QUOTE(Ронвилс-2 @ Jan 12 2011, 06:55 PM)
Может это и не то, что Вы хотели бы услышать, но я немного порассуждаю на эту тему (если можно так выразиться) в "унисон" Вам.
Извольте, милости прошу...
QUOTE(Ронвилс-2 @ Jan 12 2011, 06:55 PM)
Берем некие идеализированные точечные объекты, рассматриваем их движение и взаимную связь друг с другом. А поскольку мысль рассматривается как специфическое движение ионных зарядов по нейронной сети, то тут уже детерминированность во времени процессов предстает во всей ее очевидности.
От "ионных зарядов" до того уровня Бытия (или, если угодно, пространства-времени), который нам нужен, я думаю, ещё не менее 20-30 нулей после запятой...
А там у нас как раз фундаментальная (гейзенберговская) индетерминированность обитает.
QUOTE(Ронвилс-2 @ Jan 12 2011, 06:55 PM)
Если же мы идеалистически рассматриваем время в некоторой ментальной конструкции, которая сама по себе не имеет однозначной привязки ко времени (лежит вне его), то поле рассмотрения значительно увеличивается. Ментальная конструкция может быть любой. К примеру, математики рассматривают "конструкции" с произвольным количеством координат, в которые можно включать и время (причем - несколько координат сразу).
Если "включать\не включать время" - то это уже физики, сорри...
QUOTE(Ронвилс-2 @ Jan 12 2011, 06:55 PM)
Статическая картина не меняется. Если она начала меняться - время "пошло".
Да.
QUOTE(Ронвилс-2 @ Jan 12 2011, 06:55 PM)
Если выделить два произвольных момента времени, то мы увидим два "среза" выбранной ментальной конструкции. Если предположить, что между ними были еще и промежуточные моменты, то "путей" от одной "картинки" к другой может быть несколько. Интуитивно можно предположить, что чем меньше промежутки - тем меньше вариантов. И тогда можно предположить, что существует некая идеальная линия (не обязательно прямая), вдоль которой и движется настоящее время для данной ментальной системы. Но, увы, это будет лишь нашим предположением.
См.:
мой коммент тутQUOTE(Ронвилс-2 @ Jan 12 2011, 06:55 PM)
Впрочем, тут можно говорить очень много.
Да
QUOTE(Ронвилс-2 @ Jan 12 2011, 06:55 PM)
Еще одной фундаментальной вещью является "необратимость" времени.
Давно не является. Шестёрка американских физиков обратила время в рамках физического эксперимента лет 15 назад. Это пока невозможно иначе как в квантовом мире (для макрообъектов), но гипотетически реально.
QUOTE(Ронвилс-2 @ Jan 12 2011, 06:55 PM)
Логически мы можем предположить, что ментальная конструкция может содержать симметричные связи, в которых движение может происходить в противоположных направлениях. Но вспомните такую важную логическую конструкцию, как триггер. Его состояние определяется определенной последовательностью во времени определяющих его состояний системы. При обратимости эта определенность теряется и триггер тут же "впадает в ступор". А ведь триггер - это не просто логическая игрушка. Это - ментальная основа памяти как таковой. В принципе-то можно в отдельной "веточке" устроить обратимые процессы. Но создать такую "веточку" без наличия фундамента "необратимости" времени было бы невозможно.
Что касается логического триггера - то вместе со временем инвертируется его логика - да и вся недолга. Другое дело, что в природе действительно могут быть "необратимые" во времени процессы - но как я думаю, это - локальная необратимость. Вполне подобная (и связанная с) закону неубывания энтропии - он тоже имеет место, но, однако, только для замкнутых и несамоорганизующихся систем.
QUOTE(Ронвилс-2 @ Jan 12 2011, 06:55 PM)
Постараюсь быть предельно лаконичным. Если рассуждать не в общем, а конкретно и предметно, то не обойтись без выбора своей позиции в отношении идеального и материального.
Надеюсь, что нет, и что можно строить рассуждения, изоморфные к этому вопросу.
Вообще, вопрос "что первично" распался на вопросы о признании:
а) объективизма
б) гностицизма
А будет это объективный идеализм или объективный материализм - в общем-то, фиолетово.
Впрочем, мне в этом вопросе интересен скорее переход от физики к метафизике и от метафизики - к онтологии и психологии, а также связи с лингвистикой.