ценность научному предприятию.

И последнее: о "первичном и вторичном" акте. Это то самое место, к которому я не могу относится некритично. В своих дескрипциях Гуссерль исходит из сущностного единства рефлективного и дорефлективного переживаний, в результате о первичном опыте говорится как опыте интенциональном, как об "актах" сознания, ему некритически приписываются данности и структуры, полученные в рефлективном опыте. По-моему, попытка наивного постижения наивной (дорефлективной) жизни совершенно наивна. И впервые это было показано IMHO у Хайдеггера в БиВ (1927). Ранее я представил свою критику основополагающих идей Гуссерля (и прежде всего, интенциональности и рефлексии, см. коротко здесь http://phenomen.ru/public/journal.php?article=5), серьезность которой была признана на всех возможных "высоких" уровнях, но, которая, по-моему, так и осталась до сих пор неосмысленной. А из этой критики, в конечном счете, следует, что сущностью первичного переживания не может быть интенциональность, что между первичным и вторичным (рефлективным) переживанием пролегает пропасть смысла, о путях преодоления которой пока трудно даже говорить (во многом, по методологическим причинам).
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post May 8 2005, 08:07 AM
Отправлено #310


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(Phenomen @ May 7 2005, 10:47 PM)
"сами вещи" у Гуссерля становятся доступными в каком-либо созерцании, то у Канта "вещи сами по себе"  - это (по определению) вещи, как они есть безотносительно к какому-либо человеческому созерцанию (опыту).
*
это бесспорно, но только давайте различим "отнесенность к..." и "зависимость от...". у Гегеля в ФД первое необходимо подразумевает второе, у Гуссерля--не только не подразумевает, но и--если речь идет о явленности "самой вещи"--принципиально исключает. поэтому, несколько подправив приведенное Вами кредо наивного реализма, я скажу, полагая, что выражу этим т.зр. Гуссерля: "мы мыслим вещи так, как они есть сами по себе (т.е. независящими от нашего мышления)".
с этой т.зр. мне не
QUOTE
кажется сомнительным, что различие между реальным и идеальным можно установить, апеллируя к различию между реальным и идеальным в мышлении.
теперь Ваш тезис:
QUOTE
Положение Гуссерля о том, что рефлексия не изменяет сущность первичного переживания ([см. Идеи I, §78, ос. с.165] - на этом постулате держится "универсальность" рефлективного исследования), является "метафизической" (в смысле самого Гуссерля) предпосылкой и в принципе не может быть "феноменологически реализовано".
это утверждал, кажется, уже Сартр в БиН (невозможность "чистой рефлексии"). не припомню, с какой степенью категоричности, но, как минимум, он на это намекал.
но, и на это я хочу обратить внимание, доказать невозможность такого--условно скажем, "мистического"--опыта чистой рефлексии в принципе невозможно. если нам лично не удалось его осуществить, у нас остаются только две возможности: либо поверить Г. на слово, либо нет. при этом я совершенно не понимаю, как, выбрав второе, мы можем читать Г. дальше. Вы ведь правильно пишете:
QUOTE
Вопрос о рефлексии - это кардинальный вопрос гуссерлианства и т.д..
поэтому шанс что-то понять в Г. у нас будет только, если мы хотя бы "на минуточку" ему поверим в этом пункте. (я уже приводил аналогию с Плотином. если мы не верим ему, что опыт Единого, описываемый им, осуществим, то читать нам его бесполезно)
кстати, в свое время я спрашивал о смысле понятия "метафизика" у Г.(имеет ли он отрицательную коннотацию, и т.п.; т.к. на этом играет Д.), и не получил ответа. не могли бы Вы сейчас это пояснить? ведь Вы пишете о
QUOTE
"метафизическом" (в смысле самого Гуссерля).
из-за цейтнота (у меня сейчас пошла такая полоса) я мог коснуться только того, что мне показалось наиболее существенным. м.б. я ещё вернусь к этому Вашему тексту. он заслуживает большего внимания.
доступ к оригиналу ЛИ у меня, разумеется, есть. разве я произвожу впечатление совсем невменяемого человека? sad.gif

