QUOTE(Tugodum @ Apr 13 2005, 06:24 PM)
у меня остались (точнее, возникли) вопросы
впрочем, и остались тоже. вспомнил неразрешенный вопрос, возникший у меня в самом начале семинара, вне какой-либо связи с Деррида:
QUOTE(Tugodum @ Mar 18 2005, 03:32 AM)
конкретно у меня полный "затык" на
пар. 8 Первого Исследования. вероятно я что-то не понял и до этого, но здесь вообще не понял логики обоснования основного тезиса:
Не должны ли мы сказать, что говорящий в одиночестве говорит себе самому, что слова служат ему как знаки, а именно, как признаки его собственных психических переживаний. Я не верю, что можно было бы придерживаться такого понимания. "Warum?"
так вот, обнаружил сейчас, что у Деррида возник ровно тот же вопрос, что и у меня.
больше того, именно в пар. 8 содержится тот
единственный, по сути, пункт, с кот. Д. (как и я
) не может согласиться в Первом Исследовании.
Д., в отличие от меня, утверждает, к тому же, что пункт этот настолько принципиален, что с падением его рушится чуть ли не весь гуссерлевский проект (сам я в последнем пока не уверен--почему выше и предлагал оценить этот тезис Д. на истинность).
пункт, о кот. речь, состоит в том, что
возможно чистое (т.е. не сопряженное с оповещением) выражение.
поскольку знак, как материальная форма, служит по Г. (если мы с Д. его понимаем правильно) исключительно для коммуникации (т.е. для оповещения), ситуацией чистого выражения м.б. только такая, в кот. значение не нуждается для своего полагания в знаке. иными словами: ситуация, в кот. значение "дает само себя" непосредственно--причем так, что даже если его полагание сопровождается полаганием каких-то знаков, первое полагание последним никак не "мотивировано".
вопрос: существует ли такая ситуация?
ответ Г. (если, опять же, мы с Д. понимаем его правильно): да, именно такова ситуация "выражения в душевной жизни в одиночестве" (пар. 8). ведь в такой ситуация я действительно не нуждаюсь в знаках, поскольку сам я всегда (в любой ситуации) и так знаю, что имею в виду, а сообщать это ещё кому-либо указанная ситуация от меня не требует:
QUOTE
оповещение было бы здесь совершено бесполезно. Ведь эти акты переживаются нами в тот же самый момент
Д., как я понял, заглянув вперед, очень цепляется здесь к слову "момент" ("Augenblick"). я ещё не вникал в его аргументацию, и поэтому ничего не могу о ней сказать. но в одном я могу с ним согласиться сразу: утверждение, что значение может не затрагиваться речью, если эта речь не имеет целью сообщение (а, скажем, только фиксацию в дневниковой записи, напр.)--т.е., что
мое понимание (открывающийся
мне смысл) не меняется в зависимости от того, выражаю я его в речи, или нет-- такое утверждение противоречит всему моему опыту (оно, говоря по-англ., "is counter-intuitive").
ещё раз, на всякий случай, поясню, что сказанное мной не ставит целью обязать кого-либо к опровержению Д., или защите Г., или даже просто к поддержанию разговора на эту тему, т.к. она явным образом выходит за рамки семинара, как он был изначально запланирован.