QUOTE(Whale @ Feb 2 2011, 11:27 PM)
Ведь логика, заданная контекстом, казалось бы, должна одинаковым образом открываться любому. Или нет?
Нет. Потому-то как раз, что нет никакого "одинаковым образом".
Есть
какое-то, в случае каждого объекта (я даже не говорю о действиях и процессах, выражаемых глаголами, или о предлогах, выражающих отношения объектов ) отличное, уникальное
выделение из мира, из Бытия этого самого "объекта"*.
Даже для такого "простого" и однозначного, казалось бы, объекта, как "яблоко" (у Витгенштейна в примере - "дерево"), в каждом сознании возникают
свои собственные ассоциации.
Мы не знаем и никогда не узнаем, что именно между ними общего, а что - различно, т.е. "алгоритм" вербального отграничения объекта неизвестен, и это - фундаментально. Естественный язык в этом смысле - рекурсивно-бесконечная самозамкнутая (!) система, которую мы не можем "вскрыть" до тех пор, пока... мыслим - поскольку мыслим мы, а тем более - обмениваемся мыслями -
языком же. Т.о. мы им пользуемся, как первобытные огнём - не имея ни малейшего представления о том, что это такое и как "работает".
Словари и другие конвенции
частично и неполно, но решают эту проблему - что вообще даёт нам возможность общаться.
Наука нашла себе "отдушину" в связке фальсифицируемости, конвенциональности и опыта. И хотя иногда и "взбулькивает" то тут, то там какой-нибудь Хокинг или Пенроуз, недовольные этими ограничителями и чувствующие их тесноту, но в общем - наука существует в этих рамках более или менее комфортно (не имея разве в виду
науку логику; эта область мечется в начале XXI века как уж в рукомойнике - впрочем, логические трудяги уже роют близко к когнитивным системам (наследницам генеративной грамматики Хомского и семантики Тарского), способным не воспроизвести и не "воссоздать" естественный язык, но хотя бы
обучиться языку, пусть и ограниченно, но столь же эмпирически, как осваивает его ребёнок - это было бы огромным прорывом, хотя до этого ещё и далеко; ведь вместе с этим роботу придётся научиться хотя бы примитивно, но -
мыслить, а для этого одного "словаря и правил вывода" - маловато будет...)
Философа это ни в коем разе не может устроить, хотя иногда и
может (может, но не
должно! - философ вообще вправе, IMHO, послать весь этот паровоз к тёщиным котлетам) помочь провести "первичную прополку" собственных размышлений.
К слову, обращение к словарям в случае терминологических затруднений в общении - естественное конвенциальное действие. Обратное подрывает не аргументы оппонента, но саму возможность [передачи cо-]общения. Однако и оно не всегда действенно - потому что а) сами словарные конвенции разнообразны, противоречивы, неполны и зачастую страдают определением через определяемое б) в объёме понятия играет роль
всё - от того, что было в первый раз услышано об этом понятии до клиренса серотонина в мозгу понимающего в) многие понятия работают на огромном "смысловом поле" (объёме понятия) - напр., "любовь", "Бог", "философия", "язык", "человек", "мир" - и разноообразие личных пониманий этих слов столь велико, что может включать в себя весь спектр взаимоотношений этих пониманий - от почти совпадения до почти полного антагонизма; достаточно в дискурсе встретиться нескольким таким словам сразу, да ещё и связанным между собой как-либо (тоже - словами!) - готово полное непонимание, не могущее иногда быть устранённым даже словарями г) значение контекста[-ов],
всегда влияющего на объёмы понятий и
могущего изменить этот объём до полной неузнаваемости, усиливает все 3 перечисленных "эффекта".