Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
![]()
Отправлено
#1
|
|
Unregistered ![]() |
Тарас Денисенко
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 26.01.2009. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=64 Об авторе |
![]() ![]() ![]() |
Евгений Волков |
![]()
Отправлено
#2
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 365 ![]() |
Уважаемый, Тарас!
Вы совершенно напрасно отождествляете мои взгляды на общественные отношения с марксистскими взглядами. К.Маркс допустил генеральную ошибку в своей теории. По этому его ранние работы ни как не стыкуются с его поздними. Он вывел происхождение эксплуатации из семейных отношений, поставил в основу своих рассуждений человека как элемент возникновения системы государство, не нашел философского различия между государством и обществом. Вы же пытаетесь раскрыть категорию развитие все через того же человека, как и все остальные философы, включая К. Маркса. Но существуют две категории развития. Развитие государства (системы государство) и развитие человека в обществе. Последнее постоянно применяют в исследовании развития системы государство, что совершенно недопустимо. Я акцентировал ваше внимание на применение ваших исследований на человека в обществе, но не системы государство, а лишь как исследование воздействия на общественные отношения. Практически все общефилософские проблемы вытекают из попыток раскрыть именно систему государство, а раскрытие развития человека здесь актуально только в понимании механизма воздействия на механизм общественных отношений. В системе государство сталкиваются две заботы, две решимость как вы это выражаете. В действительности, если на это взглянуть глубже сталкиваются два права, предопределяющих столкновение двух воль. Двух не в смысле двоих индивидов, а представителей (не важно их количество) двух противоположных областей государства: области труда и области управления. Причем здесь мало приемлемо выражение забота. Но это дело вкуса. Ни какая решимость отдельно от решимости другого или как я утверждаю, права отдельно от права другого не существует. Это абсолютно неразрывное состояние. Из этой совокупности вытекает разность между волей каждого, образующие общую волю. Любая попытка рассмотреть это в отдельности всегда обречена на провал. Это доказала история. Недавно в публичной лекции доктор исторических наук Игорь Данилевский привел пример субъективности оценки взгляда каждого из нас на какое либо событие, в том числе и историческое. Он утверждал, что как бы мы объективно не пытались оценить то или иное явление оценка будет всегда субъективна. Так и в системе государство. Невозможно ее понять, не исследуя совокупность, не исследуя систему общественных отношений, систему права и рабочей силы. Именно из этой совокупности, из этих элементов общественных отношений исходит понимание нашего с вами бытия. Вот здесь и пригодилось бы исследование воздействия на каждого индивида в момент возникновения общественных отношений, отражающегося на общественных отношениях. Но при этом всегда надо понимать действие на каждого из нас системы государство, то есть права, его уровня в каждый исторический период. Казалось бы, мы сами создаем эти отношения, но при этом они всегда на нас воздействуют (предыдущие общественные отношения). Возник сей круговорот, с момента превращения членов стада в разумные существа, как подчеркнул здесь на сайте Павел Царев. Но вернемся к вашей работе. Вы пишите: «Поэтому "смысловая аутентичность" может рассматриваться не только как мера в понимании психических недугов, но и как, например, мера в осмыслении нормативных оснований политической науки и практики. Другое дело, что критерии, составляющие эту меру, не являются жесткими. В них принципиально не выполнима математическая точность. Человек может чувствовать себя вполне комфортно, и не заботясь о смысле жизни. Равно как и проявляя эту заботу, он может испытывать психологические проблемы. Но чтобы какая-то определенность все-таки была, я связываю свои критерии с личностной зрелостью и устанавливаю их, осмысливая духовное измерение психической динамики. Это очень важно в том смысле, что в социально-гуманитарных науках по поводу этого измерения, на данный момент, имеет место либо по инерции сохраняющийся скепсис, либо признаваемый методологически необходимым агностицизм, либо не понятно на чем основанные спекуляции». Действительно, смысловая определенность не только мера понимания, а главное мера раскрытия основ возникновения понимания. Но этот критерий необходимо применять с особой осторожностью, каждый раз сознавая абсолютную индивидуальность каждого. По этому попытка раскрывать сущность нашего бытия через зрелость личности обречена на провал. Вы ошибаетесь, утверждая о невозможности математических просчетов возникающих отношений между людьми. Главное надо понять, что брать за основу. Элементарная философия дает такую возможность. Можно просчитать не только уровень прав, но даже теневой капитал в государстве. Но главное, Элементарная философия показывает оптимальный путь развития общества в системе государство. Не подумайте, что Элементарная философия дает абсолютные знания о государстве и обществе. Дает только направления в их познании и возможность достаточно точно рассчитывать возможный результат принятых обществом решений, действий. Не способность социальных наук в их нынешнем состоянии раскрыть сущность развития общества в системе государства объясняется просто. За основу берется конкретный человек с его физико-биологической основой (пред-структуры понимания бытия, если я вас правильно понял), а не пространственные границы системы человек. В этом у нас принципиальные расхождения. Когда общество поймет и разберется, где возникает начало бытия, общество сможет развиться, продвинуться так далеко, что сейчас это кажется фантастикой. Кстати, пространственная граница право (разница прав) определяет общую волю как количественную категорию, а как качественная – общая воля возникает под воздействием все того же права (состоявшегося уровня прав) до момента возникновения общественных отношений, а также традиционных, религиозных, антирелигиозных, политических, идеологических и других воздействий. Но на границе этих воздействий существует вопрос о границах нормы-патологии, ранее сформированных предыдущими общественными отношениями и только общественными отношениями, формирующих волю индивида. По этому я и сообщил вам о границах рассмотрения и применения вашей статьи. С уважением Евгений Волков. |
Тарас |
![]()
Отправлено
#3
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Advanced Users Сообщений: 147 Пол: Male ![]() |
Уважаемый Евгений! Думаю, все-таки, расхождения у нас с Вами не столь принципиальны. Как это часто бывает в современных дискуссиях, мы проецируем расхождения в частностях на полемику о началах или о тех же моментах "возникновения общественных отношений", "превращения членов стада в разумные существа". Кстати, не совсем понятно, что под этими моментами подразумевается. Где они исторически локализованы? Если это в широком в смысле эволюционизма говорится, то я считаю, как раз здесь следует усматривать одну из ошибок классической новоевропейской традиции. Разумеется, исправлять эту ошибку надо не в ущерб историчности, проектности человеческого бытия, и в эпистемологическом, и в онтологическом, и в жизненно-практическом отношении. То есть не в ущерб проекту Модерна в целом. (Наверно, здесь у нас с Вами будут расхождения, т.к. сама тема чрезвычайно полемична, и, возможно, "моменты" Вы понимаете шире, чем просто этапы эволюции.) И вот тут как раз аналитика Dasein и помогает. Мне кажется, что Вы не дооцениваете ее эвристического потенциала, который, впрочем, до сих пор, в целом не достаточно понят и не задействован в науке. "Забота" – универсальное понятие (причем здесь вкус?!). В то же время, это понятие добыто на дотеоретическом уровне. Будучи универсальным структурообразующим принципом человеческого бытия-в-мире, забота присуща нам всегда и везде, даже если мы не изъявляем желания заботиться о чем бы то ни было. Именно в этом смысле говорится: "от себя не убежишь". Поэтому забота лежит в основе ценностных отношений, интеракций и т.д., в том числе, и в основе права. Соответственно, этими отношениями конкретизируется проектирование смысла жизни. В противном случае (если бы не было заботы, как всегда уже имеющейся и несводимой к своим частным проявлениям заботы о смысле), не возможно было бы никакого воздействия на общественные отношения, а значит и вот этих самых различий субъекта труда и субъекта управления, общества и государства и т.д.
Теперь, по поводу критериев и методологии. Именно в силу того, что каждый из нас есть уникальный индивидуум, математический метод неприемлем. Причем, неприемлем к экспликации онтологической меры понимания, то есть меры понимания нормообразующих оснований. Это видно на примере все той же проблемы нормы-патологии, так как определение нормы оборачивается тогда парадоксом: среднестатистическим нормальным оказывается крайне редкое явление (при условии 10-ти оцениваемых параметров, "нормален" один индивидуум из 1024-х) вопреки исходному представлению о среднем нормальном как наличном у большинства. Я не специалист в области права, но, по всей видимости, и здесь с математическим методом, применяемым к пониманию основ правовой нормативности, возникнет аналогичная ситуация. Здесь, наверно, можно усмотреть еще один момент наших с Вами расхождений, которые, впрочем, обусловлены тем, что мы из разных наук и методологических парадигм смотрим на то, о чем говорим. Однако, что касается интерсубъективных отношений, во всем широком спектре их конкретных (онтических) модификаций, то я признаю, что в определенных случаях калькуляция решений и действий даже необходима. Что касается "личностной зрелости", то здесь тоже не следует спешить с констатацией "провала". Надо проверять, а не пессимистически отмахиваться! Ведь именно здесь появляется возможность выяснить сущностную динамику "моментов возникновения" и обратные по отношению к ним процессы, а именно, то, каким образом человек, как существо разумное и политическое, отчуждает эти свои метафизические атрибуты? Фрейд показал, что человек, даже при биологической зрелости, может быть в чем-то инфантилен, Сартр показал, что при видимой моральной зрелости, человек подвержен самообману. Но, сопоставляя концепции Хайдеггера и Франкла, мы видим, что это лишь человек в его "несобственной" динамике, и что там, где Фрейд видел только "Оно" и "принцип удовольствия", а Сартр – "для-себя" как "ничто" и странным образом появляющееся из этого "ничего" "желание бытия", – там есть "тревога" как "подсознательная духовность" и источник "воли к смыслу", которые собственно и делают человека человеком, личностью, способной в ситуации поступка, коммуникации мобилизовать себя для уразумения смысла, реализовать понимание как свою экзистенциально-метафизическую мощь (Möglichsein). В этом – "зрелость", которая, конечно, не выполняется ни у кого в абсолюте. Важнее же то, что я как раз тоже предлагаю свой проект "Элементарной философии", в которой четко фиксируются единство и различие универсального и индивидуального, субъективного и объективного, субъектного и объектного, теоретического (работа обоснования) и практического (разумеется, применительно к обществу, на государство пока не замахиваюсь ![]() Элементарная философия, как я это вижу, должна вести, так сказать, к "общему знаменателю" в понимании различных аспектов нормативности приемнительно к динамике (которую статистика также не способна зафиксировать) общественной жизни в ее связи с социально-гуманитарным знанием. В качестве такого знаменателя и выступает пред-структура, фундаментальным определением которой является забота. "Момент возникновения", в определяемой таким образом пред-структуре, понимается как "ситуативная интуиция", или "мгновение ока" (см.: примечание 13 моей статьи и ту часть текста, к которому оно относится). Есть уверенность, что при серьезном осмыслении динамики социально-исторического субъекта в намеченной таким образом перспективе момент истины станет не поводом для болтовни, но результатом осмысленных коммуникативных действий, стратегическим консенсусом, необходимым в развитии. И именно здесь появляется возможность преодолеть трагический раскол между метафизической надситуативностью и прагматическим ситуационизмом. Возможность выполнить то насущное требование, на которое в своих аналитических очерках указал С.Е. Кургинян, говоря о необходимости обнаруживать, в процессе полемики о судьбе развития в России и мире, "связь между актуальным (буквальным содержанием полемики) и фундаментальным (историософским, метафизическим) смыслом, прочитываемым за актуальностью», и параллельно этому разрабатывать "с колес", аппарат, позволяющий глубже понять нечто, волнующее нас всех. Причем нечто такое, что, не являясь злобой дня, действительно нас всех к себе притягивает" (см.: http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/08/780/21.html). Конечно, на данном этапе, мой проект еще весьма сыроват. И в этом смысле также справедливы Ваши замечания о границах применения предлагаемого в статье подхода. Но, например, вот эта наша с Вами дискуссия и есть, по сути, продвижение, пусть бесконечно малое и проблематичное относительно своих результатов для каждого из нас, к моменту истины как решимости (= "мгновению ока"), которую мы, каждый в своей ситуации реализуем. С уважением Тарас Денисенко. Сообщение отредактировал Тарас - Mar 30 2009, 02:25 PM |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 7th February 2025 - 10:06 PM |