ВСЕМ
участникам дискуссии по статье Денисенко Т.А.
«Смысловая аутентичность как онтологическая мера
ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ…»Вижу, подошло время финиша в этом, на определенных этапах стремительном, в определенные моменты вялом, иногда с подножками, но иногда и с ободряющим окриком, дискуссионном марафоне.
Время
«коды» в этом, местами экспрессивном, местами уныло монотонном, иногда бравурном, иногда глубокомысленно вкрадчивом, а под час, насыщенном разудалым полемическим драйвом, «про-из-ведении».
Тематическое поле статьи достаточно обширно и содержит в себе разработку ряда актуальных научно-философских проблем. Это не только проблема нормообразования в психопатологии и психотерапии, но и проблематика, связанная с адаптацией аналитики Хайдеггера в социально-гуманитарной методологии, и принципами онтологического обоснования психологии. Причем, это проблемы, непосредственно затронутые в статье, но в процессе дискуссии был выявлен и нашел определенную проработку целый пласт других столь же актуальных проблем и вопросов.
Есть надежда, что на 14-ти страницах обсуждения статьи ее автор предоставил достаточно материала, чтобы создать контекст, в рамках которого может рассматриваться широкий спектр вопросов, могущих возникнуть и впредь по тематике статьи и смежным темам. И даже если они не получат исчерпывающего ответа (что на виртуальном форуме, тем более, философском, невозможно, да и не совсем в большинстве случаев необходимо), то, при наличии интереса, вдумчивом прочтении рассуждений автора статьи и коррелятивных им рассуждений участников обсуждения, по крайней мере, могут найти продуктивное русло проработки.
Резюмировать содержание дискуссии представляется совершенно излишним. Просто потому, что проблематика статьи, в любом случае, остается открытой в силу масштабности представленного в ней подхода и гибкости выявленных посредством него критериев.
Гораздо важнее обратить внимание на режим ведения дискуссии, чему, в заключение, и уделим особое внимание.
Опыт недоразумений во взаимопонимании, конфликтов и «патовых ситуаций» между участниками дискуссий, сподвиг автора статьи предложить черновой
набросок правил (=ПОЖЕЛАНИЙ), открытый для возможных дополнений и уточнений в дальнейшем.
1
) Насколько возможно, отсутствие в коммуникации т. наз. «личного»: а) «душевных излияний», взаимных «каузальных атрибуций» как оценок интеллекта, профессиональной квалификации, психологического и социального типа личности оппонента;
б) гомеостатической мотивации типа «развеяться», «оторваться», «самоутвердиться», а также, импульсов той же природы, но камуфлируемых под «дидактику», «просветительство» и т.п.;
в) реплик и замечаний «не по делу», а «по телу», как желчного характера, так и сентиментального.
Поскольку «желчь», каузально-атрибутивная и гомеостатическая динамика в дискуссии, очевидно, неизбежны, их сублимация в мирном русле осуществляется путем вдумчивой рецепции текстов сообщений.
2) Вдумчивая рецепция текстов сообщений: а) анализ как четкая фиксация предмета дискуссии, ключевых для нее аспектов его осмысления, тематического контекста его представленности в ней;
б) элементарный семантический анализ, предполагающий различие
понятия,
обозначаемого понятием объекта,
сообщаемого понятием значения;
в) элементарный герменевтический анализ, предполагающий рассмотрение определенных фрагментов сообщения в контексте всего сообщения в целом, а этого целого – в контексте предыдущих сообщений его автора по соответствующей тематике и предмету, по крайней мере, адресованных рецепиенту;
г) определение меры своей компетенции по выделенным предметным, тематическим и концептуальным аспектам и контекстам; причем, поскольку в научно-философской дискуссии не предполагается жесткой оппозиции сакрального и профанного, эта мера должна определяться рецепиентом в зависимости от степени обобщенности или интуитивной представленности в его сознании информации по рассматриваемой теме;
д) элементарный психологический анализ (самоанализ) как выделение своих субъективных проекций (т. наз. «вчитывания» смысла) и критическая рефлексия на предмет их соответствия смыслу сообщения, представленного в тексте.
Выполнение этих требований будет способствовать тому, чтобы выдвигаемая критика стала максимально конструктивной.
3) Конструктивная критика:а) преобладание в отзыве на сообщение вопросительной формы, то есть, вместо попыток говорить за его автора, указываются лакуны, неточности в его высказываниях (желательно цитирование, но только ключевых фрагментов); а затем, по желанию, уже в гипотетической форме предлагаются свои варианты заполнения этих лакун и исправления этих неточностей, с выделением различных научных и философских позиций по возникшим вопросам, указанием соответствующих подходов в их решении, приведением ссылок на тематически релевантные материалы;
б) предметом критики может выступить сама происходящая между дискутирующими коммуникация, но чтобы не скатываться к «личностям» (нарушение п. 1, а также, п. 4, «а»), такая критика ведется строго в методологическом русле, что, в свою очередь, означает не просто ссылки на авторитеты, предложения проработать объемные текстовые материалы (для текущего обсуждения физически не возможно), необоснованное выражение своих симпатий, точек зрения, но, по возможности, емкое представление коммуникативной ситуации в оптике того или иного методологического подхода.
