Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
![]()
Отправлено
#1
|
|
Unregistered ![]() |
Тарас Денисенко
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 26.01.2009. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=64 Об авторе |
![]() ![]() ![]() |
Тарас |
![]()
Отправлено
#2
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Advanced Users Сообщений: 147 Пол: Male ![]() |
Уважаемый Евгений!
Начну с недоразумений, которые опять встречаю у Вас, как впрочем и у других участников форума, отреагировавших на мою статью (см. мои дискуссии с Фёдором и Дашей). Вот у Вас социальная система как-то так запросто с пред-структурой отождествляется. Пред-структура – это пред-структура ПОНИМАНИЯ бытия. Вы же сами настаиваете, что «Структура человеческого существования возникает из понимания бытия». Разумеется, не «состоит» (там терминологическая небрежность имеется), а «возникает», что значит, человеческое существование, будучи само в себе конституировано пониманием бытия, становится доступным для объективирующего (но не только такового) предвзятия, телеологического усмотрения, и концептуальных решений в уразумении того, что объективируется и в какой перспективе усматривается. То есть, одно дело, «раскрытие природы», другое, то, что это раскрытие инициирует – понимание. Поэтому я вовсе не объединяю органическую среду и социальную систему, а напротив указываю исток различий, чтобы как раз таки разделаться со всяким монизмом как попытками, с одной стороны, познать всё «единым методом», а с другой, разыгрывать драму прорыва к познанию социальной системы, как будто это какая-то запредельная реальность. Соответственно, я за преодоление (а не утверждение) всякого конструкционизма как попыток предъявить «единый познаваемый объект» без серьезной проработки методологии, предполагающей различия объектности и объективности, субъектности и субъективности. Задача, также, в преодолении этого агностицизма как отрицания возможности познания «фактичности развития» системы. Наверно, Вы подразумевали в этом высказывании невозможность «финитизма» как конечной калькуляции систем, тогда понятно, но, все-таки, если о ФАКТИЧНОСТИ речь идет, то здесь как раз герменевтика и начинается, и эта «герменевтика фактичности» собственно на то, «в какой среде все это развивается», и нацелена. Поймите, наконец, саму задачу (проект)! Она не в том, чтобы открывать что-то, а потом долго мусолить, насколько это, вообще, вписывается в какие-то схоластические построения. Задача в том, чтобы реконструировать пред-структуру понимания для ее оперативного применения в широком спектре исследовательских (аналитических, экспертных и т.п.) практик. У меня, поэтому, не просто очередная какая-то концепция предъявляется, в которой я системно выражаю свои предпочтения, но реконструируются способы бытия ТОГО, КТО концептуализирует, а также, осмысливаются принципы, по которым эти концептуализации осуществляются, различаются их уровни (ср. схему в статье, которую я Вам отправлял), чтобы можно было понять, насколько и в каком смысле они релевантны бытию, представленному в концептах, и эксплицируют смысл этого бытия. Соответственно, понять, насколько обоснованы, например, эти постулаты о том, что «личность, это всего лишь следствие ранее возникших отношений индивидов», и насколько, вообще, продуктивны (по крайней мере, методологически) эти головоломки с вопросами о том, что раньше – сами индивиды (личности) или отношения между ними. Если смотреть фактически, то, чтобы возникли отношения, нужны индивиды. Есть индивиды, есть отношения. Другое дело, ОСОЗНАНИЕ этим индивидом себя как личности, когда отношение к себе инициировано отношением к другим и интеракциями. Но в любом случае, опять-таки фактически, необходим субъектум – то, что (в данном случае, тот, кто) находится в основании ПОНИМАНИЯ, как индивидуум, носитель «духовной энергии». В этом смысле, ничто не мешает нам подразумевать, в различных контекстах, под «субъектом» и отдельную личность, и определенные институциональные сообщества, и политическую элиту и народ как участников социально-исторических процессов. Поэтому и «человек общественный» – это, прежде всего, не абстрактная система, так как бытие в качестве общественного существа есть неотъемлемый атрибут индивидуума, или предикат субъекта, но, в данном случае, «субъекта» не только как подлежащего высказываний, но и их источника, а стало быть, и субъекта познания, и субъекта действия. Требуется всё это зафиксировать, сделать очевидным для понимания В КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЯХ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, и благодаря этому усмотреть возможности воздействия на механизмы всевозможных отношений. И, конечно же, при этом, всегда иметь в виду нормативность – актуальнейшую проблему. Актуальнейшую в том смысле, что требуется, не увязая в этих досужих головоломках с понятиями и точками зрения в их определении (для этого пред-стркутура и реконструируется), оперативно разобраться, кто там «вылупится». Вообще, метафора государства как скорлупы мне не нравится, пусть уж лучше оно остается механизмом управления человеческого общежития. С уважением, Т. Денисенко. P.S. (Евгению Волкову) И еще. Там, где наука ставит знак равенства, философия ставит знак вопроса. Понимание не противопоставляется объяснению, математической калькуляции и т.п., но рассматривается как их источник и цель. Элементарная философия, о которой Вы говорите, это ведь что? Это значит оперативно сделать нечто явным, очевидным в ситуации понимания, коммуникации. А значит, это – не только готовый метод, но и навыки методологической рефлексии. И не только система, аккумулирующая разнообразный интеллектуальный опыт и преодолевающая бесплодную полемику. Она должна, также, указать системообразующее начало и нацелить на смысловое единство, по поводу которого возникает полемика. Наконец, элементарная философия – не только пропедевтика, задача которой заключается в том, чтобы «ввести в курс дела». Она, также, должна всегда заботиться о том, насколько выдерживается этот курс и всякий раз возвращаться к началу, выясняя, насколько верно он был соблюден. Вот для этого пред-структура, как реконструирующее обращение к элементам элементарной философии, и предлагается. Сообщение отредактировал Тарас - Mar 3 2009, 09:31 PM |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 7th February 2025 - 10:09 PM |