Сообщение отредактировал Tugodum - May 8 2005, 08:17 AM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Phenomen
post May 8 2005, 09:56 AM
Отправлено #311


Администратор
***

Группа: Super Moderators
Сообщений: 560

Пол: Male



QUOTE(Tugodum @ May 8 2005, 09:07 AM)
это бесспорно, но только давайте различим "отнесенность к..." и "зависимость от...". у Гегеля в ФД первое необходимо подразумевает второе, у Гуссерля--не только не подразумевает, но и--если речь идет о явленности "самой вещи"--принципиально исключает. поэтому, несколько подправив приведенное Вами кредо наивного реализма, я скажу, полагая, что выражу этим т.зр. Гуссерля:  "мы мыслим вещи так, как они есть сами по себе (т.е. независящими от нашего мышления)".
*



Если Вы имели в виду, что мы познаем вещи В КАЧЕСТВЕ существующих независимо от сознания (т.е. эта "независимость от сознания" есть часть конституируемого сознанием смысла вещи), то нижеследующие вопросы снимаются, но в противном случае я не могу признать это точкой зрения Гуссерля и вообще "феноменологической точкой зрения", хоть убейте, а лучше приведите какие-нить более веские основания (если они в принципе возможны).

1. Понятно, что об "отношении" я говорил в самом широком смысле, в том самом, который охватывает и "отношения зависимости".

2. "Явленность" самой вещи, согласно Гуссерлю, возможна только в интенциональном отношении (это общеизвестно). "Независимо" вещь не является, и мы не обладаем божественным всеведением, чтобы установить, что познаем вещь так, как она существует независимо от нашего познания.

3. Мне в высшей степени странно было бы встретить у Гуссерля высказывание типа следующего: "мы познаем вещи так, как они есть сами по себе (т.е. независящими от нашего мышления)"

(здесь вместо "мышления" уместно было бы подставить "сознание", поскольку у Гуссерля и мышление и познание - это модусы сознания.)

Еще раз повторяю простую ФЕНОМЕНО-ЛОГИЧЕСКУЮ истину: МЫ не можем познать вещь такой, какой она является (кому?) независимо от нашего познания. И как раз на ЭТО указывал Гуссерль, подчеркивая в Идеях I, "то, чтО суть вещи, - вещи, о каких мы только и можем делать высказывания, о бытии и небытии каких, об определенности и инаковости каких мы только и можем спорить, вопрос о каких мы только и можем разумно решать, - то, чтО суть вещи, они суть как вещи опыта. Не что иное, но лишь опыт предписывает им их смысл" (параграф 47, с.103 русс. пер. А.В.Михайлова, курсив Гуссерля, полужирное выделение - мое). Излишне оговаривать, что опыт, по Гуссерлю, это опыт (переживания) сознания.

О какой независимости трансцендентного (и мат. вещей, и каких-либо "идей") от сознания может говорить тот, кто прочитал параграф 49 Идей I и раздел о "феноменологической редукции"?!

Отмеченная здесь Гуссерлем фраза
QUOTE(Гуссерль)
"мир трансцендентных 'res' совершенно немыслим без сознания"

есть, по-моему, логический закон и условие возможности "трансцендентальной феноменологии"

4. Какое отношение Ваша аргументация имеет к моему тезису о сомнительности док-ва идеального во 2 Иссл., я, к сожалению, так и не понял.

-------------
Благодарю за обращение к моим пяти тезисам, но думаю, что более уместно их обсудить в др. разделе.
Возможно, Сартр на многое намекал, на еще большее намекали Платон и Аристотель... Где конкретно содержатся эти намеки?

Невозможность можно показать логически, также как и противоречивость фразы о "самоданности" дорефлективного в рефлективном усмотрении (это заведомо "рефлективная данность").

О "метафизике" я говорил в конкретном контексте. Если откроете Введение к ЛИ2 (принцип беспредпосылочности), увидите, о чем речь. О "метафизике" вообще говорить сейчас не берусь - это потребует изучения всех или достаточно многих употреблений термина (ведь прямого "определения" того, что он называет метафизикой, я у Гуссерля я не встречал).

И последнее: если разрешение любых феноменологических вопросов сводится, в конечном счете, к гуссерлевскому опыту мышления (и должно быть фундировано в нем), то на феноменологии КАК ТАКОВОЙ можно поставить крест. (Кстати, Гуссерль в отличие от армии его поклонников прекрасно это понимал.)

-------------
P.S. У меня свой цейтнот - в ближайшую неделю вынужден полностью сосредоточиться на Хайдеггере. Впрочем, я уже сказал все, что хотел сказать по 2 иссл ЛИ2.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post May 9 2005, 03:39 AM
Отправлено #312


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(Phenomen @ May 8 2005, 10:26 AM)
Если Вы имели в виду, что мы познаем вещи В КАЧЕСТВЕ существующих независимо от сознания (т.е. эта "независимость от сознания" есть часть конституируемого сознанием смысла вещи), то нижеследующие вопросы снимаются,
*
разумеется, именно это--и только это--я имел в виду. (все-таки давайте исходить из презумпции вменяемости друг друга хотя бы--если не Г.-- а?)
кстати, медитируя над Вашим ответом, обнаружил существенное расхождение в анг. и русск. переводах ключевого в этом отношении места из пар. 41 Идей Ι (оригинала сейчас нет под рукой; англ. пер. фактически авторизован Г.):
QUOTE
Будем исходить из примера. Я непрестанно вижу вот этот стол. Я хожу вокруг него, все время меняю свое положение в пространстве, — при этом я непрерывно обладаю сознанием живого вещественного присутствия здесь вот этого одного и того же стола, причем того же самого, остающегося в самом себе совершенно неизменным. Однако восприятие стола — постоянно меняющееся, оно есть непрерывность переменчивых восприятий. Закрой глаза. Все прочие мои чувства никак не сопряжены со столом. Теперь я его вовсе не воспринимаю. Открою глаза — и у меня снова восприятие стола. То же восприятие? Будем точны. Повторяясь, восприятие ни при каких обстоятельствах не остается, как индивидуальное, тем же самым. Лишь стол — тот же самый; как тождественный, он сознаваем синтетическим сознанием, какое связывает новое восприятие с воспоминанием. Может быть воспринятой и та вещь, которая не воспринималась и не была даже потенциально осознаваемой (согласно ранее описанному способу неактуальности); она может быть и не меняющейся. Само же восприятие, будучи тем, что оно есть, пребывает в постоянном потоке сознания и само есть постоянный поток: беспрерывно „сейчас" восприятия отходит в примыкающее к нему сознание вот только что прошедшего и одновременно с тем уже вспыхивает новое „сейчас" и т. д. Как и сама воспринятая вещь вообще, так и все и всякое, что принадлежит его, — части, стороны, моменты, — согласно повсюду одинаковым основаниям восприятия необходимо трансцендентны — все равно, именуются ли они первичными или вторичными качествами. Цвет увиденной вещи — это принципиально не реальный момент сознания цвета, — он является. Однако пока он является, явление, как то подтверждает опыт, может и должно непрерывно меняться. Один и тот же цвет является „в" непрерывных многообразиях цветовых нюансов. Подобное верно относительно чувственного качества, а также и относительно любого пространственного облика. Один и тот же облик (в качестве одного и того телесно данного) непрерывно является все „новым и новым образом", во все новых проекциях своего облика.
в англ. переводе выделенное предложение выглядит так (если Вы по англ. не читаете, скажите--я переведу):
QUOTE
The perceived thing can be, without being perceived, without my being aware of it even as potential only (in the way of inactuality, as previously described), and perhaps without itself changing at all.
Сартра нет под рукой, и в Сети не нашел. если у Вас есть издание с указателем, посмотрите на "чистая рефлексия".
QUOTE
вместо "мышления" уместно было бы подставить "сознание"
да, конечно. я просто автоматически перенес из Вашей формулы, sorry.
QUOTE
если разрешение любых феноменологических вопросов сводится, в конечном счете, к гуссерлевскому опыту мышления
Вы хотели сказать--сознания?
QUOTE
Какое отношение Ваша аргументация имеет к моему тезису о сомнительности док-ва идеального во 2 Иссл., я, к сожалению, так и не понял
попробуйте вместо стола в пассаже цит. выше подставить ("mutatis mutandis") идею стола. по-прежнему непонятно?

