Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
![]()
Отправлено
#1
|
|
Unregistered ![]() |
Тарас Денисенко
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 26.01.2009. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=64 Об авторе |
![]() ![]() ![]() |
Евгений Волков |
![]()
Отправлено
#2
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 365 ![]() |
Вероятно данная работа является ценным вкладом в изучение воздействия на механизм общественных отношений. Недостаток работы или наоборот ее достоинство является то, что многие выводы нельзя применять в общефилософских вопросах без знания функционирования механизма общественных отношений, а исключительно к как способ восстановления целостности личности в случае ее расстройства.
|
Тарас |
![]()
Отправлено
#3
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Advanced Users Сообщений: 147 Пол: Male ![]() |
QUOTE(Евгений Волков @ Jan 27 2009, 12:29 AM) Вероятно данная работа является ценным вкладом в изучение воздействия на механизм общественных отношений. Недостаток работы или наоборот ее достоинство является то, что многие выводы нельзя применять в общефилософских вопросах без знания функционирования механизма общественных отношений, а исключительно к как способ восстановления целостности личности в случае ее расстройства. Уважаемый Евгений! Вот мои комментарии на Ваши замечания. Если речь идет об "изучении воздействия" и "способе восстановления целостности личности в случае ее расстройства", то тем самым уже затрагивается технический аспект методологии психотерапии. Это отдельная тема, которую я надеюсь рассмотреть в будущей публикации. Конечно, и эта статья ориентирована на методологию психотерапии, но в ней акцентирован диагностический момент психотерапевтической коммуникации. Поскольку всякая терапия нацелена на устранение определенных недугов, требуется предварительно выяснить критерии, по которым определяются эти недуги, выявить предпосылки диагностики, и в соответствии с этим, уже осмысливать принципы и цели терапевтического воздействия. Поэтому в данной статье поднимается старый, но не получивший до сих пор исчерпывающей проработки вопрос о границах нормы-патологии. И для меня, прежде всего, важен философско-методолгический аспект этого вопроса, причем, не в смысле сугубо теоретической рефлексии и критики, но в смысле возможности проследить взаимосвязь теоретической и прикладной методологии с точки зрения жизненной практики и выяснить их релевантность относительно смысла жизни. Онтологическая мера душевного здоровья и соответствующие принципы психотерапевтической методологии выясняются из доонтологического истока, или "пред-структуры понимания". Это как раз касается применения выводов моей работы в решении общефилософских вопросов. У меня эти вопросы формулируются в русле методологии, причем, с ориентацией не только на психопатологичекую и психотерапевтическую теорию и практику, но на онтологию человеческого существования. Другое дело, что Вы, насколько я понял, настаиваете на приоритете общественных отношений в осмыслении этой онтологии. В принципе, такой, марксистский постанов вопроса и актуален, и для меня лично глубоко не чужд. Но не менее важным и актуальным я считаю вопрос о личности, о который, надо признать, споткнулась марксистская традиция. Поэтому начинать, все-таки, надо с пред-структуры понимания бытия личности, а затем двигаться в сторону общественных отношений, интерсубъективной коммуникации и т.д. И здесь вовсе нет ни какого солипсизма, как полагает, например, Хабермас. Во-первых, личность, в данном случае, – не просто индивидуум сам по себе, но субъект как основание наук о человеке. (У меня на "phenomen.ru" скоро должна выйти еще одна статья, в которой об этом подробнее говорится.) Во-вторых, если подлинная забота (решимость), согласно Хайдеггеру, "уединяет", то тем самым лишь подчеркивается авторство субъектов как источников коммуникативной интеракции. И хотя уразумение смысла, о котором заботится самость, здесь и есть наисобственнейшая возможность "онтического дела" ее существования, зависящая только от нее, эта возможность не является, тем не менее, каким-то ее сугубо приватным предприятием, чем-то таким, по поводу чего она "себе на уме". Смысл преднаходится в "совместном мире", поэтому его уразумение и реализация должны, по всей видимости, осуществляться, преимущественно, в меру совместной решимости. То есть решимость коммуникативна по определению, будучи открытостью для понимания возможностей интерсубъективной коммуникации, на которой основываются общественные отношения и институции. Поэтому "смысловая аутентичность" может рассматриваться не только как мера в понимании психических недугов, но и как, например, мера в осмыслении нормативных оснований политической науки и практики. Другое дело, что критерии, составляющие эту меру, не являются жесткими. В них принципиально не выполнима математическая точность. Человек может чувствовать себя вполне комфортно, и не заботясь о смысле жизни. Равно как и проявляя эту заботу, он может испытывать психологические проблемы. Но чтобы какая-то определенность все-таки была, я связываю свои критерии с личностной зрелостью и устанавливаю их, осмысливая духовное измерение психической динамики. Это очень важно в том смысле, что в социально-гуманитарных науках по поводу этого измерения, на данный момент, имеет место либо по инерции сохраняющийся скепсис, либо признаваемый методологически необходимым агностицизм, либо не понятно на чем основанные спекуляции. Конечно, в выводах моей статьи больше перспективы, нежели решения. Но вот сегодня очень много говорится о развитии применительно к судьбе нашей страны в целом и отечественной науки в частности. И задача философско-методологического анализа здесь, по всей видимости, должна заключаться в выяснении онтологического смысла категории развития, соответственно, в разработке подхода в выявлении механизмов, делающих человека (и как субъекта социально-исторических процессов, и как субъекта познания) способным к развитию, а также, в сопутствующем осмыслении реальных экзистенциально-психологических барьеров. Без этой рефлексии разговоры о развитии ни к чему не приведут, и все, как это часто у нас бывает, спустится на тормозах. |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 8th February 2025 - 02:06 PM |