IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности

post Jan 26 2009, 08:59 PM
Отправлено #1


Unregistered








Тарас Денисенко
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 26.01.2009.
Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=64

Об авторе
Go to the top of the page
+Quote Post
 
Reply to this topicStart new topicStart Poll
Ответов
Dasha
post Feb 23 2009, 07:50 PM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Users
Сообщений: 134

Пол: Female



Тарас, я придумала удачный пример для иллюстрации своей мысли.
На соседнем форуме Шкуратова «Феномен настроение: пути к осмыслению» я говорила об эвристическом потенциале той или иной научной теории, которая проверяется эмпирическими исследованиями (в философии может быть заменена мысленным экспериментом) т.е. о верификации. Хайдеггер, Шкуратов говорили, что настроение определяет сущность человека. Шкуратов не спорил, что сущность человека - это то, что отделяет его от животных (видовая характеристика). Однако при верификации этой идеи я представила милую собачку, которая от жизни собачей стала кусачей, сменила свое настроение по отношению к бытию (ведь настроение нерационально и основано на переживании).

Для Вас, Тарас, я приготовила пример с Ренатой Литвиновой. Она обратилась к Вам с проблемой – ну, предположим, пожаловалась на журналистов и других людей, которые ее осмеивают. Она, предположим, от этого страдает. Как предложенная Вами психотерапевтическая методология, основанная на смысловой аутентичности позволит решить ее проблему без изменения ее уникальности? Как Вы себе это представляете в данной ситуации помощь «в соответствующем возможному смыслу бытия этой личности ключе». Не обладая абсолютной мимикрией, через пару таких пациентов надо будет лечит уже Вас.

Хотя Ваша статья мне очень понравилась.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Тарас
post Feb 26 2009, 02:21 PM
Отправлено #3


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 147

Пол: Male



Уважаемая Даша! Спасибо за Ваш отклик на мою, в высшей степени, полемичную статью. Должен обратить внимание на определенные недоразумения в Вашем понимании самих посылок моих изысканий.
Тревога, отношение к смерти, у меня, – не «сдерживающие внешние факторы», а факторы, инициирующие волю к смыслу. Поэтому не от них лечат, а ими! Насколько уместны здесь гомеопатические аналогии, судите сами из моих разъяснений.

Прежде всего, надо различать тревогу, как проявление заботы о смысле, и страх, как боязнь потери идентичности, в том или ином смысле. И почему, тогда, настроение нерационально? Оно ведь и рассматривается как сущность потому, что оно само всегда есть основание переживаний и интенциональности в целом, то есть интенциональности в связи с трансценденцией как отношением к иному или, онтологически, к себе и как к самости, и как к представителю человеческого вида.
Хайдеггер говорит: «Интенциональное устройство отношений Dasein есть именно онтологическое условие возможности всякой трансценденции. Трансценденция, трансцендирование принадлежит сущности того сущего, которое (на ее основе) экзистирует как интенциональное <…>. Интенциональность есть ratio cognoscendi трансценденции. Трансценденция же есть ratio essendi интенциональности в ее различных видах» [Основные проблемы феноменологии, с.83].
Поэтому даже собака от жизни собачей становится кусачей именно из настроения, т.к. «овладеваем настроением мы никогда не вненастроенно, но всегда из противонастроения» [БВ, с.136]. В случае же человека, настроение проектно. И дело здесь не в том, чтобы вновь подчеркивать превосходство человека. Если отличие человека усматривается в понимании бытия как проекте, то важнее вопрос о подлинности проекта, его осмысленности. Животное, в отличие от человека, не подвержено самообману, который возникает из присущего человеку увлечения своими рационализирующими грезами.
Поэтому же и аутентичность, у меня, – не некий догматически вменяемый эталон, но то, насколько наши переживания, мотивы соответствуют смыслу нашей жизни. Этот смысл есть трансценденция, обращенная в качестве жизненной задачи к каждому из нас в уникальной ситуации. Ситуации как проекта нашего существования в целом, и как его локальных моментов. То есть смысл есть уникальная трансценденция, в том числе и в культурном отношении, то есть в отношении встречи своего «жизненного мира». И важно тогда то, что личность не только «вовлечена» в культуру, но еще и творит ее, причем, творит не только в смысле каких-то авангардных решений, но и в смысле традиции, которую она воспроизводит в своем поведении, поступках, образе жизни. Соответственно, вопрос будет в том, насколько аутентично она это делает.

