Царёв Павел
May 11 2009, 11:57 AM
Виктор.
Вы: «Также абсолютно реален и мой разум, мое «я», который и осознает все, что присутствует в сознании, находясь рядом с ним. Невозможно представить человека, который будет считать сам себя, свое «я», несуществующим или иллюзией». То, что невозможно ПРЕДСТАВИТЬ «человека, который будет считать сам себя, своё «я» …иллюзией, не означает, что это – такая же часть ОСТАЛЬНЫХ декораций и «сюжета», придуманного «Великим кукольником»… Таковые ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о «я-иллюзии» существовали как в классической философии (См., напр., Шеллинг Ф. «Мюнхенские лекции» (Декарт)), как в классической научной фантастике (напр. С.Лем), как на форуме MEMBRANA (Философия Тупик логики__.htm), да и – на нашем (См. темы Sistem error)… Кстати, (с другой стороны) Федина концепция также предполагает, в силу детерминизма, что «я» - тоже иллюзия, ибо определяется в абсолюте только «внешними условиями» и «прошлым опытом» - человеку только КАЖЕТСЯ, что он принимает решения; и это «кажется» есть Наблюдатель… Вот Вы, конкретно, разберитесь, что в Вашем «я» - не иллюзия, а именно Ваше, если даже ЯЗЫК, на котором Вы мыслите («будете разбираться») –не Ваш, а ДАН Вам в пользование социумом, ибо существовал ДО Вас, и останется ПОСЛЕ Вас…
Я уже говорил: «в Вашей работе не хватает логики…», что «отрезает» все другие «оценки», кроме эмоциональной», но всё же Вы: «Ну, почему же сразу отрезает? Если в процессе познания себя, вы придете к определенному знанию, которое изложите в любой доступной форме, в том числе используя логику»… Ну, что же, попробую ПЕРСОНАЛЬНО для Вас повториться, и уж, простите, если мои ответы будут «пестреть» ссылками на мои работы на этом форуме (Рубрика «Мысли вслух»).
Во-первых, о логике. Вы: «со времен Аристотеля прошло достаточно много времени и логика уже давно не предмет философии, и даже не предмет науки…». Ну, насчёт «времён оных» - вспомним Гегеля или того же Вл. Соловьёва («логика Всеединства»)… Ежели Вы – о формальной Аристотелевской логике, то не говоря уж об «логике интуитивизма», та логика, которую называют МАТЕМАТИЧЕСКОЙ, и которая лежит в основе работы компьютеров, на которые Вы ссылаетесь, довольно резко отличается от Аристотелевской. И, если в этом заслуга позитивизма, а не «классической» философии – ничем не могу помочь… Наука, в общем-то, НЕ САМИ законы, а ПРОЦЕСС познания их… Эдак, и «свод конвенциональных законов» физики, которые изучают в школе и в институте, можно назвать «предметом техники», и сделать вывод: а никакой физики - нет…
Н-да… С логикой… да и – наукой у Вас – слабовато… Но всё же – попробую. Вот, к примеру, Вы даёте определения сознанию и разуму. Сознание, по-Вашему, предназначено «воспринимать… преобразовывать… создавать… моделировать…», а разум предназначен (1) ОСОЗНАВАТЬ… Вот я, лично, не понял. Те функции, которые, по-Вашему, выполняет сознание – это – что? – оно выполняет на БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ уровне (неосознанно)?.. Тогда почему именно оно -СОЗНАНИЕ?.. Или в Вашем «понятиетворчестве», мировоззрении, понятия бессознательного, ПОДсознания отсутствуют, замещаемые «сознанием»?.. Опять же, если РАЗУМ осознаёт, то чем и как? – «Своим» сознанием?.. Или ( из Вашего: «у человека присутствует стремление к самосохранению своего тела. Именно это стремление, заложенное в разум человека на генном уровне») разум «осознаёт» на генном уровне (т.е. – не осознавая?)... А из Вашего: « (стремление)…является основным критерием для разума», надо полагать, «это стремление» в него заложено даже не «преобразованным (в отличие от сознания)? Вы: «…то, что осознает разум, то, что разум наблюдает в сознании). Это – Ваша «расшифровка?»: осознание = наблюдение? Прямо, «по Феде».. Чем «наблюдает»?... Далее – предназначение разума «управлять» работой сознания… Управление подразумевает организацию, ВОЗДЕЙСТВИЕ на само сознание… Как, чем разум воздействует на сознание?..