Сообщение отредактировал Tugodum - May 9 2005, 04:33 AM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
alloff
post May 9 2005, 03:07 PM
Отправлено #313


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 107

Пол: Male



QUOTE(Tugodum @ May 7 2005, 05:27 PM)
...такое различие у Г. предполагается, и, в свою очередь, предполагает принципиально различный способ данности объекта рефлексии (каковым является ноэма) и объекта "первичного" акта созерцания...(
*



Если ноэма является объектом рефлексии (что, конечно, верно), значит ли это, что в "прямом" полагании предмета (к которому, как потом выясняется, мы относим себя посредством ноэмы) она не имеет места, не функционирует? (Понятно, что смысл в данной связи - это уже феноменологическая, постредуктивная категория, но ведь редукция занимается как раз выявлением скрытой трансцендентальной, т.е. смысловой, жизни...)

Отличие ноэмы идеального объекта от самого идеального объекта можно усмотреть, пожалуй, только в том, что для ноэмы (уже как объекта рефлексии) конститутивными являются также качества, отсылающие к способу данности, т.е. ноэтический аспект. Ноэма числа содержит смысл "мышления числа". Самому идеальному объекту, в данном случае числу, этот смысл не присущ. Но кроме этого качественного аспекта ноэма содержит еще и ядро, в данном случае смысл числа как такового, числовой предметности. И в этом аспекте ноэма идеального предмета должна совпадать с самим идеальным предметом.

Мне кажется, Ваш вопрос о видовой предметности и его значении можно поставить следующим образом: если ноэма - это смысловой способ репрезентации предмета и мы можем достичь ее в рефлексии, то, раз ноэма теперь самостоятельный объект и мы его как-то мыслим, следует вести речь и ноэме ноэмы. Все это ведет к усложнению вроде: как даны аспекты данности и пр. На следующем шаге это, по-видимому, уже теряет смысл.

P.S. Не прочитал дальнейших сообщений, может, вышеизложенные мной рефлексии излишни? Просто такая тематика редко когда пробуждает у меня полемический азарт smile.gif


User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post May 9 2005, 03:38 PM
Отправлено #314


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(alloff @ May 9 2005, 03:37 PM)
Если ноэма является объектом рефлексии (что, конечно, верно), значит ли это, что в "прямом" полагании предмета (к которому, как потом выясняется, мы относим себя посредством ноэмы) она не имеет места, не функционирует?
*
насколько я понимаю Г., такое невозможно.
QUOTE
Отличие ноэмы идеального объекта
мне кажется, точнее говорить о ноэме акта, а не объекта.
QUOTE
раз ноэма теперь самостоятельный объект и мы его как-то мыслим, следует вести речь и ноэме ноэмы.
да--о ноэме акта полагания ноэмы. т.е. бесконечный регресс, особенно, с учетом сказанного выше о "функционировании" ноэмы в прямом акте (т.е. до рефлексии). такой странный вывод получается.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Phenomen
post May 9 2005, 05:42 PM
Отправлено #315


