Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
![]()
Отправлено
#1
|
|
Unregistered ![]() |
Тарас Денисенко
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 26.01.2009. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=64 Об авторе |
![]() ![]() ![]() |
Евгений Волков |
![]()
Отправлено
#2
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 365 ![]() |
Уважаемый, Тарас!
Вы можете представить себе ситуацию, когда изучение атома происходило бы в опыте ударения стулом по столу. Расписывались бы сотни трактатов: как летят щепки, возможно гвозди, клей, в какой последовательности, с какой силой, как эти щепки отражаются от пола, как влияет ветер от раскрытой форточки и еще бы учитывались сотни, тысячи факторов. Но при этом в изучении атома человечество не продвинулось бы ни шаг. Точно такая ситуация в философии. Столько мудрых трактатов, написанных вполне искренне и очень одаренными людьми, гениальными людьми, но так и не сумевших раскрыть такие понятия как человек, общество, государство и вытекающие их них другие понятия. Спрашивается, почему не описаны эти понятия? А написаны тысячи, противоречащие друг другу. Все дело, как вы понимаете, в исходных данных для опыта. Почему то всегда берется для изучения человека, общества, государства индивид, личность, но не пространственные границы системы человек, не взаимосвязь пространственных границ индивидов. В этом вся штука. Только по этому за столько веков человечество не продвинулось ни на шаг. Вы упираете на понятие забота. Давайте рассмотрим его более внимательно как философскую категорию и как бытовую. По Хайдеггеру забота – бытие сущего, содержащего в себе три структурных моментов существования: устремление вперед, увенчивающееся страхом, заброшенность и забвение. То есть по Хайдеггеру забота есть вопрос бытия, а ее зов есть совесть. Видите как все накручено. В бытовом понимании забота есть помощь слабому, близкому человеку, а я добавлю, основанному на праве и обязанности. Если человек не чувствует в себе право позаботиться о ком-то, он никогда о другом не позаботится. Иногда это право выражается обязанностью, но в конечном итоге всегда имеет место совокупность права и обязанности, что и подразумевает понятие забота. Рассматривая бытовое понимание забота, видно даже не вооруженным философскими знаниями глазом, что имеет место отношения двух людей, двух групп людей, где один находится в неком подчиненном, зависимом положении по отношению к другому. Но всегда имеется связка двоих и более людей, стоящих на противоположных общественных или государственных позициях. У Хайдеггера определение заботы тоже выражает отношение между двумя людьми. но эти отношения так далеко скрыты в понимании, что это вероятно не понимал и сам Хайдеггер. По этому его определение ошибочно направлено на раскрытие личности, а не отношений двух индивидов. И такая направленность сыграла с Хайдеггером злую шутку. Привела его в лагерь нацистов. Будь он тогда в Советской России, с таким же успехом он был бы большевиком. Его личный страх отразился на его философском понимании бытия. (Мое личное мнение). Исследуя отношения между людьми, нельзя одновременно исследовать право и обязанность в одном человеке. Эти понятия в общественных отношениях раскладываются на разных индивидов. То есть абстрактная формула государства: право – рабочая сила, подразумевает право – обязанность. Но так как обязанность имеет материальное и математическое выражение через рабочую силу, то она остается в уме. С указанной вами книгой «кризис нормативности» Ерохова И.А я не знаком. Но прочитав введение на указанном вами сайте, она стала мне не интересна, так как имеет место «изучение атома в ходе опытов со стулом и столом». Кроме того в этой книги много недомыслия к сожалению, хотя ее писал безусловно одаренный человек. Но вернемся к «нашим баранам». Вы заостряете вопрос о моменте возникновения разума человека, возникновения общественных отношений. Конечно в историческом смысле это интересно и в этом вопросе заложена нескончаемая полемика. Согласен с этим и согласен с тем, что никто и никогда не ответит на этот вопрос. Но нужно ли вообще это в философии? Как базис для всех наук о человеке и обществе, философия отвечает на совсем другой вопрос. Как найти математический метод познания человека, общества, государства? Математика оперирует цифрами. По этому возникновение общественных отношений – эта действительно историческая точка, в математическом смысле равная нулю, то есть мы ее принимаем за ноль. Начало отсчета совместных, разумных действий между людьми. Многие философы, и в первую очередь Христос предсказали окончание существования человека в системе насилия, в системе права. Но лучше об этом говорит марксизм, указывая как цель коммунизм на земле. То есть указана следующая точка развития человечества в системе права – коммунизм. Только не смешивайте цель и методы ее достижения. Цель да, методы нет. Сейчас слово коммунизм оболгано и именно благодаря методам его достижения, но кто бы и что ни говорили, общество развивается и в конечном итоге придет в иное не государственное состояние. Сумеет отказаться от права как основы своего существования. Это вторая точка отсчета, позволяющая математически просчитать общественные отношения, принимаемая за единицу. То есть весь путь развития общества в системе государства принимается за единицу. Вся фишка в том, что на заре возникновения общественных отношений в системе государство