ДашеЪ! Вы: «ПавелЪ, интуиция – это не мистика. Почитайте НАУЧНУЮ литературу по этому поводу». Да что Вы говорите!.. Это получается, что если из подсознания «вынырнет» гипотеза о десятимерном пространстве – это интуиция, а если о чертях и дьяволе – это мистика?.. Не смешите меня…
Вы: «ради Бога, только не надо пускаться по линии Фрейда и отсекать действительно ВАЖНЫЕ нюансы»… Я понимаю, что для Вас Фрейд – НЕНАУЧЕН… Психолог – не социолог… Оно-то, конечно, и Ньютон сегодня не актуален…
Вы: «В процессе мышления нормальный человек задействует только ту информацию, которая прошла через СОЗНАНИЕ, и в голове так или иначе заняло свое логическое место. Но многое остается в бессознательном…и некоторые «соты» памяти заполняются НЕЛОГИЧНЫМ, нерациональным способом, например ассоциативно, по субъективным ощущениям»
Вы же: «Многое спорно, но в лучших традициях позитивизма! И также прослеживается железная ЛОГИКА. Мистики НЕТ!». Вот объясните мне, КАК может быть железная логика при «нелогичном» способе? Действительно, может быть РАЦИОНАЛЬНОЕ или МИСТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ (типа в моём споре с Людмилой: я- случайность, она – Ничто), которые, в свою очередь, могут быть как интуитивными, так и логическими. Так что я вовсе не отвергаю значение интуиции. Я даже, насколько Вы помните, назвал онтологию Хайдеггера прорывом в философии, как раз, потому, что он представил психологизм (ужас, тревога, скука) человека в качестве непременного атрибута познания (понимания)…. Вы, как всегда, «набросали всё в кучу», добавив противоречие: «Тот пример с картинами. Объяснить? Да это же полное попрание всякой логики». Вы понимаете слово «всякой»? И далее: «Все это делается устроителями акции СОЗНАТЕЛЬНО и ЛОГИЧНО, на основе ЗНАНИЙ, а не просто как некий бзик сумасшедшего креативщика». Так – вопреки ВСЯКОЙ логике, или СОГЛАСНО логике?..Ну как Вам кратко ответить? Я восхитился Квесторовым: «И не надо упирать ВСЕ в бессознательное, товарищ Фрейд, взойдет она, звезда пленительного счастья! Есть сознательное, есть вербализуемое, есть... ЧУЖОЕ сознательное». Мне лишь осталось расставить СОБСТВЕННЫЕ акценты. В этой теме я утверждаю, что существует глубокая аналогия между механизмами эволюции живого мира и мира сознания. А эволюция живого мира мне видится так: «Сразу предупреждаю, моя теория эволюции ОТЛИЧАЕТСЯ от официальной синтетической теории эволюции имени Дарвина, имея своей ОСНОВОЙ ФИЛОСОФИЮ (привет, Ярослав) постмодернизма: в природе есть не только закономерности, но и случайности, истоками которых может быть не только пересечение закономерностей, но и хаос, флуктуации нарастающей энтропии». В теме: «Проблема Ничто…» и в «Новое и НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ» я утверждаю, что новое – это СЛУЧАЙНОСТЬ. Случайность, трактуемая по Демокритовски: у случайности есть причина, но эта причина лежит ВНЕ закономерности СУЩЕСТВОВАНИЯ того или иного объекта действительности. Причём – ВНЕ закономерности – НЕ ОЗНАЧАЕТ: вне объекта… Почему? Потому что в САМОМ объекте, как ЧАСТИ Природы «есть не только закономерности, но и случайности, истоками которых может быть не только пересечение закономерностей, но и хаос, флуктуации нарастающей энтропии». Это – понятно? Случайность может иметь как внешнее, так и внутреннее происхождение.
А теперь КОНКРЕТИЗИРУЮ сказанное в моих представлениях о мышлении человека. Не буду цитировать всего, но в «Абсурде…»: «Итак, получается, что в качестве САМОПОЛАГАЮЩЕГО СОБСТВЕННЫЙ смысл существования, человек есть источником ЛЮБОГО смыслообразования. Здесь интересно отметить два момента:
- смысл (жизни) появляется либо из тавтологии (ЗАДАННОСТИ содержания), либо из АБСУРДА (противоречия Я≠Я);
-смысл (жизни) – НЕ ТОЛЬКО «бегство» от АБСУРДНОСТИ Я≠Я, которое можно интерпретировать в качестве онтологического ужаса, но и «выталкивание» НАЛИЧЕСТВУЮЩИМ в мышлении не-Я (абсурдность мира) Я из ТАВТОЛОГИИ самоиндентификации. И в том, и в другом случае возникает НАПРАВЛЕННОСТЬ смыслообразования, как образования связи (смысла) Я со всеми не-Я, УЖЕ НАЛИЧЕСТВУЮЩИМИ в самом Я (мышлении).
В идеальном, так сказать, варианте, конституирование мышлением согласно ЛИЧНОСТНОМУ смыслу не-Я должно быть тотальным (переосмысление с новой точки зрения), однозначным и постепенно ослабевающим («короткие» связи осмысления благодаря ступенчатому опосредованию чередой имён друг друга, сменяются «средними», длинными», слабоассоциативными связями). Реально же переосмысление происходит в постоянном противопоставлении Я-концепции (идущая со Средневековья ИДЕЯ КОНЦЕПТа, как акта «схватывания» вещи в уме субъекта, предполагающего единство замысла и его осуществления в творении) концепциям общественным (а их – далеко не одна), что само по себе приводит к «вкраплениям» абсурдности (прерывания «цепочки» логических связей противоречием). Более того, акт полагания Я в не-Я, сам по себе может быть НЕОДНОЗНАЧНЫМ (напр. Антиномии)– и тогда Я-концепция принципиально бессильно избежать своей изначальной абсурдности, лишь ловко «пряча» противоречия в «разводящих» внутренний конфликт «мелочах». Например, можно бесконечно рассуждать о свободе в обществе или абсолютном детерминизме в не мыслящей природе, но НЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЯТЬ эти две идеи друг другу, удерживая их вместе одним волевым актом.(типа: «Богу – богово, кесарю- кесарево», «Общество вырвалось из царства необходимости, что тут непонятного?» Непонятно- КАК, но это уже вопрос эволюции, который перед субъектом может не стоять).
Исходя из сказанного, можно утверждать, что Я-концепция лишь СТРЕМИТСЯ к тотальному осмыслению в аспекте самополагания: «Я есть «кто», «что» (причём, «что» - в прямом смысле, например, ньютоновской механики, когда психология изучает то, чего нет, а есть «одни лишь вибрации тонких материй») за счёт ЛИМИТИРОВАНИЯ содержания в пользу личностной формы осмысления. В ЧАСТНОСТИ, лимитирование содержания происходит и за счёт «выпадения» части содержания из поля осмысления (незначимое – незначительное, ассоциативное, случайное, «наносное»). Но… Но Я лишь стремится к однозначности самовыражения, самореализации. В целом же оно, как ЛИЧНОСТНЫЙ закон упорядочивания «не-Я» (предметов, содержания мышления) смысловыми связями НИКОГДА не достигает в мышлении состояния монолитности, однозначности. Причины тому, как указано выше, – во-первых, внутренняя противоречивость как предмета полагания, так и самого процесса полагания (многозначность, если угодно: ПОЛИтеизм – «какому Богу молимся»?), во-вторых – оппонирование внешним, общественным смыслам («каждый прав по-своему, но не по-моему»), в-третьих, селекция содержания полагаемыми связями личностного смысла, при которой содержание мышления ДЕЛИТСЯ на непосредственно осмысленное в онтологическом аспекте смысла ЖИЗНИ, и осмысленное опосредованно (например, с точки зрения общественного смысла или смысла жизни ДРУГИХ Я-концепций)». Заметьте, что во-первых, я здесь говорю ТОЛЬКО о том, что СУЩЕСТВУЕТ осознанным в нашем сознании (т.е. «ВНУТРИ» сознания). Эквивокация смысла, как «вещей в себе» (не-Я) и вещей ДЛЯ человека (в ТОМ ЧИСЛЕ – и (привет, Квестор!) ЧУЖИХ смыслов. Смысл вещей для конкретного человека определяется, прежде всего, смыслом жизни ЭТОГО человека, связывается в единую Я-концепцию – не субъектный, а СУБЪЕКТИВНЫЙ) ЗАКОН существования этого человека.. Но… Но в сознании этого же человека существует и многое другое, слабо связанное с его Я-концепцией. ПРОСТЕЙШИЙ пример: ЧУЖИЕ смыслы. Вот Вы осмысливаете то, что я Вам пишу? – И отталкиваете от себя «мои смыслы», говоря, что это – НЕ ВАШЕ.. Вы ОПЕРИРУЕТЕ МОИМИ смыслами? Значит, они – в Вашем сознании, ОСОЗНАНЫ в той или иной мере и ОСМЫСЛЕНЫ с ТОЧКИ зрения ВАШЕЙ Я-концепции. Но они, как отвергаемые ВАШЕЙ Я-концепцией – суть «мусор» Вашего сознания… Однако, повторюсь, они СУЩЕСТВУЮТ в Вашем сознании.
Другой «мусор» - впечатления – Вас «это» - поразило. Вы «это» запомнили, но ПОНИМАЕТЕ, что НЕ МОЖЕТЕ осмыслить «эти» впечатления, исходя из Вашей Я-концепции… Неважно- почему… Может, именно – что не важно: «О-о! Какой шедевр!». А почему?
Таким образом, В САМОМ сознание существует ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, с точки зрения которой осмысливается и оценивается ВЕСЬ ОСТАЛЬНОЙ «мусор» сознания: «СЛУЧАЙНЫЕ включения» в Я-концепцию. Вы могли бы и «не стакнуться» со мной, я мог бы «не поддержать беседу» (ведь встречаются «вещи в себе»)…
Теперь о СТРУКТУРЕ самой Я-концепции. Она, безусловно, едина: «С моей ТОЧКИ зрения «потому-то, потому-то»».. Но насколько она – ОДНО? Проще – по Хайдеггеру: человек «живёт в людях», накапливает знания (знания у меня противоположны впечатлениям см. тему «Можно ли противопоставлять знания вере?»), опыт, которые ТАК ИЛИ ИНАЧЕ включаются в Я-концепцию («так или иначе» для Квестора (стул) Большая Королевская печать включилась в Я-концепцию нищего как инструмент для колки орехов (М. Твен)). Но вот (кич, конечно) человека охватывает непонятный ужас, который не может «утихомирить» Я-концепция. Отработанный опыт и накопленные знания о конкретности – не помогают. Человек «убегает» во всё большую абстракцию: конкретные связи и способы действия рушатся. Причём, сначала: слабые связи, потом – средние… Я-концепция «тает на глазах» Её «обломки» всё больше заполняют сознание: ПАНИКА… Ну а дальше… Либо на определённом уровне обобщения решение находится в «сильных связях» собственной Я-концепции, либо – в ЧУЖИХ смыслах («А мне-то «он» говорил. Следовательно, я – не прав»…), либо в «НОВОМ соединении собственных обломков», либо «стержнем» новой Я-концепции становится впечатление (-я) + обломки… Кич, конечно… Но всё это – не в бессознательном, а в сознании…
По поводу снов и др. хаоса. Выстраданный мной один из вариантов, основанный на эволюции мышления, в онтогенезе протекающей в КАЖДОМ из детей. Наглядно-действенное, образное, абстрактное мышления. ВСЕ они (И РАЗНЫЕ) так или иначе, в той или иной мере НАЛИЧЕСТВУЮТ у современного человека. Но абстрактное мышление, как главенствующее, подавляет остальные (См. тему: «КРУГИ мышления…»). В бодрствующем человеке, например, образы СЛЕДУЮТ за именами. Но вот когда абстрактное мышление, потрудившись, «засыпает», вербальные СВЯЗИ между образами ослабевают и образное пытается восстановить своё целостность: мыслить ПО-СВОЕМУ, т.е. восстановить целостность (гармоничность и пр.) разобщённых абстракциями «осколков мозаики». Вот Вам ЕЩЁ один источник хаоса и синтеза нового… Но в ЛЮБОМ случае, новое – это ОБРАЗОВАНИЕ новых связей…
Ну и что Вы НОВОГО мне пытаетесь сообщить Вашим: «У людей, у которых граница сознания и бессознательного нечеткая, подвижная, ОСНОВАНИЯ (кубики, единицы анализа) для процесса мышления и выработки итогового результата (смысла) могут исходить из сознания и из бессознательного»? Я в «Абсурде…» даже показал, каким образом Я-концепция может быть противоречива… Конечно, и в подсознании (вот, например, СТРЕМЛЕНИЕ образного мышления (т.е. СПОНТАННОСТЬ)) существуют процессы, и в бессознательном, которые ЯВЛЯЮТ себя сознанию, но как ВНЕШНЕЕ, чужое, СЛУЧАЙНОСТНОЕ для Я-концепции… Мне же, и я предупредил, в данной теме интересовало, прежде всего, ВНУТРЕННЕЕ случайное В САМОМ сознании, в самой традиции. Вот может или нет САМОСТОЯТЕЛЬНО развиваться организм, человек, общество в условиях ГОМЕОСТАЗА с ВНЕШНЕЙ средой. Если же вернуться к Хайдеггеру, применив при этом аналогию между традицией и Я-концепцией («личностной традицией»), то это – один из вариантов как раз, внутреннего саморазвития (ужас – ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ (в себе)) – способ разрушения Я-концепции человеко-самости до основания («возможности быть» (любым)). Но я, как Вы поняли – не радикал, потому как ПОЛНОЕ разрушение традиции (без преемственности) грозит гибелью если не человеку, то его ЛИЧНОСТИ. Это – возможно. Но НУЖНО ЛИ ЭТО?.. Вот, к примеру, в сектах при одновременном разрушении личности происходит планомерное замещение («программирование») другой личностью, которая «видится правильной» третьей личности. Причём, должен заметить, что, опять-таки, без полного разрыва с «личностной традицией» - перераспределение значений ценностей, добавлением или удалением из их системы некоторых из них. И т.д.
Ну а, собственно, интуиция. Вы правильно заметили. Она важна, когда «нечто» НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ из-за «недостатка», Нет ЦЕЛОГО. ЧАСТИ – ЕСТЬ. Но они, БЕЗ целого, имеют ИНЫЕ смыслы. «Нечто» же, способное СВЯЗАТЬ их вместе общим полем смысла, находится ВНЕ «данной объективной ситуации»… Ну и так далее (См. полезность абсурда в статье Косиловой Е
http://fege.narod.ru/scriptorium/unsinn.htm). Всего – не перескажешь. Да и нельзя.
С уважением. Павел.