Администратор
***

Группа: Super Moderators
Сообщений: 560

Пол: Male



Уважаемый Тугодум, извините, если что не так. Недоразумение, скорее всего, возникло в силу того, что Вы воспользовались моей фразой (той, которую Вы назвали «кредо наивного реализма»), вложив в нее свой смысл, а я «по инерции» мыслил в ней нечто другое, принципиально несовместимое с идеей феноменологии. Постараюсь впредь быть осмотрительнее. Кстати, заметил, что Вы в своем последнем ответе мне предполагаете, что я в предшествующем исхожу из некоторого сущностного различия между мышлением и сознанием у Гуссерля. Как раз нет, в том сообщении я использовал эти термины как взаимозаменяемые, хотя, строго говоря, понятие «мышления» охватывает только часть подразумеваемого в понятии «сознание» (но если это не уводит нас к др. трактовкам «мышления» в философии, данным различием ЗДЕСЬ можно пренебречь).

К сожалению, у меня тоже под рукой нет немецкого оригинала Идей I (но, как я уже ранее замечал, - очень бы хотел его иметь). От электронной версии Идей I по-английски, кстати, тоже бы не отказался (могу в обмен прислать электронные версии др. произведений Гуссерля или Хайдеггера, список имеющихся в библиотеке на сайте http://lebenswelt.narod.ru). К слову (но не к Вам), есть люди (вполне реальные), которые рассматривают эксклюзивное владение источниками (опубликованными книгами или рукописным наследием Гуссерля, Деррида или к-л еще) в качестве стратегического преимущества в научно-исследовательской конкуренции. Я к таким людям не отношусь. Или отношусь, но скептически wink.gif.

Об англ. переводе «The perceived thing can be, without being perceived…». Мне кажется, я понимаю интенцию Вашего перевода: «Воспринимаемая вещь может быть, не будучи воспринимаемой…». Буквально как-то нелепо звучит. Лучше: «Предмет восприятия может быть, не будучи воспринимаемым»? (Т.е. все сводится к тому, что существовать не означает быть воспринимаемым?). Как бы там ни было, я не считаю, что здесь мы имеем какую-то ОЧЕВИДНУЮ ошибку русского перевода (русский переводчик, проф. А.В.Михайлов – известнейший филолог-германист – для тех, кто не в курсе, и без немецкого оригинала в этой тонкости не разобраться). Но чтобы я (и другие) не мучались, угадывая Ваши толкования, Вы могли бы представить свой перевод-толкование сразу же (ведь это толкование никак не связано с моим «знанием» или «незнанием» английского языка).

QUOTE(Tugodum)
попробуйте вместо стола в пассаже цит. выше подставить ("mutatis mutandis") идею стола. по-прежнему непонятно?


Да. И скорее всего потому, что мы с Вами имеем в виду различные вещи. Зато благодаря приведенной цитате я могу обратить внимание всех читателей на то, как Гуссерль сбивается с феноменологических дескрипций на неизбежные «трансцендентные» полагания. Не предполагать тождество «одного и того же стола» в восприятии, значит, подвергнуть феноменологию опасности солипсизма. С другой стороны, у феноменологии нет средств установить, что ОБЪЕКТ восприятия (в данном случае – вещь материального мира) является той же самой. (Ср. о предпосылках тождества у Молчанова). Примечательно еще и то, что Гуссерль-то оказывается недостаточно последователен в своем радикализме – он никогда не хотел скатываться к «абсурдному солипсизму» и поэтому не всегда следовал за феноменами, а совершал определенное насилие над ними, пытаясь их выстроить таким образом, чтобы они были «в порядке» с его «философским бессознательным».