Далее, Вы, как бы, коротко резюмируете: «разум даёт возможность рассуждать и принимать решения, а сознание дает возможность ощущать воздействия из внешнего мира…». Вот понимаете, выше Вы говорите, что именно разум «выбирает окончательное решение» (а как же – «управлять» иначе?), а потом Вы утверждаете, что разум только ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ… принимать решения». Значит, сознание НЕ ТОЛЬКО предлагает разуму ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ, но и само – РЕШАЕТ, т.е. выполняет функции разума!.. И, с другой стороны, ведь именно сознание «моделируя и пр.) ПРЕДСТАВЛЯЕТ, опять же, по-Вашему, ВОЗМОЖНОСТЬ разуму «принимать решения» из , так сказать, вариантов… Ну, непонятно мне, как «разум даёт возможность РАССУЖДАТЬ» «несознательному» сознанию: на подсознательном, значит, уровне, что ли? Далее Вы совершенно произвольно отождествляете разум с субъектом («активно (деятельно) познающей частью») (?), а сознание – с объектом «предметом познания» (?). А потом сразу же замечаете, что НЕ ВСЁ сознание «подвергается» изучению,изменению («объект»), а только ЕГО СОДЕРЖАНИЕ. Тогда САМО сознание – субъект или объект, и как им разум управляет? – непонятно…Почему я так «придираюсь»? Да потому что, БЛАГОДАРЯ путанице и неразберихе этих определений Вы, в дальнейшем, будете использовать их, как ХОТИТЕ, создавая ВИДИМОСТЬ последовательности рассуждений.
Вот Вы пишете: «В данный период развития человека (как я понял, когда разум «осознаёт» на «генном уровне»?), ощущения духовного мира не являются необходимыми и практически достижимыми»… С чего Вы это взяли? А избитое: «Ребёнку – две недели… Вы ОПОЗДАЛИ с ВОСПИТАНИЕМ ребёнка на две недели?». Или, допустим, Вы считаете, что «воспитание чувств» - это такая выдумка писателей, а «Маугли» получают духовную энергию непосредственно по духовным каналам?.. Или Вы когда-либо слышали, как детей учили пользоваться этими «каналами» через «осознание ощущений духовного мира в виде душевных чувств»? Вот не осознаёт молодой человек своих ощущений: «я робею… меня тянет к ней и т.д.» (это – не осознание?). А ему – «Это – любовь, дружок. Открой свой «канал» так-то и так-то» ?.. А, «не откроет»? То так – и не осознает?... Может, всё-таки, ВОСПИТАНИЕ социумом эмоций «животного» в чувства человека, а не «открытие мифического канала»? Уж, если ты «жил свиньёй», то и «любовь будет свинская», какой «канал» не открывай…
В целом же, насколько я понимаю (моё мнение), душа, как и разум – это сугубо социальный продукт, и если бы её становлению уделяли столько же внимания и, хотя бы, с такой же ответственностью, как сейчас развитию умственных способностей, то, думаю, её развитие ненамного отставало бы от «внешних сторон» изменений…
Вы: «Даже человеку, вполне осознавшему свою душу, живущему душевной жизнью (которая принадлежность мира телесного), необходимо приложить достаточно большое усилие, чтобы изменить мировоззрение, поверить в существование духовного мира, чтобы начать познавать духовный мир и сделать его реальностью. И толчком к такому изменению мировоззрения является осознание понятия смерти…». Надо полагать – ключевая фраза «начала» Вашей идеи данной статьи… Вот я не понимаю из Ваших слов:
1) если («даже») человек осознал свою душу, то о каком изменении мировоззрения Вы толкуете, когда говорите об осознании смерти?... В общем-то, ведь и без этого «осознания смерти» мировоззрение человека, «осознавшего свою душу», заключает в себя «дуализм духовного и телесного миров»? Могу предположить:
2) толчок в изменении мировоззрения из-за осознания понятия смерти у человека происходит из-за того, что уступая ужасу исчезновения, разум принимает НА ВЕРУ тезис о бессмертии души – по Вашей терминологии, «уходит в религию», в связи с чем значение духовной жизни неизмеримо возрастает. Есть такой факт изменения МИРОВОЗЗРЕНИЯ, но является ли он РЕАЛЬНОСТЬЮ (в Вашей терминологии двух реальностей)?
3) Да и – необязательно это «изменение», иначе зачем столько усилий и средств тратится наукой для решения проблемы долголетия?
4) «страх перед смертью»? А чем сама смерть страшна? – Куда денется мой «телесный и духовный скарб»? «Не будет меня»? Так, меня и сейчас нет ни в Париже, ни в Лондоне, ни даже в Жмеринке… Во – трагедия!.. Нет. Страшна не сама смерть, страшен сам процесс потери «телесных и ДУХОВНЫХ» способностей, страшны страдания, связанные с этим… Кстати, язычники говорили: «Боги любят молодых» (и поэтому безвременно забирают их к себе). Это – я понимаю… А вот объясните мне: ЗАЧЕМ Богу нужна душа «выжившего из ума» (маразматика, склеротика и пр.) старика? Непонятно…
Далее. Сложно в двух словах, но попробую:
-во-первых, слишком у Вас прямолинейно… Чтобы для человека открылась «АБСОЛЮТНАЯ реальность» смерти – совсем необязательно, чтобы он «разрешил насущные проблемы самосохранения»… Она открывается, практически, в любое время жизни человека (исключая младенчество) при смерти близкого человека (исходя из таких понятий, как «родство» и «единство душ» - или Вы отрицаете это?)… и вообще – какая-такая реальность смерти – АБСОЛЮТНАЯ, если по-Вашему же, по крайней мере, разум (дух) человека бессмертен? – ЕСЛИ ХОТЬ КОМУ-ТО удалось избежать смерти, то она – не абсолютна;
- во-вторых, не вижу «технической логики» в Ваших рассуждениях:
1) если смерть в телесном мире - истина, тогда жизнь в телесном мире есть ложь, иллюзия. Здесь полагается:
- истина противоположна лжи, а смерть – жизни, но, оставляя первое на «Вашей совести» (истина противоположна заблуждению?), хочу заметить, а чему противоположно РОЖДЕНИЕ?.. По-крайней мере довольно часто употребляется выражение: «Жизнь – это бесконечная череда рождений и смертей», так что «логического квадрата» у Вас не получается;
- хорошо, неформально: почему Вы полагаете, что если жизнь – ложь, а смерть – не есть ТАКЖЕ ложью? Когда человек «находит смысл»? ПОСЛЕ или ПРИ смерти (т.е. ЕЩЁ при жизни?)… Тут возникает парадокс лжеца: если человек приходит к истине ДО смерти (т.е. ЕЩЁ при жизни), то эта истина ТАКЖЕ ЛОЖНА, ибо жизнь – ложь (кстати, нет более страшной, опасной лжи, чем правда, в которой этой лжи «совсем капелька»);
2. Далее Вы пишете: «Но если жизнь телесного мира иллюзия, а «я», тем не менее, существую абсолютно реально, значит жизнь духовного мира истина, а смерть в нем ложь, иллюзия». Здесь:
- напомню Вам Ваше же положение о Том, что «в детстве» ребёнок воспринимает как абсолютную реальность именно жизнь телесного мира. Следовательно, «истинность» духовного мира формируется в абсолютной иллюзии, лжи… Я уж не говорю, что, соответственно, и ложен «опыт душевного страдания». Я говорю, что раз из абсолютной иллюзии, лжи, возникает истина, то может ли, в принципе, АБСОЛЮТНАЯ реальность возникать из, надо полагать, АБСОЛЮТНОЙ иллюзии? По-крайней мере, в связи со сказанным, это «решение разума» (и Ваше «изменение мировоззрения»), НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ «положении дел» с «истиной и ложью» и «абсолютной реальностью», т.е. – не «посылка» для умозаключения;
- опять же, напомню Ваше определение разума, который ПРЕДНАЗНАЧЕН управлять (посредством сознания) ИМЕННО телом, ведёт к выводу, что при «открытии истинности» духовной жизни при отсутствии тела, делает, собственно, разум (а ЗНАЧИТ, и «Я») ИЛЛЮЗИЕЙ, ибо разум «лишается» своих функций, а значит, и своей РЕАЛЬНОСТИ (здесь я использую доказательство Спинозы о единственности субстанции);
-непосредственно по Вашему утверждению:, то, что «я» существует реально в духовном мире, когда «жизни телесной нет», ещё НЕ ЯВЛЯЕТСЯ свидетельством того, что не существует ДУХОВНОЙ смерти, а, значит, и «лжи духа».
Кстати, то, что «Разум начинает менять объект осознания» (т.е. , кстати, СОДЕРЖАНИЕ сознания), как раз, и подтверждает, что «АБСОЛЮТНУЮ истину» дала ему САМА жизнь (при «телесности»). Но интересней другая Ваша фраза: «человек начинает познавать духовный мир, двигаться навстречу ему, в процессе этого движения изменяя СВОЙСТВО (а не содержание) своего сознания, расширяя его возможности…». Возвращаюсь к началу Вашей статьи и обнаруживаю, что разум изменяет СОДЕРЖАНИЕ сознания, но не САМО сознание… Или это – только при «телесной» реальности?... Но тогда САМО сознание, ТАКЖЕ, как и разум – СУБЪЕКТ, а духовный мир, КАК содержание (и РАВНОЗНАЧНО – с телесным миром) - объект…
Вы: «Человек начинает жить духовной жизнью, сознание начинает работать в творческом режиме». Ага. Значит, по-Вашему: духовная жизнь – обязательно «творческий режим»? А как же быть с Вашим (в другом трактате): «Человек может получить удовольствие, от вида красивой картины или природного пейзажа, человек может получить удовольствие от прослушивания музыки или чтения книги, или от приятного запаха, или приятных слов. Во всех этих случаях в сознании человека присутствует чувство удовольствия, а значит, в этот период человек получает энергию…Человек просто чувствует, восхищается красотой пейзажа, музыки, сопереживает героям книги или театрального спектакля». Судя по «типу энергетики», Вы, несомненно, относите сказанное к ДУХОВНОЙ жизни. Но является ли это, именно – ТВОРЧЕСТВОМ?.. Я думаю – нет. А отсюда следует, что жить «духовной жизнью – не обязательно – творить», т.е. можно быть «духовным обывателем» и даже – «духовным паразитом», «питающимся духовным творчеством» другого человека.
Что касаемо «периодических переходов», то, собственно, возражение у меня, в основном, то же, что и для концепции тревоги у Хайдеггера… Дело, на мой взгляд, в том, что «нереальность» возникает не только, когда человек «переключается» с телесного на духовный мир и наоборот… Например, для меня является также фактом, когда я УВЛЕЧЁН КОНКРЕТНЫМ «телесным» делом, и у меня при этом тоже исчезает, например, чувство голода, я «не замечаю пенье птичек» и пр., т.е. всего, что может меня отвлечь от конкретного «телесного» дела. Это что?... На основании этого факта я буду, что ли, утверждать, что существует ЕЩЁ какая-то КОНКРЕТНАЯ реальность (в Вашем понимании) и нет «дуализма» существования человека, а есть «полиализм»?... Наверное – нет. Я скажу, что есть две ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ОСНОВНЫХ реальности, в своей взаимосвязи образующих «спектр смешения». Ма-аленькое примечание; «ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ» в ЧЕЛОВЕКЕ, и НЕ МОГУЩИХ существовать друг без друга (по крайней мере – его духовная «половина»)…
Ну, дальше – то же замечание. Вы: «Умирает тело человека, вместе с ним сознание и душа, исчезают все ощущения и чувства телесного мира…умирает ОБЪЕКТ». Не говоря уж о таких «мелочах», как то, что ЧУВСТВА, которые, как я понял, Вы всё же, относите к «духовному миру» (Ваше: «Таким образом, чувства удовольствия и страдания являются общими для тела и духа» («Энергетика нравст…), имеют в своём СОДЕРЖАНИИ ощущения, которые, если не «истоки» образования чувств, то их, весьма похожие АНАЛОГИ (см. моё сообщение Людмиле в теме «Ветер перемен» от 27 апр. 2007 г.: «В моём понимании любое чувство – суть отношение человека к чему-либо, содержанием которого есть ощущения…»), меня, честно говоря, ставит в тупик это Ваше утверждение в связи с Вашим: «Человек по своей сути животное, отличающееся от прочих животных наличием наиболее развитого мозга, с такими «техническими» параметрами…, которые позволяют ему на основе ощущений создавать не только представления, но и образы и понятия, не только ощущать телесный мир, но и мир духовный…». Но, простите, если мозг (надо полагать – телесное), который «позволяет ощущать мир духовный», умрёт, то значит разум перестанет ощущать духовный мир, т.е. потеряет чувство реальности этого мира… Останется только «Я», которое даже не существует, потому как и существовать ему не в чем (нет реальности), и содержания (сознания, которое «благополучно почило») у него нет… Пустота, одним словом, Ничто.. Ах да – есть ещё ЧУВСТВО удовлетворения… быть Ничем… Впрочем, и оно, видимо, как чувство, РЕЛИКТ, от которого надо освободиться…
«Подумайте, может все же не сознание создает понятия, а нечто другое, находящееся рядом с сознанием»? И Вы подумайте: может быть не зря философы «бьются» над понятием рефлексии?
Вы: «Сознание свойство живущего мозга, а функция живущего мозга – мышление». «Оба-на», как говорится, «приплыли»… А где же это мы «потеряли» духовный мир»? Или, по- Вашему, мышление – это не часть «духовности» (См. Ваше: «Только в процессе РАЗМЫШЛЕНИЯ, в процессе движения мысли, в процессе ТВОРЕНИЯ стало что-то проявляться?»). «Духовность» – только эстетика?.. Если мы «не мыслим духовный мир», то КАК мы его можем познать? Если мыслит не сознание, а Разум, который «создаёт в сознании понятия», опять же, которыми «он мыслит», то как сознание «СОЗДАЁТ…МОДЕЛИРУЕТ…» и «представляет «на суд» разуму «варианты решений»?
Вы (Тарасу): «Опять вопрос терминологии. Я ведь тоже говорю о многообразии ФОРМ создаваемых разумом, при одном содержании, одном знании»… Вот я – не пойму. То Вы говорите, что «изменяется ТОЛЬКО содержание сознания», но не САМО сознание. То Вы толкуете, что, при «духовном переключении» изменяются и СВОЙСТВА сознания… А теперь возникли ещё и ФОРМЫ сознания, которые «изменяются при ОДНОМ СОДЕРЖАНИИ»… Как всё это «соединить» - ей- Богу, не знаю…
То, что я Вас критикую, по большому счёту, не значит, что всё у Вас, естественно, «плохо». Например, я долго «переваривал» Ваше: «Собственно слово знание удобно употреблять рассматривая процесс творчества, который принято считать процессом познания. И продуктом которого является знание, "упакованное" в ту или иную форму. Но можно считать, что продукт познания сущее, "упакованное" в разные формы. Суть от этого не меняется». Ведь, в принципе, под той или иной «формой» можно понимать разное… Но если, к примеру, «продуктом процесса познания» в «вербальном» «пространстве» является… знание, «упакованное» в новую форму эмоций, чувств, то это даже – звучит (на мой взгляд) гениально…
Но, с другой стороны, при попытке как-то «упаковать» Ваши «откровения» в «какую-то форму», как «ДУХОВНЫЙ продукт» Вашего ТВОРЧЕСТВА, они «рассыпаются в пыль, НИЧТОЖА сами себя». Например, в «энергетике нравственности» Вы: «сама по себе энергия одна, энергия духовного поля мира Бога (надо полагать – ДУХОВНОГО мира – прим. – моё, ср. с Вашим: «небытие, несуществование, нирвана, духовный мир, мир бога, мир духа, мир творца, мир создателя, мир Разума - слова синонимы»), но поступает к человеку в разных видах… Другими словами, все, что создано Богом, весь неживой и живой мир, исключая человека, создано с единственной целью, обеспечить энергией тело человека, довести энергию духовного поля до его тела… они (удовольствие и страдание) объединяют дух Бога и тело животного в существо под названием человек». А человек стремится ОСВОБОДИТЬСЯ от своего тела, СОЗНАНИЯ, дабы «окунуться» полностью в «духовный мир творчества». Т.е. СОЗНАНИЕ человека служит ему «тормозом» на этом пути, и лишь когда оно УМИРАЕТ… Ну, по этому поводу я высказался ранее, но вот в теме Константина Фёдоровича я читаю Ваше: «Аналогично и у Творца. Создав в своем СОЗНАНИИ образ человека…». Ба-а! Да у чистого Духа есть сознание, от которого человек должен освободиться!.. И которое есть «атрибутом» творчества Бога…
Или Ваше (мне): «Только процесс движения от хаоса к порядку, процесс творчества, гарантирует жизнь философии, да и человеку тоже» В сравнении с Вашим же: «дух, все, ничто, хаос, бесконечность, духовное поле, бог, творец, создатель, Разум - слова синонимы» позволяет сделать вывод: «процесс движения от хаоса (=Бога, ведь ПО ВАШЕМУ, Бог и хаос – синонимы) куда-то прочь – к порядку – и есть жизнью человека, позволяющей «попасть» в «духовный мир сплошного творчества» Бога (=хаоса). Ну, и так далее…