Таким образом, понятие аутентичности здесь гибкое, оно всегда проблематизируется для того, чтобы мы не увязли в этих дилеммах:
культурный релятивизм (который Вы отстаиваете, говоря, что меру нормальности/ненормальности людей можно определить только изнутри той культуры, в которую они вовлечены) или статистический редукционизм (основанный на das-Man-суррогатах все той же культурной среды),
психиатрический произвол (когда потенциально ненормальны все, но некоторые «нуждаются в помощи», а некоторые нет) или гуманистический персонализм (утверждение точки отсчета понимания нормы в каждой отдельно взятой личности, ее проекте).

Поэтому экзистенциальный анализ акцентирует способность личности трансцендировать фактичность своего существования в направлении его смысла, а значит, способность этой личности отнестись к себе и, возможно, тогда самой посмеяться над какими-то своими самоидентификациями (это касательно Вашего примера с Ренатой Литвиновой, и вообще, способности различать свой образ в том или ином культурном пространстве, например, медийном, и фактичность своего существования в перспективе его проекта).
Соответственно, надо преодолевать эту патогенную дилемму мимикрия или самость. Если человеческое существование определяется как «онтическое дело» (Хайдеггер), то суть не в том, чтобы отстаивать свою уникальность перед другими, а в том, чтобы прийти к уразумению уникального смысла, который, как говорит Франкл, изменяется со дня на день, от часа к часу. Требуется, чтобы мы не цеплялись за свою драгоценную личность, а сделали ее инструментом реализации смысла. Как раз в этом собственно и усматривается ее ценность и достоинство, соответственно, аутентичность ее существования как духовная зрелость. Важно здесь и то, что в психологической науке и практике по поводу духовного измерения психической реальности, как, впрочем, и по поводу нее самой, до сих пор, имеет место либо скепсис, либо признаваемый методологически необходимым агностицизм, либо не обоснованные спекуляции. У меня по этому поводу еще одна статья должна выйти на «Phenomen.Ru». Она по техническим причинам задерживается, но, вообще, должна была появиться раньше, так как в ней собственно принципы подхода реконструируются, а в данной статье эта реконструкция в сжатом виде изложена, и в ней уже развивается один из возможных прикладных аспектов этого подхода.

Вообще, Вы говорите о психотерапии, а это отдельный, уже технический, вопрос, который я надеюсь еще в одной статье разобрать (пока нет времени ее писать). Дело в том, что сегодня много каких-то «психотехник», которые намерены что-то исцелить, но не очень ясно, по-моему, представляют основания, по которым определяются психические недуги. Моя статья как раз и предлагает предварительно продумать эти основания. Более того, в ней нет готовых решений в виде каких-то диагностических ноу-хау. Для меня важен философско-методолгический аспект психодиагностики и психотерапии, причем, не в смысле сугубо теоретической рефлексии и критики, но в смысле возможности проследить взаимосвязь теоретической и прикладной методологии с точки зрения жизненной практики и выяснить их аутентичность относительно смысла жизни. Онтологическая мера душевного здоровья и соответствующие принципы психотерапевтической методологии выясняются из доонтологического истока.
То есть предлагается методологический факультатив (пред-структура) психологической практики, который должен сориентировать ее не на сиюминутный эффект (это, кстати, касается приемлемости гомеопатических аналогий), а на выработку у человека жизненной позиции. Ведь в любой культурной среде душевное здоровье не всегда может совпадать с личностной зрелостью, и как замечает Б.С. Братусь: «если говорить о тенденциях современного общества, то надо признать, что для все большего количества людей становится характерным именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен».
Слово диагноз, конечно, не очень здесь подходит, но в данном контексте его употребления догматизм и насильственность присутствуют ровно настолько, насколько они черпаются в самом призвании быть человеком.

С уважением, Т. Денисенко.

Сообщение отредактировал Тарас - Mar 30 2009, 02:33 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
Тарас
post Feb 26 2009, 06:35 PM
Отправлено #4


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 147

Пол: Male



P.S. (Даше) Чем же все-таки восхитила статья? Неужели только академическим стилем изложения и размахом, замешанным на некой экзистенциалистской романтике, приемлемой «только для неконфликтных, нежадных людей»? Если так, то почитайте повнимательней. Никакого экзистенциализма, но экзистенциальная аналитика, опыт различий, для которого важней конфликтность как неизбывная полемика в самом существе человеческой экзистенции (см. т.ж. мой ответ на форуме Фёдору). А те или иные «-измы» – это уже синтезы, которые часто проблематичны в своих основаниях, и которые должны быть критически осмыслены относительно своей онтологической релевантности как соответствия смыслу бытия сущего, вступающего предметом синтетических построений. Например, «экзистенциализм» Сартра, который в своем стремлении избавить проект личности от «самообмана» (тенденции выдать желаемое за действительное, субстанцию за экзистенцию), лишь сам впадает в него, уничтожая трансцендентность смысла и пытаясь вывести его из «желания бытия» как стремления заполнить постулированную «ничтожность».

Так что никакой романтики. Всё предельно прагматично, в том числе и в отношении психотерапии, где задача экзистенциального анализа не в том, чтобы эмпатировать бытие Ренатой Литвиновой, там, Владимиром Жириновским (или как Вы говорите, мимикрировать под это бытие) и пытаться что-то понять, когда может оказаться, что и понимать нечего, что человек фрустрирован относительно смысла, причем, независимо от того, страдает он от этого или нет.
И не в том задача, чтобы свести все к «лучшему пониманию» как некой психопатологической конспирологии, в которой экзистенциальные аналитики соревновались бы с психоаналитиками. Осуществляемое в таком, преимущественно рефлективном, ключе осмысление патогенных механизмов имеет весьма опосредованное отношение к смыслу как уникальной трансценденции. Возникает соответствующая трудность в понимании направленности аналитической работы в процессе коммуникации специалиста и его подопечного, а также, затрудняется осмысление динамики оптимизирующего эффекта как устранения или упреждения фрустрации смысла. По отношению к пациенту, аналитик должен соединить «личностную вовлеченность с непреодолимой дистанцией» (Ясперс), и его работа с уникальным проектом пациента всегда сопряжена с распределением компетенции: в чем, насколько, в какой момент ответствен аналитик, а в чем он должен возложить ответственность на пациента? Это основные вопросы аналитической работы, в которой аналитик не должен никого замещать для пациента, провоцировать у него излишнюю саморефлексию или «учить жизни» (последнее, не без оснований, приписывается критиками экзистенциальным психотерапевтическим подходам). Задача, поэтому, в том, чтобы привить пациенту в процессе психотерапевтической коммуникации способность находить тот оптимальный режим использования своего духовно-душевного потенциала, который позволит найти соразмерные ситуациям и преднаходимому в них смыслу решения, превратить те или иные жизненные трудности в мобилизующий ресурс. Оптимизирующая работа аналитика рассматривается тогда как сократический диалог, который, однако, переосмысливается таким образом, что ведущую роль в нем играет не платоническое созерцание универсальных сущностей, но аристотелевский фронезис (практическая мудрость), нацеленный на уникальный смысл как «интенциональный референт» проблемных ситуаций пациента.

С уважением, Т. Денисенко.