P.S. Кстати, я присоединяюсь к замечаниям Тугодума по поводу сообщения Alloff’a. На днях начал читать текст, предложенный к обсуждению В. Мерлиным, но, честно говоря, пока не знаю, что и ответить…. Может, сказывается нехватка времени и отсутствие общего бэкграунда. Возможно, кто из др. участников семинара найдет, что ответить? (текст-то позиционируется как феноменологический)
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Phenomen
post May 9 2005, 07:20 PM
Отправлено #316


Администратор
***

Группа: Super Moderators
Сообщений: 560

Пол: Male



Попытался вычленить некий инвариант гуссерлевского понимания "метафизического", откликаясь на просьбу Тугодума. Не претендуя на окончательное заключение, могу высказать свое представление: "метафизическими" Гуссерль обыкновенно называет неоснованные на опыте положения, положения, которые не могут быть верифицированы /фальсифицированы опытным путем (в нашем случае, опыт - это опыт сознания на основе феноменологических принципов), метафизический подход часто противопоставляется феноменологическому (основанному на сущностной дескрипции опыта).

О проблеме тождества объекта интенции, о различии между объетом и объектным смыслом (ноэмой) см. у Молчанова "Различие и опыт" (М., 2004. Стр. 261 слл, раздел "Тождество и интенциональность"). У самого Гуссерля, напр., в Идеях I, кажется в разделе, посвященном ноэтико-ноэматическим структурам. Суть: 1 ноэма - 1 объект, но одному объекту может соответствовать множество ноэм (в зависимости от модуса данности как воспринимаемому, вспоминаемому, желаемому и т.д.).
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post May 9 2005, 07:45 PM
Отправлено #317


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(Phenomen @ May 9 2005, 06:12 PM)
Об англ. переводе «The perceived thing can be, without being perceived…». Мне кажется, я понимаю интенцию Вашего перевода: «Воспринимаемая вещь может быть, не будучи воспринимаемой…». Буквально как-то нелепо звучит.
*
тем не менее, смысл именно такой. звучит как минимум сильно. а "нелепо" или нет, ещё предстоит выяснить--в зависимости от того, что в оригинале
(эл. источников у меня, к сож., нет совсем, но я постараюсь в ближайшее время достать текст в бум. виде)
QUOTE
метафизическими" Гуссерль обыкновенно называет неоснованные на опыте положения, положения, которые не могут быть верифицированы / фальсифицированы опытным путем (в нашем случае, опыт - это опыт сознания на основе феноменологических принципов), метафизический подход часто противопоставляется  феноменологическому (основанному на сущностной дескрипции опыта).
спасибо, хорошая формулировка. получается, что Хайдеггерово "Введение в метафизику" (сам выбор такого названия) было сознательным разрывом с феноменологией?
но ведь и Х. в дальнейшем ставил целью "покончить" с метафизикой--только уже другим, не-феноменологическим путем, да?
QUOTE
строго говоря, понятие «мышления» охватывает только часть подразумеваемого в понятии «сознание»
лет 15 назад, когда я участвовал в дискуссиях с представителями школы Шедровицкого, необходимо было эти сферы строго разграничивать, во избежание эквивокаций, т.к. они под "мышлением" понимали оперирование готовыми словесными смыслами и конструирование из них новых.

Сообщение отредактировал Tugodum - May 9 2005, 08:07 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Phenomen
post May 9 2005, 08:16 PM
Отправлено #318


Администратор
***

Группа: Super Moderators
Сообщений: 560

Пол: Male



QUOTE(Tugodum @ May 9 2005, 08:45 PM)
тем не менее, смысл именно такой. звучит как минимум сильно. а "нелепо" или нет, ещё предстоит выяснить--в зависимости от того, что в оригинале
(эл. источников у меня, к сож.,  нет совсем, но я постараюсь в ближайшее время достать текст в бум. виде)спасибо, хорошая формулировка. получается, что Хайдеггерово "Введение в метафизику" (сам выбор такого названия) было сознательным разрывом с феноменологией?
но ведь и Х. в дальнейшем ставил целью "покончить" с метафизикой--только уже другим, не-феноменологическим путем, да?
*



С точки зрения текстологического анализа и практики перевода это конечно интересно, но в сущности ничего не меняет. Я ведь уже ответил на это в предыдущем посте: "реалистическая" предпосылка, как и предпосылка тождества реального объекта вкрадываются в феноменологические размышления Гуссерля, хотя возможность их феноменологической (т.е. в опыте сознания) реализации остается крайне спорной (не только по моему мнению).

Что касается Хайдеггера, то как раз сейчас начинаю перечитывать "Введение в метафизику" smile.gif . На основе предшествующего знакомства с его творчеством могу сказать, что у Хайдеггера несомненно более широкий философский бэкграунд, нежели у Гуссерля, и "метафизику" он понимает с учетом коннотаций Первой философии Аристотеля, схоластов, Ницше и далее по списку. С другой стороны, в БиВ он реализовал свою фундаментальную онтологию как феноменологию, т.е. опытную науку. И я считаю, что один из основных тезисов этой онтологии (вот-бытие есть сущее, в бытии которого речь идет о самом его бытии) имеет ОПЫТНЫЕ основания (об этом в "Пролегоменах к истории понятия времени" с.307 русс. первода, кажется параграф 30, где говорится о том, что Angst есть изначальный опыт человеческого БЫТИЯ).
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post May 9 2005, 09:56 PM
Отправлено #319


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(Phenomen @ May 9 2005, 08:46 PM)
Я ведь уже ответил на это в предыдущем посте: "реалистическая" предпосылка, как и предпосылка тождества реального объекта вкрадываются в феноменологические размышления Гуссерля, хотя возможность их феноменологической (т.е. в опыте сознания) реализации остается крайне спорной (не только по моему мнению).
*
но Вы не объяснили (если я не заметил, простите), как иным способом (оставаясь, разумеется, в рамках феноменологии) избежать "опасности солипсизма", на кот. Вы там же указали.
QUOTE
в БиВ он реализовал свою фундаментальную онтологию как феноменологию, т.е. опытную науку. И я считаю, что один из основных тезисов этой онтологии (вот-бытие есть сущее, в бытии которого речь идет о самом его бытии) имеет ОПЫТНЫЕ основания
в этом трудно усомниться. как и в том, что:
QUOTE
"метафизику" он понимает с учетом коннотаций Первой философии Аристотеля, схоластов, Ницше и далее по списку
но ведь он не обязан был называть это "метафизикой", тем более--зная, что среди феноменологов это слово имеет другой смысл(если смысл, кот. вкладывал в него Х., был действительно другой). т.е. я пытаюсь понять, что он хотел сказать этим своим "жестом" .

Сообщение отредактировал Tugodum - May 9 2005, 10:02 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Tugodum
post May 10 2005, 02:08 AM
Отправлено #320


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 140

Пол: Male



QUOTE(Phenomen @ May 9 2005, 08:46 PM)
реалистическая предпосылка, как и предпосылка тождества реального объекта вкрадываются в феноменологические размышления Гуссерля, хотя возможность их феноменологической (т.е. в опыте сознания) реализации остается крайне спорной (не только по моему мнению)
*
(подумав) но выше Вы, вроде бы, признали, что независимость вещи от сознания может быть частью конституируемого сознанием ее смысла. или я Вас неверно понял? а если верно, то как можно говорить о "спорности" реализации этой "предпосылки" в феноменологическом опыте? на первый взгляд, здесь м.б. только одно из двух.
QUOTE
Хайдеггера несомненно более широкий философский бэкграунд, нежели у Гуссерля, и "метафизику" он понимает с учетом коннотаций Первой философии Аристотеля, схоластов, Ницше и далее по списку.
(подумав) но веь никто из этого списка не свободен от "неоснованных на опыте положений", т.е. --от "метафизики" в Гуссерлевом понимании (как Вы его удачно выразили), со всеми отрицательными коннотациями. т.е., как ни крути, а Х. сознательно сходит с феноменологической тропы. а уже позже пытается сойти и с тропы "метафизической". так?

Сообщение отредактировал Tugodum - May 10 2005, 02:12 AM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

23 Страницы « < 14 15 16 17 18 > » 
Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 7th June 2025 - 04:32 PM
Реклама: