QUOTE(Tugodum @ May 8 2005, 09:07 AM)
это бесспорно, но только давайте различим "отнесенность к..." и "зависимость от...". у Гегеля в ФД первое необходимо подразумевает второе, у Гуссерля--не только не подразумевает, но и--если речь идет о явленности "самой вещи"--принципиально исключает. поэтому, несколько подправив приведенное Вами кредо наивного реализма, я скажу, полагая, что выражу этим т.зр. Гуссерля: "мы мыслим вещи так, как они есть сами по себе (т.е. независящими от нашего мышления)".
Если Вы имели в виду, что мы познаем вещи В КАЧЕСТВЕ существующих независимо от сознания (т.е. эта "независимость от сознания" есть часть конституируемого сознанием смысла вещи), то нижеследующие вопросы снимаются, но в противном случае я не могу признать это точкой зрения Гуссерля и вообще "феноменологической точкой зрения", хоть убейте, а лучше приведите какие-нить более веские основания (если они в принципе возможны).
1. Понятно, что об "отношении" я говорил в самом широком смысле, в том самом, который охватывает и "отношения зависимости".
2. "Явленность" самой вещи, согласно Гуссерлю, возможна только в интенциональном отношении (это общеизвестно). "Независимо" вещь не является, и мы не обладаем божественным всеведением, чтобы установить, что познаем вещь так, как она существует независимо от нашего познания.
3. Мне в высшей степени странно было бы встретить у Гуссерля высказывание типа следующего: "мы познаем вещи так, как они есть сами по себе (т.е. независящими от нашего мышления)"
(здесь вместо "мышления" уместно было бы подставить "сознание", поскольку у Гуссерля и мышление и познание - это модусы сознания.)Еще раз повторяю простую ФЕНОМЕНО-ЛОГИЧЕСКУЮ истину: МЫ не можем познать вещь такой, какой она является (кому?) независимо от нашего познания. И как раз на ЭТО указывал Гуссерль, подчеркивая в Идеях I, "
то, чтО суть вещи, - вещи, о каких мы только и можем делать высказывания, о бытии и небытии каких, об определенности и инаковости каких мы только и можем спорить, вопрос о каких мы только и можем разумно решать, - то, чтО суть вещи,
они суть как вещи опыта. Не что иное, но
лишь опыт предписывает им их смысл" (параграф 47, с.103 русс. пер. А.В.Михайлова, курсив Гуссерля, полужирное выделение - мое). Излишне оговаривать, что опыт, по Гуссерлю, это
опыт (переживания) сознания.
О какой независимости трансцендентного (и мат. вещей, и каких-либо "идей") от сознания может говорить тот, кто прочитал параграф 49 Идей I и раздел о "феноменологической редукции"?!
Отмеченная здесь Гуссерлем фраза
QUOTE(Гуссерль)
"мир трансцендентных 'res' совершенно немыслим без сознания"
есть, по-моему,
логический закон и условие возможности "трансцендентальной феноменологии"
4. Какое отношение Ваша аргументация имеет к моему тезису о сомнительности док-ва идеального во 2 Иссл., я, к сожалению, так и не понял.
-------------
Благодарю за обращение к моим пяти тезисам, но думаю, что более уместно их обсудить в др. разделе.
Возможно, Сартр на многое намекал, на еще большее намекали Платон и Аристотель... Где конкретно содержатся эти намеки?
Невозможность можно показать логически, также как и противоречивость фразы о "самоданности" дорефлективного в рефлективном усмотрении (это заведомо "рефлективная данность").
О "метафизике" я говорил в конкретном контексте. Если откроете Введение к ЛИ2 (принцип беспредпосылочности), увидите, о чем речь. О "метафизике" вообще говорить сейчас не берусь - это потребует изучения всех или достаточно многих употреблений термина (ведь прямого "определения" того, что он называет метафизикой, я у Гуссерля я не встречал).
И последнее: если разрешение любых феноменологических вопросов сводится, в конечном счете, к гуссерлевскому опыту мышления (и должно быть фундировано в нем), то на феноменологии КАК ТАКОВОЙ можно поставить крест. (Кстати, Гуссерль в отличие от армии его поклонников прекрасно это понимал.)
-------------
P.S. У меня свой цейтнот - в ближайшую неделю вынужден полностью сосредоточиться на Хайдеггере. Впрочем, я уже сказал все, что хотел сказать по 2 иссл ЛИ2.