Сообщение отредактировал Тарас - Mar 30 2009, 02:54 PM
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
  Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности   Jan 26 2009, 08:59 PM
Евгений Волков   Вероятно данная работа является ценным вкладом в и...   Jan 26 2009, 11:29 PM
Тарас   Уважаемый Евгений! Вот мои комментарии на Ваш...   Jan 27 2009, 03:57 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Вы совершенно напрасно отожд...   Jan 27 2009, 11:47 PM
Тарас   Уважаемый Евгений! Думаю, все-таки, расхождени...   Jan 28 2009, 06:37 PM
Тарас   P.S. Да, забыл, вот еще интересное исследование по...   Jan 28 2009, 06:57 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Вы можете представить себе с...   Jan 28 2009, 11:41 PM
Тарас   Уважаемый Евгений! Да, дело в исходных данных ...   Jan 29 2009, 03:16 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Вы соотносите искусство объя...   Jan 30 2009, 12:18 AM
Тарас   Уважаемый Евгений! Все-таки, как я все больше ...   Jan 30 2009, 04:27 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Не могли бы Вы прокомментиро...   Jan 30 2009, 08:25 AM
Тарас   Евгений, Ваши вопросы – это такой тест на солипси...   Jan 30 2009, 08:45 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Спасибо за содержательный от...   Feb 1 2009, 02:59 PM
Тарас   Здравствуйте, Евгений! У меня тоже аналогичные...   Feb 2 2009, 02:15 PM
Dasha   Уважаемый Тарас Денисенко. Прекрасная статья. Полн...   Feb 20 2009, 03:26 PM
Федя   Проблема Нормы и Патологии намертво связана с опр...   Feb 21 2009, 03:27 PM
Тарас   Уважаемый Фёдор! Благодарю за отзыв на мою ста...   Feb 26 2009, 05:15 PM
Тарас   Уважаемый Фёдор, я вовсе не утверждаю, что «Конфли...   Feb 27 2009, 04:01 PM
Федя   Мне посчастливилось дотронутся рукой до изразцовог...   Feb 28 2009, 12:23 PM
Тарас   Уважаемый Фёдор. Сознание есть и «функциональная ...   Feb 28 2009, 07:55 PM
Dasha   «В соответствии с этим, в качестве исходных пробле...   Feb 23 2009, 05:10 PM
Dasha   Тарас, я придумала удачный пример для иллюстрации ...   Feb 23 2009, 07:50 PM
Тарас   Уважаемая Даша! Спасибо за Ваш отклик на мою, ...   Feb 26 2009, 02:21 PM
Тарас   P.S. (Даше) Чем же все-таки восхитила статья? Неуж...   Feb 26 2009, 06:35 PM
Федя   Если Предметом рассуждения принять "Опыт раз...   Feb 27 2009, 09:33 AM
Тарас   Даше. Так чем же, все-таки, восхитила статья? Неу...   Feb 28 2009, 08:32 PM
Федя   Сознание представляет собой понятие, описывающее ...   Mar 1 2009, 12:54 PM
Dasha   Тарас, чем понравилась статья? – Очень сложно отве...   Mar 1 2009, 12:46 AM
Тарас   Даше. Думаю, дело вовсе не в «абсолютизме», которы...   Mar 1 2009, 03:57 PM
Тарас   [отредактированный текст] Уважаемый Фёдор. Сознан...   Mar 1 2009, 10:44 AM
Тарас   Фёдору. С этим Вашим чувством сомнения, Вы призыва...   Mar 1 2009, 09:29 PM
Тарас   Фёдору (дополнения к сообщению 01.03.09). Дуализм ...   Mar 2 2009, 07:43 PM