4) Общие требования в связи с учетом специфики объекта социально-гуманитарной дискуссии: а) социально-гуманитарная дискуссия в той или иной степени, но неизбежно, центрируется на темах личности, самости, субъекта, или, по крайней мере, предполагает их факультативно, что лишь настойчивей требует взаимной субординации участников дискуссии, позволяющей сохранить эти понятия именно в качестве концептов или темы, а не делать их предметом (=гипостазирование) оценок личности оппонента или самооценок;
б) социально-гуманитарная дискуссия неизбежно включает игровой момент, присущий человеческому существованию в целом, и в этом смысле, неотъемлемо составляющий объект этой дискуссии и определяющий ее принципы, выступая, главным образом, в своем сущностном аспекте иронии; наличие в социально-гуманитарном познании этого конститутивного принципа не должно, однако, превращать его в принцип «регулятивный», тем самым, неизбежно открывая широкий простор инсинуациям, подозрительности, мнительности, двусмысленным остротам или аналогичным способам истолкования ироничных высказываний, – словом, превращению иронии в «низовой» юмор, оскорбляющий личное достоинство как того, на кого он направлен, так и того, кого в нем подозревают (ср.:
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/806/72.html).
Присутствующие в представленных правилах «идеализация» и «сухость» коммуникативного режима компенсируются конструктивностью, которую дискуссия должна приобрести, следуя, насколько возможно, этим правилам и осуществляясь в таком режиме.
Стало быть: Nil ostentationem, omnia ad conscienciam – ничего на показ, всё для понимания!
Принцип прост: минимизация «личного» как условие аккумуляции и оптимизации коммуникативной и творческой энергии. Реализация этого принципа в дискуссиях позволит максимально, или, в зависимости от контекста, оптимально, высвободиться в процессе коммуникации ЛИЧНОСТНОМУ. А это значит, в процессе дискуссии, каждому ее участнику проявить или, по ситуации, добрать ту самую зрелость, которая рассматривается в обсуждаемой статье как способность оперативно корректировать свою психическую динамику в широком спектре ее реализации, в том числе и в коммуникативном аспекте.
И как заключительный «аккорд»,
дополнение к п. 2 и 4(= мой последний комментарий).
Здесь хотелось бы привести примеры того, как не следует понимать ключевые концепты и тематические элементы самой статьи и высказанных автором комментариев в процессе ее обсуждения. Это примеры своеобразного ассоцианизма в рецепции текстов (статьи и комментариев), который обычно озвучивается (вербально или, в специфическом смысле «по умолчанию») так: «Аааа, понятно, это…», и далее следуют расхожие, «заезженные» представления и соответствующие дефиниции.
НАПРИМЕР.
«Хайдеггер». – Предметно пустые и бесплодные размышления о «бытии» + сомнительные лингвистические эксперименты + широко растиражированный набор экзистенциальных понятий + мрачный ригоризм, насильственно вменяющий человеку смысл его существования.
«Трансцендентность». – Схоластическая теология, полоскающая мозги «мертвым боженькой», какими-то там «универсалиями» и прочими «общечеловеческими ценностями».
«Трансцендентализм», «пред-структура». – «Мета-мета-(+∞)физика» как признак блуждающего в трех соснах «горе-философа», попавшего в зазеркалье своего ego и пытающегося вытащить себя оттуда подобно барону Мюнхгаузену.
«Личность». – Междисциплинароное понятие, обозначающее «совокупность», в которой одно к другому редуцируется, в зависимости от того, со стороны какой науки или научной парадигмы смотреть.
«Подсознательное». – Нечто по ведомству психоанализа, а значит, что-то хтоническое, иррациональное, бездуховное и т.п.
«Смысл жизни». – Тема, возникающая как эффект сублимации психологических комплексов, возводящей жизненные неудачи в метафизические медитации о человеке.
«Кризис», «антагонизм». – Признак спроецированной на мир личной ущербности и патологического желания поиграть в «спасителя», призвав «на баррикады» и люциферически замахнувшись на «предустановленную гармонию» или «благими намерениями выстилая дорогу в ад».
Вопросы о «началах», «принципах обоснования», «нормообразовании». – Попытка «открыть Америку», желание узнать, «откуда ноги растут» как результат банального невежества.
«Проект». – «Маниловские», «обломовские» и т.п. грёзы, разбавленные квазинаучным резонерством на тему «смысла жизни», «трансценденций», «кризиса», «начал» и далее везде.
Всё это пример «несобственных» (см. в статье) способов понимания внутри коммуникативного сообщества. Дескать, «кто-то», «некто» мыслит и высказывается таким образом, «но не я». «Не мы, ищущие нового»!
Наблюдается, тем самым, ПРОТИВОРЕЧИЕ: требуем новизны и тут же отметаем самую ее возможность. Возможность уразумения того, КАКОЙ СМЫСЛ (замысел) вкладывается автором в привычные «рубрики», ЧТО «затертые» понятия сообщают и обозначают, В КАКОМ КОНТЕКСТЕ то, что в них представлено, следует понимать.
Во избежание такого рода недоразумений важно помнить, что если ПРОЕКТ рассматривается как МЕТАФИЗИКА ПОНИМАНИЯ (т.ж., см. в статье), то способы понимания суть не просто ментальные акты, представляющие собой некий «довесок» к актам поведения и деятельности, но возможности, в которых заключена БЫТИЙНАЯ МОЩЬ человека, и которые, поэтому, задают фундаментально-онтологический контекст осмысления его духовно-личностной и социальной интеграции, динамики его развития, и как мыслящего, и как действующего, и как мыслящего и действующего в ИСТОРИЧЕСКОЙ действительности субъекта (ср.:
http://kurg.rtcomm.ru/clubs.shtml?cat=41&id=222).
С уважением,
Т. Денисенко.
P.S. Если, вдруг, возникнет необходимость в дополнительных комментариях (?!), дам их в виде ссылок на свои посты и другие свои публикации в и-нет, а также, подходящие публикации и материалы других авторов.