у двух индивидов были совершенно разные права. У тех, кто возвысился над другими была власть и 100% право на рабочую силу тех кто стоит инже их на социальной лестнице. У тех, кто был по другую сторону общественных отношений, тех кто подчинялся, то есть управляемую часть населения в государстве право на собственную рабочую силу равнялось нулю. В Элементарной философии я называю и тех и других областью управления и областью труда. Теперь представьте, что право выражает уровень зарплаты, уровень власти народа в государстве, уровень демократических свобод, хотя последнее выражение не корректно. Так как свобода есть конечное состояние человека вышедшего из системы власти, системы государства, системы права. Но с определением демократических в общем то приемлемо. Такой математический метод уже сейчас позволяет рассчитать уровень прав народа в государстве. Один из расчетов, я на сайте об этом писал, показал, что право пользования с 1851 года в России не только не выросло как в странах Европы, но и даже значительно упало, в некоторых случаях втрое. И такие расчеты имеют прикладное значение для развития идеологии и внутренней политики государства. Отсюда и философия становится прикладной, превращается в науку. В своей работе я поднял вопрос о Хартии философского языка. Это не имеет ни какого отношения как здесь некоторые пишут к однозначности, а установление некого закона в отношении понимания нескольких основных понятий. Это помогло бы перевести философию в русло науки и позволило бы обществу лучше осознать свое бытие. Общественное принятие общеобязательных для всех некоторых понятий привело бы не только к фиксации динамики развития системы государство, в чем вы напрасно сомневаетесь, но в таких деталях как статистика навела бы существенный порядок. Уже сейчас достаточно изменить некоторые параметры статистического учета и исчезнет такое понятие как теневой капитал. Его просто не будет, так как он сразу же становится «светлым». Совершенно не надо для этого ни каких строгостей. Все просчитывается через формулу Х = 1 – У. Но на этом сайте не раскроешь. Надо писать кучу формул и расчетов. Вы хорошо сказали, что нужна «возможность преодолеть трагический раскол между метафизической надситуативностью и прагматическим ситуационизмом». Но если вы положите в основу все туже заботу результата вы не получите. В основе возникновения общественных отношений лежит право. Только через него можно разобраться в нашем бытие и преодолеть указанный вами раскол. С уважением Евгений Волков |
Тарас |
![]()
Отправлено
#3
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Advanced Users Сообщений: 147 Пол: Male ![]() |
Уважаемый Евгений! Да, дело в исходных данных опыта. И именно поэтому – "герменевтика фактичности", для которой бытие сущего, выступающего предметом мысли, есть, прежде всего, факт, а не словесная форма или ее значение. В противном случае, анализ возможностей понимания бытия был бы похож "на попытку установить и изучить динамические свойства эфира, материи или же атомные процессы, предлагая грамматические рассуждения вместо необходимых физических экспериментов" (Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1998, с.167).
Все правильно, надо не блуждать в круге аналитики, а рассматривать ее понятия (экзистенциалии) как основу для прояснения онтологического смысла категорий социально-гуманитарных наук. Не следует в экзистенциальной аналитике искать содержательно законченных дефиниций. Экзистенциалии должны прояснить всякие готовые концепты, концептуальные решения. Например, вот эту самую историческую топику "начала отсчета совместных разумных действий", "зари общественных отношений". Причем, прояснить не приходя, опять таки, к конечным дефинициям и заключениям, но, оставляя открытой возможность понимания для того, чтобы всякий раз оптимизировать его. Я не испытываю особого скепсиса относительно "фиксации динамики развития системы государство" (я лишь говорил о границах своей компетенции), не отрицаю прикладного значения математического анализа и вполне разделяю Ваше оптимистическое умонастроение в отношении к будущему. Но одной статистики здесь явно не достаточно. Потому что одно дело "установление некого закона в отношении понимания нескольких основных понятий" и наведение порядка в статистической методологии, а другое, помочь обществу (или хотя бы одному человеку) "лучше осознать свое бытие". Потому что "принятие общеобязательных для всех понятий" – это большая метафизическая проблема даже для научного сообщества, не говоря уже об обществе в целом. Проблема "метафизики понимания", заключающаяся в том, что есть множество определений понятий, обозначающих человека и все то, что составляет его бытие, в том числе, пространственные характеристики этого бытия. И чтобы прийти к "общему знаменателю", требуется, помимо решения актуальных прикладных задач, осмыслить субъектность, метафизический топос которой есть "экстатическое <темпоральное> стояние в истине бытия" (Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993, с.201). Отталкиваясь от этого определения, мы не пускаемся в бесконечное философствование ради философствования, но предуготавливаем свершение своих поступков в широком смысле, в том числе, и в смысле концептуальных решений. Что касается пресловутого "фашизма" Хайдеггера, то это как раз пример того, что решимость не застрахована от ошибок и что тем насущнее задача преуготовления. Также здесь хотелось бы сослаться на вышедшую в прошлом году книгу французского исследователя Ф.Федье "Хайдеггер: анатомия скандала" (во Франции вышла в 1988 как ответ на "псевдособытие", описанное в известной книге В.Фариаса "Хайдеггер и нацизм", вышедшей годом раньше), в которой представлен обстоятельный и исчерпывающий разбор всех недоразумений и откровенных инсинуаций, породивших этот демшизоидный жупел. Сложно сказать был бы Хайдеггер большевиком, живи он в России… В любом случае, не следует, как это делали Поппер, Хайек и прочая Арендт (которую кто-то, видимо державший свечку, записал в любовницы Хайдеггера, но которая в идеологическом плане испытала большее влияние либерала Ясперса), сваливать в одну кучу нацизм и коммунизм, чтобы потом сказать, что второй хуже ("тоталитарнее") первого. Что касается того, что личный страх Хайдеггера отразился на его философском понимании бытия, так это с любым философом происходит. Философия – это, как не крути, своеобразная сублимация экзистенциальной тревоги. Причем, в этом нет ничего особенно печального, в том смысле, что здесь вовсе не подразумевается скептического релятивизма, утверждающего, что всякая добытая человеком истина есть не более чем субъективная проекция или артефакт его деятельности, и что, поэтому, все усилия его пытливого ума обречены на "круг в доказательстве". Тревога есть первичный опыт нашего включения в герменевтический круг (= пред-структуру понимания), в котором, конечно, можно и заблудиться, но который, будучи осмысленным как принцип онтологического обоснования, делает полученное знание открытым для возможной оптимизации в отношении его соответствия смыслу бытия. В этом суть хайдеггеровской метафизики понимания. Тревога инициирует заботу и в метафизическом, и в обыденном смысле (как чувство права позаботиться о другом человеке). Важно правильно распорядится тревогой, соответственно, войти в круг понимания (в прикладном отношении, это, кстати, и есть задача экзистенциально-аналитической психотерапии). Конечно, относительно этого самого "правильно", трудно прийти к сугубо позитивному и непротиворечивому пониманию. Например, для меня не приемлем Ваш скепсис и пессимизм в отношении к "делу мысли" Хайдеггера, особенно, в моей оптимистической и прагматической рецепции. В свою очередь, Вы будете считать неприемлемой мою фобию перед тем фундаментальным значением, которое Вы приписываете математическому методу, а также, например, перед Ваши определением Христа как философа… Но, главное, нет никакой пропасти между заботой и правом, как нет сущностного противоречия между христианством и коммунизмом. Человек только потому и вменяет себе право и обязанности, что он наделен заботой. Потому он и верует во второе пришествие или в светлое будущее. Другое дело, что не следует заполнять имеющийся все-таки зазор между христианством и коммунизмом вымороченными "концепциями". И главное также не запираться добровольно в разного рода культурных или интеллектуальных гетто, взаимно отчуждаясь посредством ярлыков (например, верующие и неверующие, позитивисты и постмодернисты) и "диагнозов" (соответственно, догматизм или нравственная патология). Согласен с тем, что необходимо различать цели и методы достижения коммунизма. Репрессии, "уравниловка" и прочие атрибуты государства, а не только советской системы, в случае последней, были обусловлены исторической ситуацией. Пришли бы к власти не большевики, а другие силы, они, чтобы отстоять себя, вынуждены были бы аналогичным образом реагировать на вызовы этой ситуации. Гораздо важнее то, что раздающиеся сегодня в нашей стране призывы к покаянию – это провокация, основанная как раз на отождествлении целей и методов, а также нацизма и коммунизма. Когда эти призывы исходили от демшизоидов, это, по крайней мере, было понятно, но в последнее время они исходят от РПЦ, усугубляя разобщение, в то время как задача Церкви – примирять. Выход – в государственном строительстве, а разговоры об отказе от государства и права преждевременны. И преждевременны они потому, что, одно дело, "заступающая решимость", другое, попытка представлять ее результат уже свершившимся, делать, как говорит Франкл, эффект от достижения цели предметом форсированного намерения, тем самым препятствуя этому достижению (это опять таки – к теме экзистенциально-аналитической психотерапии). Здесь тоже надо различать, чтобы оставлять открытой возможность понимания. Феноменология – это, по преимуществу, опыт различий, который, конечно, может увести в "деконструкцию", но если исходить из пред-структуры понимания, причем, не как очередного конструкта или концепции синтетического априори, но как экзистенциально-метафизической основы, являющейся источником различий, конструкций и концепций, он даст положительные результаты. Соответственно, в методологии надо различать приоритеты. Пусть философия уточняет онтологический смысл научных понятий, а наука прислушивается и уточняет релевантность их применения относительно экзистенциальной фактичности. Чтобы не получалось так, что вот есть метод, и он работает, и этого достаточно для всеобщего счастья. Если "технические" наработки можно поставить на поток (ср., "постав" Хайдеггера), то еще не должно быть серьезного повода для того, чтобы констатировать означенную релевантность научных достижений. С уважением Тарас Денисенко. Сообщение отредактировал Тарас - Mar 30 2009, 02:27 PM |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 7th February 2025 - 07:53 PM |