Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
![]()
Отправлено
#1
|
|
Unregistered ![]() |
Тарас Денисенко
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 26.01.2009. Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=64 Об авторе |
![]() ![]() ![]() |
PhW |
![]()
Отправлено
#2
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 227 Пол: Male ![]() |
Тарас, весьма любопытная статья.
Несколько перегруженна излишним академизмом но свежа в формулировках а главное - весело читается. Позволю себе прокомментировать, просто и по студенчески, с любовью ... то что вызвало реакцию. Вы: "Какова же тогда возможность обнаружения онтологических критериев нормообразования в понимании меры душевного здоровья?" Многократно обращаясь к "нормообразованию" вы старательно обходите определения "нормы" .. и очень даже понятно почему. Психея - совершенно другая энергетика. Душевное здоровье - совсем не философская категория (если не верите спростите шепотом любого психиатра) и лечить его онтологическими критериями - занятие клинически рискованное. Вы: "Таким образом, экзистенциально-аналитическая рецепция проблемы нормы-патологии позволяет зафиксировать в методологии психопатологической и психотерапевтической практики герменевтическую ситуацию, " Фиксирование в психопаталогии (читай психиатрии) "герменевтической ситуации" - это как: языковое обнаружение (Шлейермахер) больной субъективности (сублимация) ?... или понимающее схватывание (А.Бёк.) шизофренических всплесков ?... или историческое сознание (Гадамер) проявляется у психопатов в более якой форме ?... или Dasein ощущается первозданно чистым в дипрессии ? Вы: "мы будем руководствоваться вопросом о нормообразующей функции фундаментально-онтологической концепции истины, в основе которой находится априорная структура человеческого существования, обозначенная немецким философом как забота" Согласитесь что "вопросом" руководствоваться это как паталого-анатомическое вскрытие делать. Хайдеггеровская концепция истины не имеет ни профилактического ни прикладного значения. Её, по сути, феноменологическое постулирование заключено в не-потаённости, а "фундаментально-онтологическим" оказываетесь Вы, способные принять эту открытость. Sorge, как известно, есть бытие присутствия, причем непременно в его целостности и сущностной принадлежности. "Априорная структура человеческого существования" как вы выражаетесь, не может быть Заботой, ибо как писал сам Хайдеггер - "бытие присутствия нельзя дедуцировать из идеи человека" § 39. Впрочем, кто же кроме человека способен сущностно присутствовать в бытие как в своем? ... разве что нормообразующейся психотерапевт. Вы: "Применительно к науке круг онтологического обоснования должен выглядеть следующим образом: нацеливаясь на определенный регион сущего и руководствуясь герменевтико-феноменологической пред-структурой понимания человеческого существования, экзистенциально-аналитическое исследование осуществляет экспликацию этой пред-структуры в рамках изучающей данный регион научной дисциплины и формирует его онтологию. " Намудрил Тарас ... ох намудрил ... шоб нихто не догодался. От "региона сущего" я просто заколдобился. Думаю, что любой уважающий себя психиатр, отмахнется от "герменевтико-феноменологической пред-структуроы" как от пред-исподней фантасмогории, а "сформированную онтологию" отдаст изучать безнадежным пациентам. Поэтому настоятельно рекомендую-с оставаться с нами - с грешными философами. Мы за вами, потоптавшись и в герменевтический круг войдем и бытийную понятливость разделим. Вы: "В рамках психологической науки, эта экспликация должна руководствоваться вопросом о способах детерминации, нацеливающих психическую динамику на смысл и являющихся условием онтологической истинности ее понимания." Я не понял - "онтологической истинности ее понимания" относится к экспликации или детерминации? К динамике или к смыслу ? Вы: "Развивая свое учение в полемике с «метапсихологией» З. Фрейда и «индивидуальной психологией» А. Адлера, Франкл обнаруживает, что в фокусе этих концепций оказываются только несобственные (субличностные) экзистенциальные модусы мотивации [см.: Франкл В., 2005]. Это обстоятельство привело ученого к концепции подсознательной духовности [см.: Франкл В., 1990, с.96], составляющей, как и психоаналитическое «бессознательное», глубинный слой человеческой психики, но соотносящейся не с адаптивно-гомеостатической детерминацией, как принципом удовольствия (Фрейд) или стремлением к успеху (Адлер), а с детерминацией экзистенциально-телеологической, как волей к смыслу. " Фрейд и Франкл были профессиональными врачами. Подсознательная (то есть, как-бы, рефрексивная) духовность без "экзистенциальных модусов" в повседневной практике дело совершенно обычное и выражается в повериях, предубеждениях, культах ... короче в наличии у человека априорного мифологического сознания. При этом "подсознательная духовность" есть в сущности нонсенс - так как подлинное приобщение к Духу должно быть свободным, а стало-быть осознанным. Здесь аналогия с бытийной понятливостью, экзистенциальной тревогой или герменевтикой (пытаешься понять то, что уже заранее понимаешь) не адекватна в силу личностного характера свободы и соответственно - смысла. Вы: "Эту особенность нашей мотивации Франкл фиксирует следующим образом: «я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю»" Доктор! Доктор! жизнь проходит а я не стал ни тем ни другим - так и не понял кто я есть ... а то что я натворил - совсем не я! Доктор Франкл косо взглянув, поверх очков, на портрет доктора Фрейда, молча выписывает пациенту рецепт - Логотерапия, Трудотерапия, побольше секса и стимуляций экзистенциальных модусов. Через некоторое время счастливый пациент находит смысл жизни в самой жизни (ошибочно принимая свою жизнь за настоящую жизнь) а себя самого у "Христа за пазухой", объясняя себе душевный комфорт "подсознательной духовностью". Вы: "Соответственно, вопрос о смысле бытия в целом трансформируется в вопрос о смысле как уникальной трансценденции бытия личности, а онтологическая истинность должна рассматриваться как соответствие воли так определенному смыслу." Воля есь способность преодоления .. она инструментальна. Воление может-быть двигатель в пути вперед-себя-в-уже-бытие, но не сам путь. Онтологическая истинность же всегда эвристична. Бытия как и не-бытие не может непосредственно (истинно) иметь какой либо смысл. Дезинтеграция смыслового поля - необходимый эффект при переходе в категории бытия, что не делает его однако бессмысленным. Как например пространство без измерений и объектов - лишено смысла но не-бессмысленно в силу своей потенции. Вы: "Концепт подсознательной духовности, обозначающий источник воли к смыслу, вполне коррелирует с хайдеггеровской экзистенциальной тревогой ..." Мне все-таки кажется что духовность (даже подсознательная) обозначивает прежде всего признание духовного с последующей возможностью присоединения к нему. Человек должен не искать смысл духовного а воплощать его в себе (как смысле). |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 7th February 2025 - 10:05 PM |