Федя   "Дуализм Здравого Смысла"- понятие пред...   Mar 3 2009, 09:11 AM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Как ваши студенты, не забыли...   Mar 3 2009, 12:20 AM
Тарас   Фёдору. Задумайтесь, почему Вы убеждены, что «форм...   Mar 3 2009, 04:53 PM
Тарас   Фёдору. Задумайтесь, почему Вы убеждены, что «форм...   Mar 3 2009, 05:18 PM
Тарас   Уважаемый Евгений! Начну с недоразумений, кот...   Mar 3 2009, 08:51 PM
Тарас   P.S. (Евгению Волкову) И еще. Там, где наука стави...   Mar 3 2009, 09:29 PM
Царёв Павел   Тарасу! Вы: «Так вот это оперирование должно р...   Mar 4 2009, 05:45 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Спасибо за правильное понима...   Mar 4 2009, 02:43 PM
Федя   Человек и его личность возникла в результате Сово...   Mar 5 2009, 09:37 AM
Евгений Волков   Феде. Не сомневаюсь, что ваша личность возникла от...   Mar 5 2009, 01:05 PM
Тарас   Павлу. Не просто оптимизация, а оптимизация в отн...   Mar 5 2009, 03:27 PM
Царёв Павел   Тарасу!. «Блин», умный Вы человек. Поэтому, вм...   Mar 5 2009, 05:13 PM
Федя   Признавая Смысл трансцедентной категорией вы увод...   Mar 6 2009, 09:28 AM
Царёв Павел   Уважаемый Тарас! Довольно трудно «подступитьс...   Mar 7 2009, 09:38 AM
Царёв Павел   ПРОДОЛЖЕНИЕ….К тому, что ОНТОЛОГИЯ, ЛЮБАЯ онтологи...   Mar 7 2009, 09:40 AM
Dasha   Федя, если Вы пошутили, то удачно. Если же серьезн...   Mar 5 2009, 04:19 PM
Федя   Это не шутка, Даша. Это призыв к ВМЕНЯЕМОСТИ. Ес...   Mar 6 2009, 08:51 AM
Dasha   Тарас, может быть я все о своем... Но как Вы опред...   Mar 5 2009, 04:28 PM
PhW   Тарас, весьма любопытная статья. Несколько перегр...   Mar 5 2009, 07:58 PM
Царёв Павел   PhW! Вы: «При этом "подсознательная духов...   Mar 6 2009, 05:41 PM
Евгений Волков   Уважаемая, Даша! Очень импонирует мне ваш задо...   Mar 5 2009, 08:01 PM
Евгений Волков   Даша. отпавить через сайт не получилось. если есть...   Mar 5 2009, 08:14 PM
PhW   Устыдились-бы Евгений Волков, Неискушенных студен...   Mar 5 2009, 09:33 PM
Царёв Павел   Зубы обломает... Такие у нас "студентки...   Mar 6 2009, 05:43 PM
Евгений Волков   Для PhW! могу направить и вам свою работу, есл...   Mar 5 2009, 10:32 PM
PhW   Нет, Евгений Волков - не пожелаю. Ваша работа мне...   Mar 6 2009, 04:40 AM
Евгений Волков   для PhW. кому поп, кому попадья, а вам видимо инте...   Mar 6 2009, 09:12 AM
Dasha   Федя, да, мне это понятно. Вероятно, наличие кривы...   Mar 6 2009, 11:55 AM
Dasha   А почему студентки? Представьте, например, в лучше...   Mar 6 2009, 05:53 PM
Царёв Павел   А! Всё равно... Лишь бы человек хороший попалс...   Mar 6 2009, 10:07 PM
Евгений Волков   Павел, а я вас уважал.   Mar 6 2009, 08:15 PM
Царёв Павел   Я Вас тоже, пока Вы не "влезли" с моим в...   Mar 6 2009, 10:04 PM
Тарас   Уважаемый PhW! Классификацию категории «душевн...   Mar 6 2009, 11:29 PM
Тарас   Федору. М-да! Героически выйдя из «дебрей теол...   Mar 7 2009, 01:36 AM
Федя   Очень глубокий, продуманный ответ и реакция челов...   Mar 7 2009, 11:06 AM
Тарас   Даше. Психотерапевтической практикой я не занимаю...   Mar 7 2009, 03:56 AM
PhW   Павел, ваши тексты всегда удовольствие читать. У в...   Mar 7 2009, 09:36 AM
PhW   Тарас, спасибо за ценные комметнарии. Пятница рас...   Mar 7 2009, 09:56 AM
Тарас   Федору. См. OUTPUT этого «ящика» ниже. Евгению и ...   Mar 7 2009, 02:35 PM
Федя   Смотрю ниже и не вижу членораздельного текста. В...   Mar 8 2009, 08:32 PM
Тарас   Кроме, на мой взгляд, неприемлемых в режиме данно...   Mar 15 2009, 02:21 PM
Федя   Пред - структура понимания и формирования моей Вс...   Mar 20 2009, 09:50 AM
Dasha   Мое представление о научной дискуссии сформировало...   Mar 7 2009, 03:22 PM
Тарас   Даша, не принимайте близко к сердцу всякие взаим...   Mar 7 2009, 04:50 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Рекомендую прочитать доклад ...   Mar 8 2009, 12:55 AM
PhW   Одна из причин - почему философмя не наука - потом...   Mar 8 2009, 10:17 PM
Dasha   Тарас, спасибо за поздравления. Я честно прочитала...   Mar 9 2009, 12:56 AM
Федя   Мне как то неловко в тысячу первый раз уточнять, ...   Mar 10 2009, 12:05 AM
Тарас   Уважаемый PhW. В своей рецепции философского проек...   Mar 9 2009, 06:43 PM
PhW   Даше, На этом форуме иногда такие тертые зубры пр...   Mar 9 2009, 07:46 PM
Dasha   Зубрам. Нет, я не боюсь, что снесет потоком. Я – п...   Mar 10 2009, 03:33 AM
Царёв Павел   Даше!.. Даша – ну, нельзя же так… Нас всего на...   Mar 10 2009, 05:11 PM
Царёв Павел   Даше! Спасибо за ссылку… Это «снимает» половин...   Mar 10 2009, 06:18 PM
PhW   ОК, давайте засучив рукава, как предлагает Тарас, ...   Mar 10 2009, 07:11 PM
Dasha   Приношу извинения, я была очень злой, думала вообщ...   Mar 10 2009, 08:47 PM
PhW   Да - действительно "Человек играющий" - ...   Mar 11 2009, 07:46 AM
Тарас   Предоставив свой опыт осмысления проблемы норматив...   Mar 11 2009, 03:22 PM
PhW   Тарас, вы же по какой-то причине не в толстый журн...   Mar 11 2009, 06:38 PM
Dasha   и до "изобретателей" велосипеда после 1...   Mar 11 2009, 07:15 PM
Dasha   Тарас, когда Вы дочитаете статью (отрывок из книги...   Mar 11 2009, 08:58 PM
Dasha   А что касается "драки", то такое бывает ...   Mar 11 2009, 09:05 PM
Тарас   Даше (и ВСЕМ) Менторский тон, возможно, прозвучав...   Mar 12 2009, 02:28 PM
Тарас   Уважаемый Павел! Должен отметить дельное отнош...   Mar 14 2009, 08:16 PM
Dasha   Тарас, трудно сейчас найти ссылку в Ваших сообщени...   Mar 17 2009, 02:19 PM
Тарас   Даше Это сообщение 07.03.09., 12:29 AM, адресованн...   Mar 17 2009, 03:21 PM
Dasha   А.., ну может быть, если это не о неком среднестат...   Mar 17 2009, 03:50 PM
Тарас   То-то и оно, что если бы у Хайдеггера всё сводилос...   Mar 17 2009, 06:26 PM
Тарас   Даше А в той дискуссии («Феномен настроения: пути ...   Mar 17 2009, 07:08 PM


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 2nd May 2024 - 03:21 PM
Реклама: