IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности

post Jan 26 2009, 08:59 PM
Отправлено #1


Unregistered








Тарас Денисенко
Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности
Опубликовано в Философском журнале Phenomen.Ru 26.01.2009.
Прямая ссылка: http://phenomen.ru/public/journal.php?article=64

Об авторе
Go to the top of the page
+Quote Post
 
Reply to this topicStart new topicStart Poll
Ответов
Тарас
post Mar 9 2009, 06:43 PM
Отправлено #2


Старожил
***

Группа: Advanced Users
Сообщений: 147

Пол: Male




Уважаемый PhW.
В своей рецепции философского проекта и подхода Хайдеггера, я не стремлюсь ни к хайдеггероведению, ибо это является задачей историко-философской рефлексии, ни к хайдеггерианству, ибо, как показывает парадоксальный исторический опыт философии, попытки неукоснительно следовать за тем или иным учением зачастую пагубно сказываются на судьбе его идей. Поэтому, например, чтобы проникнуться философией Ницше, не требуется «философствовать молотом», как не требуется для того, чтобы по достоинству оценить учение Маркса, испытывать классовую ненависть. Так же и опыт Хайддегера – не приглашение пофилософствовать а-ля Хайдеггер или неукоснительно следовать букве аналитики Dasein.
Хайдеггер затронул нерв философствования, отчего его собственное наследие – это сплошная герменевтическая ситуация. Но я категорически против той линии развития этого великого события философии, которое представлено деконструкцией, и которое, как мне кажетСЯ (возможно не собственным способом smile.gif ), я встречаю в Ваших замечаниях по части моей рецепции хайдеггеровского проекта. Хотя, даже при этом, Ваш постанов вопроса и, особенно, наброски его решения в осмыслении духовной динамики нахожу, в методологическом отношении, более продуктивными, нежели те, которые я доселе встречал на форуме.

Так вот, деконструктивистская линия – это игра в понятия, и при всей ее увлекательности, она никуда не ведет. Есть игра, а есть дело, и для меня важен научно-методологический аспект хайдеггеровского дела мысли, очевидно, требующий дальнейшей проработки. И в этом смысле, «вопрос <вопрошание> побуждает нас подняться от Хайдеггера к Гуссерлю и переинтерпретировать последнего в хайдеггеровских понятиях» [Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995, с.10]. Вместе с тем, моя рецепция прагматическая, усматривающая в пред-структуре понимания топос, исходя из которого мы не пускаемся в бесконечное философствование ради философствования, но предуготавливаем свершение своих поступков в широком смысле, в том числе, и в смысле концептуальных решений. Последние предполагают предварительное выделение того или иного региона сущего, как, например, «история, природа, пространство, жизнь, присутствие <Dasein>, язык», которые «позволяют в соответствующих научных разысканиях тематизировать себя в предметы» [БВ, с.9]. Вместе с тем, предуготовление есть постановка вопроса, в которой прочерчивается набросок интересующего нас региона сущего как руководство в нашем предприятии. О.В. Никифоров замечает: «Это доказательство уже предположенного отличают отчетливые черты герменевтического круга – обстоятельство роковое для дискурса ориентирующегося на “логику вывода” (“Konsequenzlogik”), но не для “логики экзистенциально-аналитического исследования”, утверждающего артикуляцию герменевтического круга в качестве принципа собственного развития: заступающего в будущее предвосхищения доказуемого, возвращающейся в прошлое рефлексии на собственные предпосылки, осуществления единства доказательства в настоящем» [Никифоров О.В. Философский и психотерапевтический Dasein-анализ // Логос. М., 1998. № 1].

В соответствии с прагматико-методологической рецепцией фундаментально-онтологического проекта, если его автор ушел «от определения Духа» (или, точнее, не дошел до него и «повернул»), то надо эту возможность вопрошания и соответствующей аналитической работы развивать. И почему ПОД-сознательное, если это – пласт сознания (а не его отрицание, как это имеет место у Фрейда, лишь перевернувшего картезианскую схему, поставив id на место cogito), не согласуется со свободой? И если это «под » осмысливается как духовно-экзистенциальная архаичность, то почему оно не согласуется с иерархичностью?
Архе, здесь, – первоначало, метафизический топос как «экстатическое стояние в истине бытия» [Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993, с.201]. По моему, противоречий, ни внутри моей рецепции, ни в ее отношении к Вашей позиции, по существу, нет. Герменевтика фактичности собственно для того избирается и задействуется, чтобы осмыслить динамику и энергию наполнения «духовной формы» как реализации «полноты смысла», или энтелехии. Следовательно, собственно телеологическая парадигма и содержит в себе стратегию преодоления люциферического самообмана. В ней как раз таки предполагается бремя решимости, и именно в силу того, что «все осмысленно», мир обременен смыслом. В том моя позиция и состоит, что если не следует искать смысл духовного (в чем я с Вами согласен), то воплощать его следует в мире. (Как таковой, смысл там и встречается, а не довлеет себе или «где-то парит в “междуцарствие”» [БВ, с.151]). А значит «онтическое “дело” Dasein» (eine ontische “Angelegenheit” des Daseins) заключается не столько в преодолении смысла (аналогично требованию, встретив Будду, убить Будду), сколько в том, чтобы, с одной стороны, преодолеть патологическую рефлексию о смысле как иррелевантную его «мировой» локализации, с другой, в преодолении определенных, скажем, «противосмыслов» из тревоги как противонастроения (Gegenstimmung) к любопытству (Neugier) и болтовне (Gerede), посредством которых «здравомыслящий» некто (das Man) вносит двусмысленность (Zweideutigkeit) в самый исток фундаментально-онтологического вопрошания.

И вот здесь появляется интересная задача наброска в направлении специфического техне (у Вас – «искусство за-мысла с-мысла»), которое не сводится ни к «поставу», ни к «про-из-ведению», но и есть работа с подсознательной духовностью, в которой переживается разрыв, та самая «неполнота», оставляющая «смысловое поле в здоровом экзистенциальном напряжении». Аналитическая работа осмысливает духовную динамику и энергию в направлении интуиции смысла, призванной удостоверить ситуативную релевантность привычных способов понимания мира и себя; соответственно, в направлении подлинной реализации смысла как преодолении разрыва не посредством объяснительных суррогатов и спекулятивных схем, которым доступно только то, что мы актуально суть и чем стали, и которые фиксируют каузальный аспект мотивации, а посредством решений, соразмерных нашей энтелехии.
Эта ситуативная интуиция, по сути, есть то, что позволяет в потоке дерьма, которым являетСЯ наша жизнь, отыскать бесконечно малые алмазы, которые ея ЖИЗНЬЮ собственно и делают!
Один из путей этого наброска предлагает логотерапия Франкла, рассматривающая оптимизирующую работу аналитика как сократический диалог, который, однако, переосмысливается таким образом, что ведущую роль в нем играет не платоническое созерцание универсальных сущностей, но аристотелевский фронезис, нацеленный на уникальный смысл как «интенциональный референт» проблемных ситуаций пациента.
Надо, конечно, шире рассматривать эту возможность, то есть, не только в терапевтическом аспекте, но в широком спектре коммуникативных ситуаций. В любом случае, это – путь «свободо-смыслия».

Прошу прощения, что в сообщении «Евгению и ВСЕМ» (07.03.09), по рассеянности, приписал эту фразу П. Царёву.


User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
  Смысловая аутентичность как онтологическая мера душевного здоровья личности   Jan 26 2009, 08:59 PM
Евгений Волков   Вероятно данная работа является ценным вкладом в и...   Jan 26 2009, 11:29 PM
Тарас   Уважаемый Евгений! Вот мои комментарии на Ваш...   Jan 27 2009, 03:57 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Вы совершенно напрасно отожд...   Jan 27 2009, 11:47 PM
Тарас   Уважаемый Евгений! Думаю, все-таки, расхождени...   Jan 28 2009, 06:37 PM
Тарас   P.S. Да, забыл, вот еще интересное исследование по...   Jan 28 2009, 06:57 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Вы можете представить себе с...   Jan 28 2009, 11:41 PM
Тарас   Уважаемый Евгений! Да, дело в исходных данных ...   Jan 29 2009, 03:16 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Вы соотносите искусство объя...   Jan 30 2009, 12:18 AM
Тарас   Уважаемый Евгений! Все-таки, как я все больше ...   Jan 30 2009, 04:27 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Не могли бы Вы прокомментиро...   Jan 30 2009, 08:25 AM
Тарас   Евгений, Ваши вопросы – это такой тест на солипси...   Jan 30 2009, 08:45 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Спасибо за содержательный от...   Feb 1 2009, 02:59 PM
Тарас   Здравствуйте, Евгений! У меня тоже аналогичные...   Feb 2 2009, 02:15 PM
Dasha   Уважаемый Тарас Денисенко. Прекрасная статья. Полн...   Feb 20 2009, 03:26 PM
Федя   Проблема Нормы и Патологии намертво связана с опр...   Feb 21 2009, 03:27 PM
Тарас   Уважаемый Фёдор! Благодарю за отзыв на мою ста...   Feb 26 2009, 05:15 PM
Тарас   Уважаемый Фёдор, я вовсе не утверждаю, что «Конфли...   Feb 27 2009, 04:01 PM
Федя   Мне посчастливилось дотронутся рукой до изразцовог...   Feb 28 2009, 12:23 PM
Тарас   Уважаемый Фёдор. Сознание есть и «функциональная ...   Feb 28 2009, 07:55 PM
Dasha   «В соответствии с этим, в качестве исходных пробле...   Feb 23 2009, 05:10 PM
Dasha   Тарас, я придумала удачный пример для иллюстрации ...   Feb 23 2009, 07:50 PM
Тарас   Уважаемая Даша! Спасибо за Ваш отклик на мою, ...   Feb 26 2009, 02:21 PM
Тарас   P.S. (Даше) Чем же все-таки восхитила статья? Неуж...   Feb 26 2009, 06:35 PM
Федя   Если Предметом рассуждения принять "Опыт раз...   Feb 27 2009, 09:33 AM
Тарас   Даше. Так чем же, все-таки, восхитила статья? Неу...   Feb 28 2009, 08:32 PM
Федя   Сознание представляет собой понятие, описывающее ...   Mar 1 2009, 12:54 PM
Dasha   Тарас, чем понравилась статья? – Очень сложно отве...   Mar 1 2009, 12:46 AM
Тарас   Даше. Думаю, дело вовсе не в «абсолютизме», которы...   Mar 1 2009, 03:57 PM
Тарас   [отредактированный текст] Уважаемый Фёдор. Сознан...   Mar 1 2009, 10:44 AM
Тарас   Фёдору. С этим Вашим чувством сомнения, Вы призыва...   Mar 1 2009, 09:29 PM
Тарас   Фёдору (дополнения к сообщению 01.03.09). Дуализм ...   Mar 2 2009, 07:43 PM
Федя   "Дуализм Здравого Смысла"- понятие пред...   Mar 3 2009, 09:11 AM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Как ваши студенты, не забыли...   Mar 3 2009, 12:20 AM
Тарас   Фёдору. Задумайтесь, почему Вы убеждены, что «форм...   Mar 3 2009, 04:53 PM
Тарас   Фёдору. Задумайтесь, почему Вы убеждены, что «форм...   Mar 3 2009, 05:18 PM
Тарас   Уважаемый Евгений! Начну с недоразумений, кот...   Mar 3 2009, 08:51 PM
Тарас   P.S. (Евгению Волкову) И еще. Там, где наука стави...   Mar 3 2009, 09:29 PM
Царёв Павел   Тарасу! Вы: «Так вот это оперирование должно р...   Mar 4 2009, 05:45 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Спасибо за правильное понима...   Mar 4 2009, 02:43 PM
Федя   Человек и его личность возникла в результате Сово...   Mar 5 2009, 09:37 AM
Евгений Волков   Феде. Не сомневаюсь, что ваша личность возникла от...   Mar 5 2009, 01:05 PM
Тарас   Павлу. Не просто оптимизация, а оптимизация в отн...   Mar 5 2009, 03:27 PM
Царёв Павел   Тарасу!. «Блин», умный Вы человек. Поэтому, вм...   Mar 5 2009, 05:13 PM
Федя   Признавая Смысл трансцедентной категорией вы увод...   Mar 6 2009, 09:28 AM
Царёв Павел   Уважаемый Тарас! Довольно трудно «подступитьс...   Mar 7 2009, 09:38 AM
Царёв Павел   ПРОДОЛЖЕНИЕ….К тому, что ОНТОЛОГИЯ, ЛЮБАЯ онтологи...   Mar 7 2009, 09:40 AM
Dasha   Федя, если Вы пошутили, то удачно. Если же серьезн...   Mar 5 2009, 04:19 PM
Федя   Это не шутка, Даша. Это призыв к ВМЕНЯЕМОСТИ. Ес...   Mar 6 2009, 08:51 AM
Dasha   Тарас, может быть я все о своем... Но как Вы опред...   Mar 5 2009, 04:28 PM
PhW   Тарас, весьма любопытная статья. Несколько перегр...   Mar 5 2009, 07:58 PM
Царёв Павел   PhW! Вы: «При этом "подсознательная духов...   Mar 6 2009, 05:41 PM
Евгений Волков   Уважаемая, Даша! Очень импонирует мне ваш задо...   Mar 5 2009, 08:01 PM
Евгений Волков   Даша. отпавить через сайт не получилось. если есть...   Mar 5 2009, 08:14 PM
PhW   Устыдились-бы Евгений Волков, Неискушенных студен...   Mar 5 2009, 09:33 PM
Царёв Павел   Зубы обломает... Такие у нас "студентки...   Mar 6 2009, 05:43 PM
Евгений Волков   Для PhW! могу направить и вам свою работу, есл...   Mar 5 2009, 10:32 PM
PhW   Нет, Евгений Волков - не пожелаю. Ваша работа мне...   Mar 6 2009, 04:40 AM
Евгений Волков   для PhW. кому поп, кому попадья, а вам видимо инте...   Mar 6 2009, 09:12 AM
Dasha   Федя, да, мне это понятно. Вероятно, наличие кривы...   Mar 6 2009, 11:55 AM
Dasha   А почему студентки? Представьте, например, в лучше...   Mar 6 2009, 05:53 PM
Царёв Павел   А! Всё равно... Лишь бы человек хороший попалс...   Mar 6 2009, 10:07 PM
Евгений Волков   Павел, а я вас уважал.   Mar 6 2009, 08:15 PM
Царёв Павел   Я Вас тоже, пока Вы не "влезли" с моим в...   Mar 6 2009, 10:04 PM
Тарас   Уважаемый PhW! Классификацию категории «душевн...   Mar 6 2009, 11:29 PM
Тарас   Федору. М-да! Героически выйдя из «дебрей теол...   Mar 7 2009, 01:36 AM
Федя   Очень глубокий, продуманный ответ и реакция челов...   Mar 7 2009, 11:06 AM
Тарас   Даше. Психотерапевтической практикой я не занимаю...   Mar 7 2009, 03:56 AM
PhW   Павел, ваши тексты всегда удовольствие читать. У в...   Mar 7 2009, 09:36 AM
PhW   Тарас, спасибо за ценные комметнарии. Пятница рас...   Mar 7 2009, 09:56 AM
Тарас   Федору. См. OUTPUT этого «ящика» ниже. Евгению и ...   Mar 7 2009, 02:35 PM
Федя   Смотрю ниже и не вижу членораздельного текста. В...   Mar 8 2009, 08:32 PM
Тарас   Кроме, на мой взгляд, неприемлемых в режиме данно...   Mar 15 2009, 02:21 PM
Федя   Пред - структура понимания и формирования моей Вс...   Mar 20 2009, 09:50 AM
Dasha   Мое представление о научной дискуссии сформировало...   Mar 7 2009, 03:22 PM
Тарас   Даша, не принимайте близко к сердцу всякие взаим...   Mar 7 2009, 04:50 PM
Евгений Волков   Уважаемый, Тарас! Рекомендую прочитать доклад ...   Mar 8 2009, 12:55 AM
PhW   Одна из причин - почему философмя не наука - потом...   Mar 8 2009, 10:17 PM
Dasha   Тарас, спасибо за поздравления. Я честно прочитала...   Mar 9 2009, 12:56 AM
Федя   Мне как то неловко в тысячу первый раз уточнять, ...   Mar 10 2009, 12:05 AM
Тарас   Уважаемый PhW. В своей рецепции философского проек...   Mar 9 2009, 06:43 PM
PhW   Даше, На этом форуме иногда такие тертые зубры пр...   Mar 9 2009, 07:46 PM
Dasha   Зубрам. Нет, я не боюсь, что снесет потоком. Я – п...   Mar 10 2009, 03:33 AM
Царёв Павел   Даше!.. Даша – ну, нельзя же так… Нас всего на...   Mar 10 2009, 05:11 PM
Царёв Павел   Даше! Спасибо за ссылку… Это «снимает» половин...   Mar 10 2009, 06:18 PM
PhW   ОК, давайте засучив рукава, как предлагает Тарас, ...   Mar 10 2009, 07:11 PM
Dasha   Приношу извинения, я была очень злой, думала вообщ...   Mar 10 2009, 08:47 PM
PhW   Да - действительно "Человек играющий" - ...   Mar 11 2009, 07:46 AM
Тарас   Предоставив свой опыт осмысления проблемы норматив...   Mar 11 2009, 03:22 PM
PhW   Тарас, вы же по какой-то причине не в толстый журн...   Mar 11 2009, 06:38 PM
Dasha   и до "изобретателей" велосипеда после 1...   Mar 11 2009, 07:15 PM
Dasha   Тарас, когда Вы дочитаете статью (отрывок из книги...   Mar 11 2009, 08:58 PM
Dasha   А что касается "драки", то такое бывает ...   Mar 11 2009, 09:05 PM
Тарас   Даше (и ВСЕМ) Менторский тон, возможно, прозвучав...   Mar 12 2009, 02:28 PM
Тарас   Уважаемый Павел! Должен отметить дельное отнош...   Mar 14 2009, 08:16 PM
Dasha   Тарас, трудно сейчас найти ссылку в Ваших сообщени...   Mar 17 2009, 02:19 PM
Тарас   Даше Это сообщение 07.03.09., 12:29 AM, адресованн...   Mar 17 2009, 03:21 PM
Dasha   А.., ну может быть, если это не о неком среднестат...   Mar 17 2009, 03:50 PM
Тарас   То-то и оно, что если бы у Хайдеггера всё сводилос...   Mar 17 2009, 06:26 PM
Тарас   Даше А в той дискуссии («Феномен настроения: пути ...   Mar 17 2009, 07:08 PM


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 7th February 2025 - 10:06 PM
Реклама: